Елена Фильченкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- уточнить представление о том, кто такие учёные;
- познакомить со способом познания мира – экспериментом, о назначении лаборатории; с принципом работы пипетки;
- продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей о свойствах воды;
- продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- способствовать развитию любознательности; развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
- развивать внимание детей; умение действовать по алгоритму;
- продолжать воспитывать культуру поведения;
- воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
- формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Материалы:
На маленьком столе – глобус, покрытый платком, загадки, фартуки на каждого ребёнка, белый халат для воспитателя, на столах у детей : клеёнка,
4 одноразовых стаканчика, 2 из них с водой; по 1 формочке (геометрическая фигура); картинка; соломинка для коктейля; одноразовая чайная ложка; блюдце с разными веществами, у кого соль, сахар, мука, песок, масло растительное; тряпочка. Мультимедийная презентация.
Ход НОД:
- Сегодня у нас гости, ваши родители.
- Давайте встанем поскорее в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Я отдаю своё тепло рук вам, а вы мне.
(В центре круга глобус накрыт большой салфеткой).
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об учёных исследователях.
- Скажите, кто такие учёные? Как вы думаете, чем они занимаются? (ответы детей)
- Учёные – это люди, изучающие науку, наш мир и его устройство. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить.
- Есть учёные – теоретики, посмотрите на доску. Это Альберт Эйнштейн - он
основатель современной теоретической физики. А это - Андрей Николаевич Колмогоров – русский математик.
- Также есть учёные – исследователи, которые наблюдают за происходящим в мире и экспериментируют, делают разные опыты. Это Дмитрий Иванович Менделеев - русский химик, а это - Иван Спрыгин - ботаник, исследователь природы.
(рассматриваем портреты учёных с краткой информацией о них)
- Где работают ученые? (учёные работают в научной лаборатории) (рассматриваем фото лаборатории).
- В этих лабораториях очень много разных приборов, колбочки, баночки, весы, микроскоп и др. (рассматривают разные приборы).
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, осторожными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
- А зачем надо соблюдать эти правила? (чтобы не навредить своему здоровью, можно получить ожог или порезаться).
- Мы тоже будем с вами учёными исследователями, но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны (глобус)
- А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли).
- Правильно, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? (синего). Как вы думаете, что это значит? (Значит, что много воды).
- На Земле вода содержится во многих водоёмах, назовите их: (картинки – море, океаны, реки, озёра, родники, болота, пруды).
- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки. Я читаю загадки (картинки – отгадки появляются на доске).
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем (роса)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно (лед)
- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
- Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (жидкой, твердой и газообразной).
- Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды. Без пищи мы можем прожить 3-4недели. Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
- Итак, мы отправляемся в лабораторию по исследованию воды, повторяйте движения за мной.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками).
- В лаборатории учёные работают в специальной одежде, одевайте фартуки, а я халат, чтобы не испачкать одежду.
- Проходите за столы, занимайте рабочие места.
- Я сегодня буду заведующей лаборатории, а вы мои помощники.
- Первый вопрос - Какая вода? Посмотрите, на доске есть подсказки способов обследования воды (на доске показываются подсказки – схемы способов обследования: нос, глаз, рот, рука). Кто может ответить на вопрос, поднимайте руку (вода прозрачная, не имеет запаха, безвкусная, мокрая, холодная).
- Как можно убедиться, что вода прозрачная? (детям предлагается посмотреть сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки). Вывод: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вода чистая, прозрачная.
- Второй вопрос - Имеет ли вода вес? Как это проверить? (дети сравнивают пустой стакан и стакан с водой). Вода имеет вес.
- Третий вопрос - Имеет ли вода форму? дети берут разные сосуды (объёмные геометрические фигуры из куба, в виде формочек) и наливают в них из стакана воду. Вода имеет форму того сосуда, в который она налита.
- Четвёртое задание. Посмотрите, у вас на столах есть разные вещества: соль, сахар, мука, песок, растительное масло. Что произойдёт с водой при взаимодействии с ними? (Дети растворяют эти вещества в стакане с водой).
- Что произошло после смешивания? Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но становится мутной. Масло не растворяется воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.
- А теперь сложное задание - надо очистить воду от разных веществ? Как это можно сделать? Можно её отфильтровать. Я покажу как это делается, а теперь вы сами.
- Что произошло после фильтрования воды с разными веществами? (масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде. На фильтре хорошо видны следы масла. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, мука, песок.
- Существует много разных фильтров - бытовые, производственные. Фильтры отличаются друг от друга по своему назначению, устройству. Но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.
- А сейчас вы попробуете решить сложную задачу. Не трогая стаканы руками, перелейте воду из одного в другой. Как это можно сделать? (с помощью соломинки для коктейля).
(После ответов детей и проделанной работы выставляются картинки – подсказки).
Дети проверяют порядок выполнения задания по алгоритму:
1. Поставить рядом два стакана – один с водой, другой пустой.
2. Опустить соломинку в воду.
3. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести к пустому стакану.
4. Снять палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан.
(Дети проделывают это несколько раз, перенося воду из одного стакана в другой).
- Итак, работа в лаборатории на сегодня закончена.
- Выходите из-за столов, снимайте фартуки, подойдите ко мне.
-Ребята, интересно быть учеными? Какой опыт понравилось делать?
Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям. Все эти и другие эксперименты вы можете провести дома с мамой и папой.