Гусева Марина Сергеевна
Конспект образовательной деятельности «Путешествие с волшебным цветочком»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Путешествие с волшебным цветочком»
Образовательная область : «Речевое развитие»
Форма организации деятельности : игровая
Возрастная группа: подготовительная к школе(6-7 лет)
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Д/с № 22»
Гусева М. С.
Бугуруслан - 2021
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр
I. Пояснительная записка 3
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие с волшебным цветочком“» размещена в разделах
II. Конспект образовательной деятельности 4
III. Список литературы 14
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время проблема подготовки детей к овладениюграмотой в детских садах является особо актуальной. Как отмечаетсяв специальной литературе, в последнее десятилетие растет числодетей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речьребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общениив дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особыетребования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей ивоспитателей. Но дело резко меняется с началом школьногообучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие детииспытывают значительные затруднения, пишут с ошибками,и как результат - плохие оценки,негативное отношение к школе,отклонение в поведении,повышенная утомляемость и невроз.
Готовность ребенка к овладению грамотой, котораявключает в себя овладение ребенкомзвуко-буквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом допоступления в школу позволяет преодолеть изложенные трудности. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Представленное занятие предусматривает работу в игровой форме по нескольким направлениям: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
2. Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Ф. И. О. педагога Гусева М. С.
2. Доминирующая образовательная область Речевое развитие
3. Вид деятельности детей Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Музыкальная
Восприятие художественной литературы и фольклора
4. Форма организации Игровая
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Тема образовательной деятельности Путешествие с волшебным цветочком
2. Методы и приемы реализации содержания занятия 1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :
-Психологический настрой «Подари тепло души гостям и другу»;
-появление волшебного сундучка и волшебного цветка;
- видео-послание царицы Грамматики;
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД :
- решение проблемных ситуаций (снятие чар с лепестков цветка);
2. Приемы организации практической деятельности детей :
- дидактическая игра «Деление названий школьных принадлежностей на слоги»;
- дидактическая игра «Составь предложение по схеме»;
- дидактическая игра «Буквы разломались»;
- дидактическая игра «Схему к слову подбери и замочек отвори»;
- дидактическая игра «Коврик из гласных и согласных звуков»;
- дидактическая игра «Зашифрованное слово»;
- дидактическая игра «Вы цветочки собирайте – слоги на них читайте и словечки составляйте»
3. Приемы поддержания интереса у детей:
- использование художественного слова в заданиях;
- ситуативная беседа о значении дружбы;
- чередование видов деятельности.
4. Приемы оценки и самооценки:
- словесное поощрение в ходе ОД;- самоанализ.
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное: ситуативная беседа о значении дружбы,эмоциональный настрой «Подари тепло души гостям и другу»;
Познавательное: беседы «Что такое предложение», «Школьные принадлежности»;
Художественно-эстетическое: слушание песни о дружбе.
4. Возрастная группа: Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
5. Цель: Систематизация знаний детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении.
6. Задачи: Образовательные :
- Закреплять графический образ букв;
- Упражнять в чтении слогов и слов, определении количества слогов в слове;
- Закреплять умение в составлении и анализе предложений по схеме;
Развивающие:
- Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа слов: различать гласные,твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги;
- Совершенствовать фонематический слух: развивать умение выделять звук в слове, определять его место в слове;
Воспитательные:
-Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, умение сотрудничать в паре, подгруппе;
- Формировать навык совместной работы в паре.
7. Планируемые результаты: - Ребенокзнает что такое предложение,можетсоставить и проанализировать предложение по схеме;
- ребёнок производитзвуко-буквенный анализа слов;
- ребёнок может выделить звук в слове, определить его место в слове;
- ребенок может прочитать слоги и слова, определить количество слогов в слове.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) ноутбук, проектор,видео-послание «Царица Грамматики», колокольчик, цветик-семицветик, сундучок, разноцветные гелевые шары с заданиями, посылка с тетрадью, азбукой, карандашами, ручкой, пеналом, ластиком,гномик-игрушка, карточки со схемами предложений, части букв на мольберте, замки на верёвке со звуковыми схемами и набором картинок, полотно с картинками, карточки с зашифрованными словами, половинки цветочков со слогами.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных моментах Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик», рассматривание
иллюстраций; рисование по сюжету сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 30 мин.
