Лариса Остроумова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид детской деятельности : познавательно-исследовательская. Тип образовательной деятельности : интегрированная.
Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Программное содержание:
Образовательные задачи:
• учить составлять рассказы об осени по мнемотаблице, закрепить знания детей о жизни диких животных и перелетных птиц;
• закрепить знания детей о признаках осени.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
• воспитывать умение слушать друг друга.
• воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
Предшествующая работа:
• чтение стихов, рассказов об осени, заучивание песен;
• знакомство с приметами осени, беседы об изменениях в жизни животных, птиц;
• экскурсия по территории детского сада, экскурсия в лес;
• рассматривание иллюстраций;
• складывание картинки, разрезанной на 4 части.
Материалы и оборудования: орех; следы зверей на полу, вырезанные из бумаги-самоклейки; пенёк, макеты солнца, тучек, деревьев, стойка, 5 вырезанных из цветной бумаги грибов, игрушка белка, разрезанные картины перелетных птиц «Собери целое из частей», аудиозапись с пением птиц.
Раздаточный: осенние листья.
Демонстрационный: мультимедийное оборудование (компьютер, экран, проектор, мнемотаблица «Осень», кленовый лист.
Методические приемы:
• Игровая ситуация – волшебный лист с приглашением в осенний лес, путешествие по следам зверей;
• Игра "Да или нет",
• Беседа «Осенью»,
• ИКТ – составление рассказов про осень по мнемотаблице «Осень»,
• Вопросы и ответы,
• Физкультминутка «Осенние листочки»;
• Гимнастика для глаз,
• Игровое упражнение «Собери целое из частей» ,
• Подведение итогов, анализ деятельности детей,
• «Угощение яблоками».
Словарная работа : гриб, грибок, грибочек.
Индивидуальная работа: провести индивидуальную работу с Соней С., Аней Д. по закреплению названий осенних месяцев.
Ход занятия.
Дети заходят в музыкальный зал, оформленный на осеннюю тематику, звучит запись с пением птиц.
Воспитатель: - Доброе утро, ребята!
Слышите, птицы запели!
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встаёт и идёт по лесам.
Доброе утро, и солнцу, и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
(Влетает осенний, кленовый лист с приглашением).
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, что это? Да это же приглашение осени! Что там пишут, прочитаем его?
Воспитатель (читает) : «Ребята! Приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу, путь ваш будет не простой, но очень интересный. Жду вас с нетерпением. Осень».
Воспитатель: - Ребята, как же мы будем путешествовать по осеннему лесу, ведь мы совсем не знаем дороги? (предположения детей). Смотрите, чьи - то следы, как вы думаете, чьи они? Может, они нам покажут дорогу?
Дети: - Это следы животных.
Воспитатель: - Наш путь начинается со следов какого зверя?
Дети: - Зайца.
Воспитатель: - Почему вы решили, что это заячьи следы?
Дети: - Потому что у зайца задние ноги длиннее, чем передние.
Воспитатель: - Как же заяц готовится к зиме? Как вы думаете?
Дети: - Меняет серую шубку на белую.
Воспитатель: - Предлагаю встать удобно, друг за другом, отправляемся в путь. Смотрите, следы ведут к пеньку, а на пеньке что-то лежит.
Дети: - Это – лесной орех.
Воспитатель:
-Орех осенний и волшебный
Будет в руки прилетать
И вопросы задавать.
Поиграем в игру "Да или нет".
Кому орех попадет, тот ответит на вопрос.
Воспитатель: - Ребята, прошу встать всех теперь в круг, чтобы всем было удобно поймать орех.
Осенью цветут цветы? (Да)
Осенью растут грибы? (Да)
Тучки солнце закрывают? (Да)
Звери норки закрывают? (Да)
Урожай все собирают? (Да)
Птичьи стаи улетают? (Да)
Часто-часто льют дожди? (Да)
Достаем ли сапоги? (Да)
Солнце светит очень жарко? (Нет)
Можно детям загорать? (Нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (Да)
Воспитатель: - Молодцы. Какие же изменения происходят в природе осенью?
Дети: - Часто идут дожди, листья на деревьях желтеют и опадают, на улице стало холодно и т. д.
Воспитатель: - Правильно, ребята, молодцы. Идем дальше, посмотрите, здесь следы меняются. По следам какого зверя мы пойдем, отгадайте по загадке.
Внешность собаки,
В сереньком фраке,
В лесу под кустами
Щёлкает клыками.
Дети: - Следы волка.
Воспитатель: - На следы какого домашнего животного похожи волчьи следы?
Дети: - На следы собаки.
Воспитатель: - Предлагаю пройти по следам волка, куда же они нас приведут? (Следы ведут к экрану).
Воспитатель: - Следы привели нас к осеннему листику. Наш волшебный листик просит рассказать про осень. И чтобы вам было легко рассказывать про осень, он приготовил для нас мнемотаблицу.
Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: - Сначала я расскажу об осени по этой таблице, а вы внимательно послушайте: «Наступила осень. Солнце меньше греет. Небо закрыто тучами. Идут дожди. Перелетные птицы улетают на юг. Дует сильный ветер, поэтому листья падают на землю. Животные готовятся к зиме. Люди одевают теплую одежду. Осень состоит из трех месяцев - сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью собирают овощи и фрукты – урожай».
Воспитатель: - Сейчас Кира составит рассказ об осени по этой таблице. (Дети у экрана рассказывают об осени).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Очень интересные получились у вас рассказы.
Воспитатель: - Соня, повтори, пожалуйста, какие осенние месяцы мы знаем?
Аня: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: - Правильно, умница.
Воспитатель: - Наши глазки устали, поиграем с ними.
Гимнастика для глаз
Посмотрите все в окно.
Посмотрите влево, вправо.
Ах, как солнце высоко!
Посмотрите все наверх,
А потом посмотрим вниз.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, как много вокруг нас осенних листочков! Возьмите в руки опавшие листочки и немножко с ними поиграем.
Физкультминутка.
Дует, дует ветер (дети качаются)
Дует, задувает,
Желтые листочки (махи руками)
С дерева срывает,
И летят листочки
Кружат по дорожке, (кружатся)
Падают листочки (приседают)
Прямо нам под ножки. (встают и бросают листочки).
Воспитатель: - Как мы весело поиграли.
Воспитатель: - А теперь продолжим наше путешествие по осеннему лесу. Ребята, посмотрите, как вы думаете, перед нами следы какого зверя?
Дети: - Следы медведя.
Воспитатель: - Готовятся ли медведи к зиме?
Дети: - Да. Медведи строят себе берлогу и всю зиму спят.
Воспитатель: - Правильно, а сейчас отправимся по медвежьим следам. (подходят к стойке с грибами).
Посмотрите, как много сушится грибов. Как вы думаете, кто из животных запасает грибы на зиму?
Дети: - Белка.
Воспитатель: - Сколько сушится здесь грибов? Посчитаем. Соня, посчитай, пожалуйста, сколько здесь грибочков? А теперь Дима посчитает.
(Дети считают грибы).
Воспитатель: - Белочкины грибы высохли и стали совсем лёгкими. Подуем на них, проговаривая: гриб, грибок, грибочек.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Слышите, кто-то плачет. Смотрите, да это же белочка! Спросите у нее, почему она плачет?
Дети: - Почему ты белочка плачешь?
Воспитатель: - Белочка говорит, что когда мы с вами дули на грибочки, то нечаянно сдули фотографии её друзей-птиц, они зацепились за ветки дерева и порвались. Поможем белочке собрать фотографии?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Ребята, подойдите, пожалуйста, к этому столу и помогите белочке собрать фотографии ее друзей – птиц.
Игровое упражнение «Собери целое из частей» (картинки перелетных птиц, разрезанные на 4 части, дети подходят к столу и выполняют задание).
Воспитатель: - Ребята, теперь мы знаем друзей белочки. Кто же они? Назовите их, пожалуйста.
Дети: - Ласточка, грач.
Воспитатель: - Правильно, это ласточка и грач. Как вы думаете, какие это птицы: перелетные или зимующие?
Дети: - Перелетные.
Воспитатель: - Почему их называют перелетными птицами?
Дети: - Потому что они улетают в теплые края
Воспитатель: - Правильно, молодцы, ребята, теперь белочка отнесёт фотографии птиц к себе в дупло, ведь до следующей весны она их не увидит.
Воспитатель: - Ребята, расскажите, пожалуйста, белочке, какие животные еще живут в лесу?
Дети: - Лиса, кабан, лось, ежик.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, очень много назвали лесных жителей. А теперь попрощаемся с белочкой.
Дети: - До свидания, белочка.
Воспитатель: - Ребята, наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось? (Поиграть в игру «Да или нет», составлять рассказ по мнемотаблице, находить следы зверей, задувать грибочки, помогать белочке, собирать фотографии друзей белочки, поиграть с листочками и т. д.) О каком времени года мы с вами говорили? (Об осени) Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, и Осень приготовила для вас корзину с ароматными яблоками. Приглашаю всех в группу угоститься яблочками. (Дети прощаются с гостями и уходят в группу).