Белых Татьяна Андреевна
Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи «Звуки [Ч]-[Ц]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи
Тема: «День Рождение Буратино»
Цель: обучение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [ч-ц].
Задачи:
Образовательная: учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
Развивающая: продолжать развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи „Звуки [Ч]-[Ц]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Воспитательная: воспитывать интерес к занятию по воспитанию звуковой культуры речи.
Оборудование: картинки, презентация, ноутбук.
Содержание образовательной деятельности:
Организационно-мотивационный этап.
Игра приветствие.
Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть, давайте поприветствуем друг друга знакомой нам игрой-приветствием.
Игра приветствие:
«Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Какой чудесный день, ребята! Вы любите ходить в гости? Сегодня у Буратино День рождения и всех ребят он приглашает в гости. Но для того, чтобы попасть к нему, нам нужно очень постараться и быть внимательными, для того чтобы пройти все испытания, которые будут встречаться у нас на пути. Поэтому мы сейчас с вами потренируемся: поиграем в игру «Будь внимательным!».
Игра на развитие слуха:
Я буду произносить звуки. Когда услышите звук «ц» - хлопните, а когда услышите звук «ч» - поднимите руку. Итак, на какой звук вы будете хлопать? А на какой звук поднимать руку? А теперь, ребята, покажите такими же движениями – какой звук вы слышите в словах «ц» или «ч» (карточки: часы, синица, цветок, чашка, цапля, грач, одуванчик, огурец).
Молодцы, ребята. Вы были очень внимательны.
Ребята, мы не можем пойти на день рождение к Буратино с пустыми руками, у меня есть воздушные шарики. Ой, ребята, посмотрите, что случилось с шариками?
Правильно, они немного подздулись, и упали. Можно идти на день рождение с такими шариками? Мы не можем пойти на день рождение с такими шариками.
Как мы можем поднять шарики?
Правильно, мы можем на них подуть. Помним, что вдыхаем мы через нос, щёки не надуваем, выдыхаем ртом.
Игра на развитие дыхание:
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Молодцы, теперь мы сможем пойти на день рождение к Буратино.
Основной этап:
Ребята, вот наше первое испытание. Для того, чтобы мы с вами могли красиво сказать поздравления Буратино, нам нужно размять наши язычки. Давайте присядем на стулья, помним про осанку.
Артикуляционная гимнастика:
1) Ребята, первое упражнение мы с вами уже знаем, оно называется «Ем варенье».
Открываем рот, вытягиваем язык, и облизываем по очереди верхнюю и нижнюю губу. Молодцы!
2) Следующее наше упражнение тоже вам знакомо, оно называется «Трубочка».
Складываем губы в трубочку и состоянии напряжения задерживаем их на несколько секунд. Повторить 5 раз.
3) Следующее упражнение новое, слушайте внимательно, оно называется «Заборчик».
Губы раздвигаем в стороны, обнажив зубы, челюсти сжаты (от 5 до 10 секунд).
4) «Месим тесто»
улыбнуться; спокойно положить язык на нижнюю губу; пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
5) Последнее наше упражнение называется «Чистим зубы»
улыбнуться, открыть рот; кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы;
делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх; нижняя челюсть при этом не двигается.
Молодцы, ребята, мы справились с первым испытанием, и можем отправляться дальше.
Знакомство детей с новым звуком:
Ребята, посмотрите тут какие-то звуки, для того чтобы пройти дальше нам нужно с ними познакомиться. Это звуки Ч и Ц.
Выставляется картинка с буквой «Ч».
Давайте расскажем про звук «Ч».
Произнесите звук «Ч». Звук «Ч» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? (мешает) Что мешает ему? (язык и зубы) Мы можем пропеть его? (нет)Нет, значит какой это звук? (значит звук согласный) Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его свободно пропеть как, например, звук «А».
Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет? Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ч-ч-ч-ч.
Он глухой.
Значит, какой звук «Ч», Тимур? (глухой)
Молодец, Тимур.