I. Вводная часть Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели 5 мин.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Воспитатель звенит колокольчиком и дети собираются вокруг воспитателя.
Воспитатель: Мой звонок звенит, заливается, и ребята вокруг меня собираются.
Добрый день, дорогие дети и взрослые! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Ребята, потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями у вас маленький шарик, покатаем его!
- А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям. У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям!
- Давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям).
-Итак, у нас у всех хорошее настроение и это очень хорошо.
Воспитатель отходит немного назад и за что-то запинается…
Воспитатель: Ой! Кто здесь? Да ни кто оказывается, а что – сундучок, да не простой, а весь в буквах.
Воспитатель берет сундучок в руки. Включается запись из сундучка –голос цветка детским голосом.
-С грядки старушка меня сорвала,
Девочке Жене меня отдала.
В моих лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепесток отрывая,
И как называется сказка такая? (ответы детей).
Воспитатель: Что в загадочном сундучке, как вы думаете?
Дети: цветик-семицветик.
Воспитатель (достаёт цветок) :Эта сказка авторская или народная?
Дети: авторская.
Воспитатель: Назовите автора этой сказки?
Дети: Валентин Катаев.
Воспитатель: Какое желание Жени, на ваш взгляд, самое хорошее?
Дети: вылечить Витю.
Воспитатель: Ребята, но что не так с нашим цветком?
Дети: он однотонный.
Лепестки покрыты тонированной плёнкой. 2 мин.
1.2 Мотивация деятельности детей В это время на телевизоре звучит сигнал тревоги SOS… и голос (видео) : «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке с семью лепестками, которые тоже заколдованы. Расколдовать цветок можно только в том случае, если правильно выполнять задания каждого лепестка. Тогда вы сможете узнать магическое слово и колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл». 1 мин.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: так почему наш цветок однотонный?
Дети: он заколдован злым волшебникомБуквоедом, который творит зло в Звуковом царстве, Буквенном государстве.
Воспитатель: хотите помочь царице Грамматики снять колдовские чары? (ответы детей)
Давайте все встанем в круг, возьмемся за стебелек и закроем глаза. Все вместе произнесем волшебное заклинание и Цветик - Семицветик перенесет нас в страну сказок. Готовы?
Неси, неси нас цветок
Через запад на восток.
Облети вокруг земли
В сказку двери отвори!
Звучит волшебная музыка, в это время воспитатель выпускает воздушные гелевые шары с заданиями. Цвета шаров соответствуют цветам лепестков. 2 мин.
II. Основная часть: Дидактическая игра «Деление названий школьных принадлежностей на слоги»
Дидактическая игра «Составь предложение по схеме»
Дидактическая игра «Буквы разломались»
Дидактическая игра «Схему к слову подбери и замочек отвори»
Дидактическая игра «Коврик из гласных и согласных звуков»
Дидактическая игра «Зашифрованное слово»
Дидактическая игра «Вы цветочки собирайте – слоги на них читайте и словечки составляйте»
22 мин.
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Звуковое царство, Буквенное государство. Ребята, а что это (обращает внимание на посылку, к которой прикреплены 2шарика)
Дети: Давайте посмотрим, что в посылке.
( достают из посылки: тетрадь, азбуку, карандаши, ручку, пенал, ластик)
Воспитатель: Что это? Как назвать эти предметы одним словом?
Дети: школьные принадлежности.
Воспитатель: А вот и первое задание (читает задание, лежащее в посылке (или на посылке).
Названья предметов на слоги делите
И сколько в слове том частей – скорее вы скажите!
(дети определяют по хлопкам, сколько слогов в словах)
Воспитатель: А вот и второе задание:
У царицы Грамматики
Помощников не счесть,
Средь них один чудесный Гномик есть.
