Юлия
Консультации для воспитателей «Методы развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Методы развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
У многих детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи исследования показывают, что у этих детей наблюдается недостаточный уровень развития как крупной, так и мелкой моторики рук. Замедленное развитие тонкой моторики у дошкольников затрудняет освоение навыков самообслуживания, мешает манипуляциям с мелкими предметами и сдерживает развитие определенных видов игровой деятельности. Это подчеркивает важность целенаправленной работы по коррекции и развитию координации движений рук и общей ловкости для этой группы детей.
Развитие двигательных функций у детей происходит в результате их взаимодействия с окружающими предметами и обучения в процессе общения со взрослыми. Двигательная активность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев (ручной ловкости, также положительно влияет на речевую функцию ребенка и способствует развитию сенсомоторной стороны речи.
Сопровождение действий ребенка взрослыми с помощью словесных комментариев, включая наименование предметов, их характеристик, назначения и расположения, а также последовательности выполняемых действий, способствует освоению родного языка и развитию речи ребенка.
Кроме того, взаимодействие с предметами, в отличие от стандартных гимнастических упражнений, воспринимается детьми как более значимое и необходимое благодаря своей наглядности и практической направленности. Это повышает мотивацию детей к таким занятиям и способствует осмысленному выполнению заданий. Для развития тонкой моторики рук можно применять разнообразный спортивный инвентарь и мелкие предметы, такие как скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки и утяжелённые мешочки. Знакомство детей с новыми упражнениями происходит на занятиях физкультуры. Продолжение формирования тонких движений рук и улучшение двигательных навыков осуществляется в процессе гимнастики, физминуток и во время прогулок. В работе с детьми над развитием тонкой моторики рук важную роль играют упражнения с малыми мячами, которые могут различаться по размеру, материалу, цвету, фактуре и назначению. Это разнообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные и физические особенности каждого ребёнка; во-вторых, через мышечные ощущения, зрительное и тактильное восприятие в ходе манипуляций ребёнок осваивает навыки сравнения предметов; в-третьих, дети знакомятся с названиями различных действий, признаков и свойств предметов, что впоследствии позволяет им самостоятельно давать подробные описания различных мячей и выполняемых с ними действий.
На начальном этапе вместо мяча можно применять утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (рекомендуется избегать песка). Мешочек должен быть не слишком плотно набитым и не тугим, что делает его более удобным для захвата одной рукой. При падении на пол он не катится, и ребёнок лучше ощущает его в руке. Можно выполнять различные упражнения с перекладыванием предметов.
1. Исходное положение – мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – разведите руки в стороны, делая вдох; на счёт 3-4 – опустите руки вниз перед собой (или за спину, переложив мешочек в левую руку, при этом сделайте выдох. Повторите то же самое, держите мешочек в левой руке.
2. Сидя, разведите ноги в стороны, мешочек держите в правой руке рядом с бедром. На счёт 1 – разведите руки в стороны, делая вдох; на счёт 2-3 – наклонитесь к левой ноге, переложив мешочек в левую руку, и сделайте выдох; на счёт 4 – вернитесь в исходное положение. Повторите то же самое, наклоняясь к правой ноге.
3. Исходное положение – мешочек в правой руке. На счёт 1 – разведите руки в стороны; на счёт 2 – поднимите правую согнутую ногу, держа спину прямой, и переложите мешочек из правой руки под коленом в левую руку; на счёт 3 – снова разведите руки в стороны и опустите ногу; на счёт 4 – вернитесь в исходное положение. Повторите то же самое, согнув и подняв левую ногу.
4. Исходное положение – ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – подбросьте мешочек перед собой и поймайте его обеими руками; на счёт 3-4 – повторите то же самое. Затем сделайте то же самое с мешочком в левой руке.
5. Исходное положение – ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбросьте мешочек перед собой, хлопните в ладоши и поймайте его обеими руками. Повторите с мешочком в левой руке.
6. Исходное положение – ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбрасывайте мешочек и ловите его правой рукой; затем повторите то же самое левой рукой.
7. Упражнения по броскам и ловле предметов в парах.
8. Бросайте и ловите мешочки обеими руками, стоя на расстоянии 2-4 метра друг от друга.
9. Перебрасывайте мешочек друг другу одной рукой, а затем другой рукой.
10. Одновременно бросайте мешочки друг другу обеими руками и ловите их.
11. Групповые упражнения по передаче, подбрасыванию и ловле предметов. 1. Дети сидят по-турецки в кругу. Они передают мешочки друг другу под музыкальное сопровождение. Когда музыка останавливается, передача прекращается, и с возобновлением музыки игра продолжается. 2 Дети располагаются в круге, а один из них, водящий, находится в центре с мешочком в руках. Он подбрасывает мешочек вверх и называет имя одного из игроков, который должен поймать его. Тот, кто поймает мешочек, становится новым водящим.
Навыки, приобретённые в упражнениях с утяжелёнными мешочками, затем применяются в аналогичных упражнениях с другими предметами, такими как матерчатые и резиновые мячи, кольца и т. д. Матерчатый мяч, размером с теннисный, можно сделать из любой ветоши, плотно скатанной в шар, который затем обшивается тканью. Кольца могут быть диаметром 20-25 см и толщиной 0,5-1 см; они могут быть деревянными или пластиковыми. Также их можно изготовить из фанеры или толстого картона, обмотав ленточным материалом.
Использование упражнений с различными мелкими предметами помогает детям с речевой патологией добиваться значительных успехов в развитии двигательной сферы и стимулирует их речевую активность.