Зоя Рогова
Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Изучаем воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
тия
Тема: «Изучаем воздух».
(младш
ая дошкольная группа)
автор: Рогова З. М., воспитатель
Цель: знакомство с качественными характеристиками воздуха.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к окружающему миру, к экспериментированию, познанию нового, поощрять активность, инициативность.
Развивающие задачи: развивать умения детей решать проблемные задачи, умение логически мыслить, воображать, развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста „Изучаем воздух“» размещена в разделах
Образовательные задачи: познакомить детей с качественными характеристиками воздуха (легкий, невидимый, движется, ощущается).
Основная образовательная область: «Познавательная».
Интегрированные образовательные области: коммуникация, художественная литература, здоровье, познание, социализация, музыка.
Методы и приемы: методы: игровые, практические, словесные, наглядные, поисково – исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, художественное слово, напоминания, поощрения, экспериментирование.
Наглядные средства обучения: приглашение для Зайчика, воздушные шары на каждого ребенка, стакан с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, схематические картинки с изображением свойств воздуха, магнитная доска.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова: бесцветный, невидимый, прозрачный.
Предварительная работа: беседа о некоторых свойствах воздуха, оформление приглашения для Зайчика.
Структура:
1. Сюрпризный момент. Беседа.
2. Отгадывание загадки.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Экспериментирование
5. Физминутка.
6. Эксперименты.
7. Подвижная игра.
8. Итог занятия.
Ход образовательной деятельности:
Зайчик за ширмой:
- Здравствуйте, ребята! Лесной почтальон принёс мне красивое приглашение, это не вы его нарисовали? Я так рад, что нашёл вас, я даже принёс вам подарок (дарит воздушный шар воспитателю).
- Ребята, что нам подарил Зайчик? А сколько шариков? Разве хватит одного шарика всем ребятам. Сколько должно быть шариков, чтобы хватило всем? (Зайчик достает шарики для всех детей) Какого они цвета? Какой формы?
Зайчик: Что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?
Воспитатель: - Что же случилось, ребята, кто скажет?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик снова стал большим и красивым?
- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?
- Как он там оказался (появился?
Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом)
Он невидимый, но, всё же,
Без него мы жить не можем (дети отгадывают).
Зайчик:
- А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?
Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты (дыхательную гимнастику комментирует Зайчик).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?
- Для чего нам нужен воздух?
Зайчик: Ой! Получается я тоже воздухом дышу! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха!
- А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха?
Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух? (воспитатель вместе с Зайчиком и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)
Зайчик: А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
Воспитатель: Хотите я вас научу ловить воздух?
(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет).
Воспитатель: Получилось? (подвести детей к выводу, что воздух невозможно поймать).
- А какого он цвета? Мы его видим?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).
Демонстрирует карточки "невидимый" и "бесцветный".
Зайчик: Что-то этот воздух какой-то невидимый. И поймать его невозможно. А почувствовать-то его можно?
Воспитатель: А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?
(Воспитатель раздаёт каждому ребенку по одному вееру и предлагает помахать на себя веером. Она с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать. Демонстрирует «карточку» движение воздуха (ветер).
Воспитатель: А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише,
А деревья выше, выше.
Воспитатель: Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним (подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка)
- Что вы здесь видите?
- Как вы думаете, для чего нам это нужно?
- Ребята, я хочу вам показать опыт!
(Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки).
Зайчик: Ой! А что это булькает?
(Если дети затрудняются, воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы).
- Откуда он появился?
- Почему он булькает?
(Вывод - воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой - водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет).
Зайчик: Что-то я устал. Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть? Хотите, я вас научу играть в любимую игру моих друзей, зайчишек-трусишек?
Вот правила этой игры: воспитатель будет у нас Лисой рыжей красой, а мы все с вами будем зайчишками-трусишками. Мы с вами встанем в круг и споём любимую песенку зайчишек-трусишек, когда мы её допоём, лиса нас ловит, а мы стараемся прибежать на свои места.
Зайчик: Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть. Я же обещал своим друзьям рассказать всё.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть? (воздух невидимый, но мы можем его почувствовать; руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде).
Зайчик:
- Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. А у меня для вас есть гостинцы (морковь). Мне пора домой, в сказочный лес. До свидания, ребята!