Воспитатель достает из посылки игрушку-гнома и показывает ее детям.
Он карточку со схемами в подарок вам принёс.
Вы ж проявите своё уменье,
Составьте со словами предложенья!
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, обращая внимание на осанку детей (показывает карточку со схемами предложений).
Воспитатель: Ребята, а кто скажет, что же такое предложенье? Что означают эти чёрточки? Почему здесь ставится вертикальная палочка? А, что означает эта точка? Какие ещё знаки могут стоять в конце предложения (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям составить предложения по схемам со словами, обозначающими школьные принадлежности (по подгруппам).
Дети составляют предложения по предложенным схемам из двух, трех и четырех слов.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием, поэтому расколдовали 2 лепестка (воспитатель снимает пленку с лепестков соответствующего цвета, он становится цветным, на лепестках буквы Д и Р)
Воспитатель: Посмотрите, на нашей дороге буквы (на мольберте разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов). Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? Приступим к заданию (дети приписывают или прикладывают недостающие элементы к буквам и называют их в алфавитном порядке)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились! (открывает следующий лепесток с буквой У)
Дети с воспитателем передвигаются к следующему заданию- шарику (веревка на ней бумажные замки по количеству детей).
Воспитатель: подберите к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок откроется. Когда откроем все замки, расколдуем еще один лепесток и сможем продвинуться дальше (дети выполняют задание, воспитатель открывает замки, при правильном выполнении).
Воспитатель: Я знала, что это вам по силам (открывает следующий лепесток с буквойЖ, движутся к следующему шарику)
Следующий шарик (задание висит на шарике)
Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Первый звук определяйте
Нитки с толком выбирайте.
На полотне расположены картинки. Дети берут по одной из них, определяют первый звук в слове, дают ему характеристику, выбирают фишку соответствующего цвета и размещают её на полотне.
Воспитатель: Отлично (открывает следующий лепесток с буквойИ, движутся к следующему шарику).
Воспитатель: следующее испытание «Зашифрованное слово».
Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.
У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
Воспитатель: Вы и в этом разобрались! (открывает следующий лепесток с буквойТ, движутся к следующему шарику на полянке).
Воспитатель: Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
И словечки составляйте.
Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
Воспитатель: сразу видно, что вы хорошо занимались весь год! (открывает последний лепесток с буквой Е).
- Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. (дети читают слово на лепестках «ДРУЖИТЕ»).
- Как вы думаете, почему именно это слово было заколдованно (ответы детей)
III. Заключительная часть Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение
Подведение итогов ОД 3 мин.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Голос Царицы :
«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я хочу вам подарить на память этот цветик-семицветик, чтобы ваши желания, которые вы загадаете, обязательно исполнились. Но помните, что мы живем не в сказке, а в реальном мире, где добрые дела делает сам человек. Знайте, много из того, что вы желаете, может случиться и без помощи волшебства! Надо только постараться, потрудиться, творить добро своими хорошими поступками!»
Воспитатель: Нам пора возвращаться в группу, продолжать делать добрые и полезные дела.
Дети встают, берутся за цветок, закрывают глаза и произносят слова:
Неси, неси нас цветок
Через запад на восток.
Лишь коснешься ты земли –в детский сад детей верни! (садятся на палас)
Воспитатель: Ребята, где мы сейчас побывали и какое доброе дело сделали? (ответы детей)
- Какие испытания пришлось нам пройти на своем пути?
-Скажите, какие задания показались вам труднее, чем все остальные?
-Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга,поэтому справились со всеми трудностями.
-А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и послушать песню о дружбе. Прощаемся с гостями.
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Книжный центр
«В гостях у книжки» Альбом детских рисунков «Волшебный цветочек»
4.2 Центр творчества
«Хочу все знать» Раскраски «Необычные цветы», «Сюжеты сказки Цветик-семицветик»
Материал и формы для лепки «Волшебный цветок»
4.3 Музыкальный центр
«Веселые нотки» Подборка песено цветах и дружбе.
3. ЛИТЕРАТУРА
1. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» - М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Интернет – ресурс: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628784/