Екатерина
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дифференциация звуков [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи.
Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Носова Екатерина Игоревна
МБДОУ «Детский сад №40»
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи „Дифференциация звуков [ж]-[ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Задачи:
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах.
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику.
Предварительная работа:
Рассматривание картинки со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф, разучивание скороговорок.
Методы и приё мы:
1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.
2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.
3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.
4. Практические: подражательные упражнения, игры.
Оборудование и материалы: Картинки жук, змея; (на каждого ребенка, су-джок массажеры (по одному на каждого ребёнка).
Ход занятия
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки. Воспитатель загадывает загадки.
Не жужжу, когда сижу
Не лежу, когда лежу
Не жужжу, когда тружусь
А, жужжу, когда кружусь (ЖУК)
Воспитатель: - Правильно, это жук, ребята, а как жужжит жук? ЖЖЖЖ
- А сейчас встретим другого гостя.
Извивается, скользит
И на солнышке блестит,
Длинный хвост и чешуя
Называется …. (Змея)
Воспитатель: - Конечно, это змея. А как шипит змея? ШШШШ
Воспитатель: - Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня играть?
Воспитатель: - Да, мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].
Воспитатель: - Наши гости пришли не с пустыми руками, они приготовили подарок, но чтобы, получить его, выполним задания, которые они для нас приготовили. (Посылка с конвертами заданий)
Воспитатель: - Итак, первое задание. (Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаем вам выполнить зарядку для язычков).
- Покажите, как жужжит жук? (Ж-ж-ж)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Слон»
Вытянув вперед губы трубочкой, образовать хобот слоника. Набирать водичку, слегка при этом причмокивая.
Упражнение «Мороженое»
Улыбнуться. Широко открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
Упражнение «Шарик»
Надуть щеки. Сдуть щеки.
Воспитатель: - Молодцы ребята. Следующее задание
Задание 2. «Повтори чистоговорки».
Ша-Ша-ша наша каша горяча.
Жа-Жа-Жа положи в мешок ежа.
Жи-Жи-Жи голосистые чижи.
Жу-Жу-Жу молоко дадим ежу.
Аш-Аш-Аш мы построили шалаш.
Аша-Аша-Аша молочкая каша.
Шком-Шком-Шком я машу флажком.
Ушка-Ушка-Ушка весит на елке хлопушка.
Жок-Жок-Жок коровы вышли на лужок.
Ошка-Ошка-Ошка деревянная матрешка.
Ышка-Ышка-Ышка там моя малышка.
Жинка-Жинка белая снежнка.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давайте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж».
Задание 3
Воспитатель: Ребята, давайте встанем на ножки. Звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Услышав тот или иной звук, Вы должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Приступаем ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, а сейчас пройдем за стол.
Задание 4
Дидактическая игра «Ферма звуков»
Воспитатель: Перед вами лежат карточки. На них изображены слова со звуками «Ш» «Ж»
- Сейчас вы по очереди будите называть слова, которые нарисованные на картинке если услышите звук – ж, то эту карточку кладем жуку, если слышим звук – ш, кладем карточку змейке.
Воспитатель: - Молодцы, все карточки разложили правильно, все справились с заданием. Давайте посмотрим следующее задание.
Задание 5.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш», которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
1. Картинки. Жираф, желудь, мышь, жук. Какая картинка лишняя, почему?
В слове мышь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?
2. Картинки: кошка, шарик, шляпа, ножницы. Какая картинка лишняя, почему?
В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
3. Картинки: шишка, шоколад, машина, жвачка. Какая картинка лишняя, почему?
В слове жвачка звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.
- Ой, ребята посмотрите, что это? (Мячик суд-жок) Это жук и змейка приготовили для нас последнее задание, давайте поиграем с мячиком.
«Колючий ежик» (музыка)
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Нашим гостям очень понравилось у нас в гостях.
Рефлексия.
Воспитатель: - А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)
-С какими звуками мы сегодня играли?
-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)