Ольга Гурова
Конспект интегративно — образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цель: обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами в зимний период года.
Задачи:
1. Установить связь между строением, размером, формой клюва и особенностями питания птиц.
2. Отметить взаимоотношения птиц во время зимовки.
3. Формировать желание помочь лесным и городским птицам в зимний период года.
Публикация «Конспект интегративно — образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: картинка леса и городского пейзажа с птицами; картина с изображением кормушки; картинки зимующих птиц города и леса и перелетных птиц; карточки с моделями – заданиями (существенные признаки птиц, питание птиц, правила охраны птиц зимой, корм (крошки хлеба, семечки, пшено, морковь, картофель, чеснок, сок); экран, проектор, слайды, музыкальный материал Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», клей.
Предварительная работа: Наблюдения за птицами на участке, в парке; просмотр слайд – шоу «Зимующие птицы города»; чтение художественной литературы – Г. Снегирев «Про птиц», Н. Сладков «Еловая каша», В. Зотов «Клест», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел»., «Чей нос лучше».
Ход:
Воспитатель приглашает детей к себе, в руках игрушка попугай Кеша.
В: К нам прилетел попугай Кеша. Он живет в Таиланде, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать о нашей зиме и птицах, которые не улетают в жаркие страны.
Отгадайте загадку: Какой это мастер на стекле нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (мороз) ответы детей и попугая Кеши.
О каком времени года идет речь? (о зиме)
В: Что вы можете рассказать о зиме? (краткий рассказ по желанию 2-3 ребенка).
В: А как зимуют наши друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? ( примерные ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться)
1. Дети приглашаются к магнитной доске.
Вывесить картинку с изображением птиц на кормушке на доску.
В: К нам прилетели на кормушку птицы. Посмотрите, все ли правильно. Выберете тех птиц, которые остаются на зиму. Каких птиц убрали.
Дети называют, выбирают, объясняют свой выбор.
В: Расскажите Кеше, как называются эти птицы.
В: Почему убрали других птиц? Что это за птицы? ( ответы детей: ласточка, утка, журавль – перелетные; тетерев, клест - лесные)
В: На наши кормушки прилетают воробьи, сороки, голуби, синицы. А в сильные морозы и северные гости – снегири. Скажите вместе со мной.
Воспитатель вывешивает картинку на доску «городской пейзаж с зимующими птицами».
В: В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Воробьи и голуби сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи, хлеб. Зимой птицы смелее, чем летом. Воробьи объединяются в стайки и летают около жилья.
Воспитатель вывешивает картинку на доску «зимний лес с лесными птицами».
В: Но многие птицы живут в лесу. Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними Кешу (примерные ответы детей).
На полянках между кустов видны следы тетерева. В лесу встретишь синичку, дятла. Найдите их на картинке.
В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются семенами, ягодами – это клест, синица. Найдите их на картинке.
Слайд 10 «клест»
В: В самые трескучие морозы, на заснеженных елях клест вьет теплое гнездо. Самец весело напевает, веселит свою самочку и кормит ее отрыжкой еловых семян. клесты выводят птенцов в феврале, потому, что в марте раскрываются шишки, семена выпадут и этим птицам будет трудно добыть корм. Посмотрите, какой клюв у клеста (острый, длинный, загнутый). Скажите вместе со мной. Как выдумаете, почему?
Слайд 4 «синичка»
В: Если гулять зимой в парках, можно услышать тихие трели синичек. Синичка пугливая, осторожная. Питается она зимой березовыми почками и сережками. Часто прилетает в город. Чем она питается в городе (ответы детей? Посмотрите, какой у нее клюв (острый, маленький, крепкий). Скажите вместе со мной. Как выдумаете, почему?
Слайд 5 «дятел»
В: А лесному работнику дятлу нужен клюв – рабочий инструмент. Дятел своим прямым и сильным клювом не только корм добывает из под коры, но еще и дерево долбит: дупла выдалбливает, жилища устраивает и для себя и для других птиц. Клюв у дятла – долото. Скажите вместе со мной. Как выдумаете, почему?
2. Задание на столе (по карточкам)
У каждого ребенка 2 конверта с заданиями.
1 карточка. «Кто на кормушку прилетел?» найди зимующих птиц, которые могут прилететь на кормушку.
2 карточка. «Узнай, какое время года?» по действию птиц узнать когда это бывает.
3. Физкультминутка.
Дети выполняют пальчиковые упражнения:
1. «Стул»
«Ножка, спинка и сиденье – вот вам стул на удивленье» (левая ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставлен кулачок большим пальцем к себе, по счету менять положение рук.
2. «Цепочка»
«Пальчики перебираем и цепочку получаем» (большой и указательный палец левой руки в кольце, через него попеременно пропускают колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний).
3. «Краб»
«Краб ползет по дну, выставив клешню» (ладони вниз, пальцы перекрещены, опущены вниз, большие пальцы к себе, передвигать на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую).
Дети садятся за столы.
слайд 5 «воробей»
В: Поведение птиц зимой разное. В декабре, когда стоят сильные морозы и темнеет рано, птицы прячутся. В январе день становится длиннее, солнце светит немного ярче, но морозы самые сильные. В феврале день еще длиннее, солнце еще ярче и среди птиц наблюдается оживление. Стайки воробьев задорно чирикают, усевшись на пригреве. В ясный солнечный день можно увидеть большие стаи воробьев, которые громко шумят, заглушая шум улицы.
Слайд 6 «голубь»
В: Голуби становятся более активные, смелые. В безветренные солнечные дни они громко воркуют друг с другом. На площади можно увидеть, как они сидят на очищенном снегу.
Слайд 7 «сорока»
В: У сорок начинаются «Воздушные игры». До весны еще далеко, а эти птицы ведут себя необычно: громко стрекочут, летают парами, сидят на веточка тоже парами. Семья у сорок крепкая, дружная.
Вопрос к детям
В: Каких зимующих птиц вы знаете (ответы детей).
В: А где же ночуют птицы, как вы думаете? (ответы детей)
Синицы ночуют в дуплах, собираются там по несколько птиц и в сильные морозы не вылетают от туда. Дятел ночует в дупле один. Большинство городских птиц ночует под крышами домов. Но есть птицы, которые ночуют под снегом. Это лесные птицы – глухари, тетерева. Они взлетают на невысокую ветку и падают в снег. Там они спят в тепле или прячутся от хищников. Питаются они березовыми почками и сережками.
Зима тяжелое время года, но есть любители забирать чужое. Кто это (сорока).
5. Рассказ о птицах.
Воспитатель предлагает по желанию рассказать о птице, изображенной на карточке.
Ребенок должен рассмотреть картинку в течение некоторого времени. Составить рассказ из нескольких предложений. Описать внешние признаки птицы, ее повадки, размер, особенности питания, характер.
1,2 ребенка. Отметить успехи детей.
В: Давайте вспомним стихотворение Е. Приходько «Кормушка» и сделаем пальчиковую гимнастику.
То не дождь стучит за рамой – постукивание подушечками пальцев друг об друга.
И капелям капать рано - соединить поочередно пальцы с мизинца.
Зимний ветер лют – энергичное растирание ладоней.
То, слетевшись на кормушку – ровные ладони вверх, сжимание в кулачок.
Размягчённую краюшку – руки напротив друг друга.
Воробьи клюют – пощипывание бугорков на ладонях.
В: Кеша, ты познакомился со многими птицами нашего города и пригородного леса. Наш лес является домом для многих птиц.