Давайте посмотрим на другую картинку и расскажем про звук «Ц».
Выставляется картинка с буквой «Ц».
Произнесите звук «Ц». Звук «Ц» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? (мешает) Что мешает ему? (мешает язык и зубы) Мы можем пропеть его? Нет, значит, какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его пропеть как.
Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет? Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ц-ц-ц-ц.
Он глухой.
Кто хочет рассказать? Кира, расскажи нам про звук «Ц», только полным предложением, какой он? (звук «Ц» согласный, глухой)
Умница, Кира.
Молодцы, ребята, мы познакомились со звуками Ч и Ц. С этим испытанием мы справились, теперь мы можем отправиться дальше.
Ребята, мы с вами немного устали, предлагаю отдохнуть и выполнить физминутку.
Физкультминутка.
Едем, едем на машине, (Дети крутят руль)
Нажимаем на педаль, (Стопу правой ноги поднимают и опускают)
Скорости переключаем, (Сгибают и разгибают руки в локтях)
Смотрим пристально мы вдаль. (Одну руку ставят на пояс, другую козырьком подносят ко лбу)
Дворники счищают капли
Влево, вправо. Чистота! (Руки сгибают в локтях, изображают движения «дворников»)
Волосы шевелит ветер. (Быстро двигают растопыренными пальцами, согнутых в локтях.)
Мы шоферы хоть куда! (Хлопают в ладоши)
Молодцы, присаживайтесь на свои стульчики.
Изолированное произношение звука:
Нас ждёт ещё одно испытание, которое называется «Эхо».
Я буду произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а вы, Ребята, по очереди повторяйте :
Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч-Ц; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ.
Молодцы, отправляемся дальше.
Отработка звука в слогах (чистоговорки):
Ребята, наше новое испытание называется «Весёлые чистоговорки». Я прочитаю чистоговорки, а вам нужно будет их повторить.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Ча-ча-ча – на столе горит свеча.
Юч-юч-юч - потеряла Оля ключ.
Чу-чу-чу – погасили мы свечу.
Молодцы!
Отработка звуков в словах:
Ребята, вот мы и добрались на День Рождение к Буратино, посмотрите, как много животных хотят попасть к Буратино на День Рождение. Но гости приглашены только те, в названиях которых есть звук «ч» или «ц». Буратино попросил вас, ребята, раздать приглашения на день рождение. Кому же мы дадим приглашения?
На доске животные: цыпленок, цапля, заяц, черепаха, ласточка, бабочка, гусеница, кузнечик и ежик. Детям раздаются приглашения, каждый ребенок подходит к доске, называет животное и прикрепляет приглашение к нужной картинке. Без приглашения остается ежик.
Молодцы, ребята! Буратино был уверен, что вы справитесь с заданием, и заранее пригласил вас тоже в гости, ведь в слове «молодцы» какой нужный звук есть? («ц»)
Отработка звука во разовой речи:
Буратино на своем празднике предлагает поиграть в игру «Волшебники». Оказывается, ребята, есть такие слова со звуком «ц», которые можно изменить так, чтобы в них появился звук «ч». Например: лисица, если она маленькая или мы хотим назвать ее ласково, как мы говорим? (лисичка).
Итак, ребята, я вам называю слово со звуком «ц», а вы превращаете его в слово со звуком «ч».
Игра в кругу с мячом.
Курица – курочка.
Огурец – огурчик.
Птица – птичка.
Палец – пальчик.
Заяц – зайчик.
Пуговица – пуговичка.
Сестрица – сестричка.
Синица – синичка.
Молодцы, ребята.
Заключительный этап. Рефлексия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, давайте скажем Буратино «До свидания».
Раз, два, три, четыре, пять,
Быстро едем мы опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Даже ветру не догнать.
Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам, ребята, в гостях у гномика? Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение».
1) Я сегодня познакомился со звуками…
2) Мы были на дне рождении у…
3) Больше всего мне понравилось…
4) Мне было трудно.