Галина Анатольевна Баканёва
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель образовательной деятельности: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Образовательные задачи:
- Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
- узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?
-исследовать свойства соли опытным путём.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей,
-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о
свойствах, формах и видах соли.
-Расширить и углубить представления детей об окружающем мире
посредством знакомства с веществом.
- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.
Развивающие задачи:
-Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
-Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию
окружающего мира.
-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать
выводы.
-Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах,
коллективе.
-Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить»,
«минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».
Оборудование: Соль: поваренная, каменная, морская. Баночки с
солью, ложки, стаканчики, прозрачные ёмкости, лупы, вода, цветной порошок, яйцо, сосуд для заполнения солью, цветные мешочки
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью;, создание декоративного сосуда с цветной солью, рассказ о соли,
-наглядные: показ опыта
-словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, решение логической задачи, вопросы к детям, анализ работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный этап
Дети входят в зал и садятся на стулья.
Воспитатель: Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
«Будет интересно!»
Будем развивать у себя любознательность,
А поможет нам наша наблюдательность.
Вы уже наверно заметили, что у меня сегодня цветные красивые мешочки. А в этих мешочках задания для вас, да непростые, а очень интересные.
Сейчас мы откроем первый мешочек и узнаем, что в нём
Мешочек № 1 Загадка.
Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравиться нам даже. (СОЛЬ)
- Скажите мне, вы знаете где встречается соль? (ответы)
- А для чего она нужна дома? (ответы)
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о удивительной соли и посмотрим, как она нас удивит.
Мы продолжаем дальше и открываем второй мешочек.
Мешочек № 2 (достать из мешочка историю о соли)
Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья. Употребление соли составляет 1 чайная ложка в сутки. Но соль мы используем не только, как приправу, но и для чего?
- Где и для чего ещё можно использовать соль? (ответы)
Воспитатель: Вот настало время открыть ещё один Мешочек № 3. (в мешочке находится свёрток с волшебными словами)
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП ПОВЕРНИСЬ
И В ЛАБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами произнесём волшебные слова и окажемся в лаборатории.
- Кто скажет, что такое лаборатория? (место где проводят опыты)
- А какие правила поведения надо соблюдать в лаборатории? (ответы)
* Не трогать руками глаза
* Не толкать друг друга
* Сначала посмотри и послушай, а потом повтори
* Соблюдай тишину
Воспитатель: Ребята, занимайте места в лаборатории и мы начнём с вами исследовать удивительную соль.
Мешочек № 4 (внутри лежат лупы)
Опыт №1 (детям раздаются лупы)
-Давайте рассмотрим соль, которая лежит у вас на тарелочках.
- Какого цвета соль? (белая)
- На что похожи её частички? (мелкие кристаллы)
- Возьмите ложки и надавите на соль, что происходит? (соль хрустит, кристаллики ломаются)
- Возьмите тарелочки и поднесите к носу. Имеет ли соль запах? (нет запаха)
- А теперь давайте возьмём ложки и попробуем пересыпать соль обратно в баночку. Что мы видим, какая соль? (Cоль сыпется, сыпучая).
Опыт № 2
Воспитатель: Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится»
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем. - Перед вами стаканчики с жидкостью, давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну ложку соли в стакан с водой и размешиваем. Смотрим, что получилось? Делаем вывод. (соль растворяется в воде)
- Логическая задача «Два ослика»
Опыт № 3 «Плавающее яйцо»
- А знаете, что в солёной воде легче плавать. Давайте это проверим, а поможет нам яйцо.
В один стакан добавляем 6 ложек соли и перемешиваем, а в другом у нас будет обычная вода.
Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой,
который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы
видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в
пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Те, кто был на море, наверняка заметили, что на в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву.
Физкультминутка
Дидактическая игра" Солёный несоленый"
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Мешочек № 5 «Цветная соль»
Сейчас мы возьмём и откроем последний мешочек, в нем баночки с цветным порошком. Смешаем соль с цветным порошком у нас получится цветная соль. Таким образом можно получить соль любого цвета.
Воспитатель: - Цветную соль можно использовать и для украшения дома. Нужно насыпать соль в банку слоями с помощью воронки, банку при этом немного поворачивать. Дети по очереди насыпают соль в сосуд и загадывают желание. Получилось красивое украшение для нашей группы.
Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребятки
Что нового мы узнали о соли?
(Мы узнали о том, что соль сыпучее вещество, не имеет запаха, белого цвета, необходима не только для приготовления пищи, но и для создания замечательных сувениров своими руками - бутылочек с цветной солью). – Дети передают сосуд с солью и называют ее свойства и качества.
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
- Чем мы занимались?
- Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Воспитатель: Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты. Я закрываю этот волшебный сосуд, надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся, и прощаюсь с вами. До новых встреч!