Папки-передвижки

Консультации для воспитателей «Методы развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями»

Юлия
Консультации для воспитателей «Методы развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы

Методы развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

У многих детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи исследования показывают, что у этих детей наблюдается недостаточный уровень развития как крупной, так и мелкой моторики рук. Замедленное развитие тонкой моторики у дошкольников затрудняет освоение навыков самообслуживания, мешает манипуляциям с мелкими предметами и сдерживает развитие определенных видов игровой деятельности. Это подчеркивает важность целенаправленной работы по коррекции и развитию координации движений рук и общей ловкости для этой группы детей.

Развитие двигательных функций у детей происходит в результате их взаимодействия с окружающими предметами и обучения в процессе общения со взрослыми. Двигательная активность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев (ручной ловкости, также положительно влияет на речевую функцию ребенка и способствует развитию сенсомоторной стороны речи.

Сопровождение действий ребенка взрослыми с помощью словесных комментариев, включая наименование предметов, их характеристик, назначения и расположения, а также последовательности выполняемых действий, способствует освоению родного языка и развитию речи ребенка.

Кроме того, взаимодействие с предметами, в отличие от стандартных гимнастических упражнений, воспринимается детьми как более значимое и необходимое благодаря своей наглядности и практической направленности. Это повышает мотивацию детей к таким занятиям и способствует осмысленному выполнению заданий. Для развития тонкой моторики рук можно применять разнообразный спортивный инвентарь и мелкие предметы, такие как скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки и утяжелённые мешочки. Знакомство детей с новыми упражнениями происходит на занятиях физкультуры. Продолжение формирования тонких движений рук и улучшение двигательных навыков осуществляется в процессе гимнастики, физминуток и во время прогулок. В работе с детьми над развитием тонкой моторики рук важную роль играют упражнения с малыми мячами, которые могут различаться по размеру, материалу, цвету, фактуре и назначению. Это разнообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные и физические особенности каждого ребёнка; во-вторых, через мышечные ощущения, зрительное и тактильное восприятие в ходе манипуляций ребёнок осваивает навыки сравнения предметов; в-третьих, дети знакомятся с названиями различных действий, признаков и свойств предметов, что впоследствии позволяет им самостоятельно давать подробные описания различных мячей и выполняемых с ними действий.

На начальном этапе вместо мяча можно применять утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (рекомендуется избегать песка). Мешочек должен быть не слишком плотно набитым и не тугим, что делает его более удобным для захвата одной рукой. При падении на пол он не катится, и ребёнок лучше ощущает его в руке. Можно выполнять различные упражнения с перекладыванием предметов.

1. Исходное положение – мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – разведите руки в стороны, делая вдох; на счёт 3-4 – опустите руки вниз перед собой (или за спину, переложив мешочек в левую руку, при этом сделайте выдох. Повторите то же самое, держите мешочек в левой руке.

2. Сидя, разведите ноги в стороны, мешочек держите в правой руке рядом с бедром. На счёт 1 – разведите руки в стороны, делая вдох; на счёт 2-3 – наклонитесь к левой ноге, переложив мешочек в левую руку, и сделайте выдох; на счёт 4 – вернитесь в исходное положение. Повторите то же самое, наклоняясь к правой ноге.

3. Исходное положение – мешочек в правой руке. На счёт 1 – разведите руки в стороны; на счёт 2 – поднимите правую согнутую ногу, держа спину прямой, и переложите мешочек из правой руки под коленом в левую руку; на счёт 3 – снова разведите руки в стороны и опустите ногу; на счёт 4 – вернитесь в исходное положение. Повторите то же самое, согнув и подняв левую ногу.

4. Исходное положение – ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – подбросьте мешочек перед собой и поймайте его обеими руками; на счёт 3-4 – повторите то же самое. Затем сделайте то же самое с мешочком в левой руке.

5. Исходное положение – ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбросьте мешочек перед собой, хлопните в ладоши и поймайте его обеими руками. Повторите с мешочком в левой руке.

6. Исходное положение – ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбрасывайте мешочек и ловите его правой рукой; затем повторите то же самое левой рукой.

7. Упражнения по броскам и ловле предметов в парах.

8. Бросайте и ловите мешочки обеими руками, стоя на расстоянии 2-4 метра друг от друга.

9. Перебрасывайте мешочек друг другу одной рукой, а затем другой рукой.

10. Одновременно бросайте мешочки друг другу обеими руками и ловите их.

11. Групповые упражнения по передаче, подбрасыванию и ловле предметов. 1. Дети сидят по-турецки в кругу. Они передают мешочки друг другу под музыкальное сопровождение. Когда музыка останавливается, передача прекращается, и с возобновлением музыки игра продолжается. 2 Дети располагаются в круге, а один из них, водящий, находится в центре с мешочком в руках. Он подбрасывает мешочек вверх и называет имя одного из игроков, который должен поймать его. Тот, кто поймает мешочек, становится новым водящим.

Навыки, приобретённые в упражнениях с утяжелёнными мешочками, затем применяются в аналогичных упражнениях с другими предметами, такими как матерчатые и резиновые мячи, кольца и т. д. Матерчатый мяч, размером с теннисный, можно сделать из любой ветоши, плотно скатанной в шар, который затем обшивается тканью. Кольца могут быть диаметром 20-25 см и толщиной 0,5-1 см; они могут быть деревянными или пластиковыми. Также их можно изготовить из фанеры или толстого картона, обмотав ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами помогает детям с речевой патологией добиваться значительных успехов в развитии двигательной сферы и стимулирует их речевую активность.

Публикации по теме:

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Фотоотчет «Организация уголка для развития мелкой моторики в младшей группе» к Дню мелкой моторикиФотоотчет «Организация уголка для развития мелкой моторики в младшей группе» к Дню мелкой моторики 1 сентября этого года к нам в группу пришли малыши трех лет. Перед нами, педагогами, встала главная задача – развитие мелкой моторики рук.

Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениямиДидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультации для воспитателей «Методы развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями»
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 13:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультации для воспитателей «Методы развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия (УИ 2408553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД