Юлия Калинина
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания детей о лесе.
Задачи:
- помочь детям осознать роль леса в жизни всего живого на Земле;
- обратить внимание на экологические проблемы, которые возникают по вине человека;
- учить различать виды деревьев;
- развивать у детей познавательные процессы;
- воспитывать любовь к природе и ответственное отношение к ней.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты
- Темочки
Материально – технические ресурсы: интерактивное оборудование, презентация и развивающая игра по программе Smart на флэшке, карточки, запись голосов птиц.
Содержание ОД:
Мотивация: (Звучит запись голосов птиц).
Воспитатель :
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся?
Дети: мы отправимся в лес.
Воспитатель : где, мы с вами уже путешествовали?
Дети: по земле, в воде, в воздухе.
Актуализация знаний
Воспитатель : сегодня мы поговорим с вами о лесе. (Слайд 1)
Лес - это деревья, кустарники, травы; лес - это дом для огромного количества его обитателей. Лес - это место жительство птиц и животных. Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров. Лес - хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра.
А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух.
Лес - это наша ресурсная кладовая. (Слайд 2) Без леса невозможна хозяйственная деятельность. Поэтому лес – источник множества материалов. Древесина – главный дар леса. Дуб, сосна, лиственница – отличный строительный материал. Они используются для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели.
Ель и пихта используются для изготовления бумаги и для изготовления музыкальных инструментов. (Слайд 3) Также из древесины изготавливают посуду, сувениры (матрешки, ложки, игрушки). (Слайд 4) Древесина является сырьем для изготовления мебели, канцелярских товаров: карандашей, линеек и др. (Слайд 5) При химической обработке дерева из древесины можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. (Слайд 6)
Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.
Лесом можно любоваться. Лес украшает землю и жизнь человека. (Слайд 7)
Открытие новых знаний
Примерные рассказы:
Воспитатель : ребята, а вы знаете, что леса бывают разные. Леса бывают смешанные, лиственные и хвойные.
Самая большая в нашей стране территория, где растут леса называется - тайга. Тайга – это хвойный лес. Там растут лиственница, ель, сосна, пихта, кедр. Смешанные леса – это леса, в которых наряду с хвойными деревьями, растут лиственные: береза, ольха, осина и другие. В широколиственных лесах растут дуб, клен, липа, ясень, вяз.
Воспитатель : А теперь на минутку закройте глаза и представьте лес. Открывайте глаза и расскажите, каким вы его представляете.
Рассказы детей о лесе.
Воспитатель : вы, наверное, заметили, что у вас получились совершенно разные рассказы о лесе. А что же их объединяет?
Дети: в них говорится о красоте леса, о его значении.
Воспитатель : сейчас мы с вами и поговорим о его значении в жизни человека, о проблемах леса.
Какое же значение имеет лес в жизни человека?
Дети: в лесу человек отдыхает, потому что, там красиво и чистый воздух.
Воспитатель : значит, лес – это место отдыха. (Слайд 8)
Дети: в лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.
Воспитатель : значит, лес – аптека. (Слайд 9)
Дети: в лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.
Воспитатель : значит, лес- источник чистой воды и пищи. (Слайд 10)
Дети: человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу.
Воспитатель : значит, лес – это источник топлива. (Слайд 11)
Дети: из древесины делают различные изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.
Воспитатель : значит, лес – это источник древесины. (Слайд 12)
Дети: в лесу растут разные растения, живут всякие животные.
Воспитатель : лес – это дом для растений, животных, грибов. (Слайд 13)
Дети: растения выделяют кислород, которым мы дышим. Лес очищает воздух от пыли, задерживает влагу, защищает почву.
Воспитатель : лес- защитник воздуха, водоемов, почв. (Слайд 14)
Дети: а еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.
Воспитатель : давайте составим схему значения леса в жизни человека: (Слайд 15)
Значение леса:
- Красота;
- Дом для растений, животных, птиц, насекомых;
- Защитник воздуха, водоемов, почв;
- Источник чистой воды и пищи;
- Место отдыха;
- Произрастание лекарственных трав;
- Источник древесины;
- Источник топлива.
Воспитатель : у нас получилась схема «Значение леса».
А всегда ли человек справедливо относится к лесу?
По вине человека возникают экологические проблемы : варварская вырубка леса, необоснованный отстрел и убийства диких животных, загрязнение лесных массивов, разжигание костров, которые приводят к лесным пожарам. (Слайд 16)
Проблемы леса:
- Вырубка;
- Загрязнение леса;
- Браконьерство, или незаконная охота;
- Пожары.
Воспитатель : о чём же должны помнить люди, приходя в лес?
Дети: Лес – наше богатство, его нужно беречь.
Физкультминутка: «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит. " От дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка!
(Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает.
Закрепление новых знаний
Воспитатель : давайте мы с вами поиграем. (Слайд 1)
Из деревьев составьте смешенный лес, хвойный лес, лиственный лес.
Дети на доске по программе Smart составляют лес.
Воспитатель : поселите в лес животных и птиц; ягоды и грибы. (Слайд 2,3)
Дети выполняют задание.
Воспитатель : какие предметы изготавливают из древесины? (Слайд 4)
Что запрещено делать в лесу? (Слайд 5)
Рефлексия
Воспитатель : Где мы сегодня побывали?
Что мы узнали о лесе?
Что нужно делать, чтобы сохранить лес?
Какая информация была самой интересной?
Чтобы вам хотелось еще повторить?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы, спасибо.