Марина Малафеева
Конспект образовательной деятельности «Путешествие по Поволжью» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с народами
Поволжья.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о народах, проживающих на территории Поволжья.
2. Способствовать развитию у детей познавательного интереса к родному краю.
3. Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре народов Поволжья.
4. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие по Поволжью“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Словарная работа: Поволжье, Чебоксары, Казань, Татарстан, Чувашия, достопримечательность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации по республикам Поволжья.
Средства: презентация «Путешествие по Поволжью», воздушный шар, разрезные картинки, магнитофон, экран, ноутбук, кепка, руль, скакалка, «волшебный мешок», тюбетейка.
Способы: игровой момент - появление воздушного шара, просмотр презентации, беседа, художественное слово, словесная игра «Мир без друга», загадывание загадок, сбор пазлов «Собери орнамент», игровой - подвижные игры: «Тюбетейка», «Луна и солнце», рефлексия.
Ход образовательной деятельности.
В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее и сообщает, что конверт не подписан, предлагает вскрыть конверт и посмотреть что там. Воспитатель вскрывает конверт и находит разрезные картинки, затем предлагает собрать их, чтобы узнать, что за картинки получатся. Дети собирают картинки, а на картинке изображены люди в национальной одежде.
- Ребята! А теперь проверим, правильно ли вы собрали пазлы. Предлагаю вам посмотреть на экран и проверить, правильно ли у вас получилось? (дети проверяют)
Это национальные костюмы народов Поволжья – русский народный костюм, татарский народный костюм, чувашский народный костюм.
- Молодцы, ребята! Вы когда-нибудь бывали в этих республиках? А я вам предлагаю отправиться в путешествие по этим республикам.
- Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей).
- Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (на поезде, на самолёте, на пароходе, на автобусе)
- Я вам предлагаю поехать на автобусе. И нам нужен водитель. Кирилл будет у нас водителем. А я буду гидом. Буду рассказывать об этих республиках.
- Вот и наш автобус. Садимся поудобнее и поехали. (музыка «Мы едем - едем»)
- Ребята! Мы с вами живём в большой стране. А как называется наша страна? Да, правильно, Россия.
- Россия многонациональная страна. Там живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. Дети, а знаете ли вы, какая самая длинная река в России?
- Да, это река Волга. На берегу Волги живут люди разных национальностей и расположены разные республики, такие как Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Мордовия, Марийская Республика. Все жители, живущие в этих республиках, являются народами Поволжья.
- Мы делаем первую остановку – это республика Татарстан. Столица Татарстана – город Казань.
- Какой город является столицей Татарстана? (дети отвечают хором и по отдельности)
- Татарстан – очень красивый и богатый край. Казань прославилась на весь мир тем, что здесь проводились такие большие мероприятия, как «Универсиада» (спортивные соревнования среди студентов, чемпионат мира по водным видам спорта (плавание, прыжки в воду, игры на воде). А в 2018 году Казань станет одним из городов – организаторов, где будет проводиться чемпионат мира по футболу.
- Ребята! Как вы думаете, какие люди разных национальностей живут в Татарстане? (В Татарстане живут татары, русские, башкиры, чуваши, мордва, марийцы.)
- Да, ребята, в Татарстане живут люди разных национальностей и живут они очень дружно. Татарский народ славится своим гостеприимством, весельем. Ребята, вы любите загадки? А татарские загадки отгадаете? Что ж давайте попробуем.
«Полна печь ватрушек, в середине один калач» (Небо, звезды, месяц) «Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (Мороз)
«Полна красная печь черненьких лепешек» (Арбуз)
Есть у меня один войлок, мир может прикрыть, а море не закрывает. (Снег)
«Семь братьев есть: возраст их один, имена разные» (Неделя)
«Без иголки, без нитки нанизаны бусы, Бог создал, рука сорвала» (Кисть винограда)
- Ребята! А теперь давайте с вами поиграем в татарскую народную игру, которая называется «Тюбетейка». ( Правила игры: дети встают в круг, под музыку дети передают тюбетейку по кругу, у кого в руках останется тюбетейка после остановки музыки, выполняет задание. (Музыкальное сопровождение - татарская танцевальная музыка).
- Молодцы, ребята! Как называется игра? («Тюбетейка».)
- Мы делаем вторую остановку – республика Чувашия. Столица республики - город Чебоксары. Город красивый. Он очень известный своими достопримечательностями (достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью, такими как Мать – покровительница (символ столицы, посвященный матери, Присурский заповедник (охраняемая территория, где охота запрещена, Музей В. И. Чапаева (он герой гражданской войны; в музее хранятся и изучаются исторические данные).
- Назовите столицу Чувашии? (Столица Чувашии – город Чебоксары.)
- Скажите, ребята, а что больше всего любят дети? (Ответы детей.)
- Конечно же, играть. Игра - любимое занятие и детей, и взрослых. У каждого народа есть своя народная игра. Сейчас поиграем в чувашскую народную игру «Луна или солнце». (Воспитатель объясняет правила игры.)
- Ребята! Как называется игра? (Игра называется «Луна или солнце».)
Игра «Собери орнамент»
Воспитатель: Спасибо, что помогли. Скажите, а орнаменты, какого народа вы собрали? (Татарского). А вы? (Русского). А у вас? (Чувашского) Следующий флаг с буквой Ж. А нам пора отправляться в путь. Слышите? Гимн какого народа звучит? (Мордовского).
- Молодцы, ребята. Поиграли, отдохнули, а теперь садимся в автобус и продолжаем наше путешествие.
- Мы возвращаемся к нашу область. (Воспитатель обращает внимание детей на экран.)
- А в какой области мы живём? (Мы живём в Нижегородской области.)
- Назовите главный город нашей области? (Главный город нашей области – город Нижний Новгород.)
- Вот и мы вернулись в наш любимый родной город. Как называется наш город? (город – Арзамас).
- Давайте, ребята, послушайте стихотворение о нашем городе:
Арзамас – любимый город,
Ты не мал и не велик,
Но церквями и собором
Ты красив и многолик.
Храмы город украшают,
Слышен звон колоколов,
Арзамас – ты самый лучший
Среди русских городов.
Будь всегда храним ты Богом,
Расцветай и молодей!
Вечно будешь добрым домом
Для живущих здесь людей.
Ирина Калугина
- Да, ребята, в нашем городе очень красиво. Визитной карточкой Арзамаса считается Соборная площадь. Как вы думаете, почему именно она? (ответы детей). (На проекционном экране показаны фото.)
- Ребята! Вам понравилось наше путешествие? В каких республиках мы с вами побывали? Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? Об этом путешествии вы кому-нибудь расскажите? (Ответы детей)
Словесная игра «Мир без друга»
Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его:
Мир без друга был бы не интересным, потому что
Мир без друга был бы безрадостным, потому что
Мир без друга был бы мрачным, потому что.
Ребята! Давайте ещё раз посмотрим на экран. Это наш родной город – Арзамас. Вы любите свой город? Тогда подарим своему любимому городу букет красивых слов. Все эти красивые слова соберём в этот волшебный мешочек, завяжем к нему шарик и отправим его в небо. Пусть летает по небу и раздаёт этот букет красивых слов арзамассцам.
- Я начну, ребята, а вы продолжите. Гостеприимный, спортивный, культурный…
- Когда пойдём на прогулку, возьмём с собой шар и отправим в небо наш букетик. На такой светлой ноте мы заканчиваем наше путешествие, надеюсь, вам понравилось.