Годовикова Надежда
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История пасхальной открытки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Березка»
Конспект образовательной интегрированной деятельности по познавательному развитию
на тему: «История пасхальной открытки»
для детей подготовительной группы
Воспитатель подготовительной группы МКДОУ №2 «Березка»
Годовикова Н. А.
Инза 2020
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „История пасхальной открытки“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытка своими руками
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Пасхальные открытки
- Пасхальные поделки, аппликации, рисование
- Темочки
Цель: формирование знаний о православном празднике Воскресения Христова, на основе изучения национальных традиций, используя жизненный опыт детей и средства изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие: знакомство детей с историей возникновения одного из символов праздника Светлой Пасхи – пасхальной открыткой.
Развивающие : развивать интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям; развивать изобразительные навыки, воображение, творческую активность.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, народному творчеству.
Возраст детей: 6-7 лет.
Образовательная область : познавательное развитие (художественно-эстетическое развитие, коммуникативное развитие).
Словарная работа: благовест, трезвон, перезвон.
Тип занятия: интегрированное.
Методы и приемы:
словесный (беседа, вопросы, уточнения, поощрения);
наглядно-демонстрационный (выставка иллюстраций с пасхальными открытками);
практический (рисование);
игровой;
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми;
Оборудование и материал: корзина с пасхальными угощениями, коллекция сувенирных пасхальных яиц, иллюстрации старинных пасхальных открыток, альбомные листы, восковые мелки, простые карандаши, резинка, цветные карандаши.
Предварительная работа: беседа с детьми о народном празднике, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, хороводных игр и песен о Пасхе, рассматривание мини-выставки коллекции сувенирных яиц.
ХОД
- Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Этот праздник в воскресенье,
Будет в доме угощенье.
Дома мы заранее проявим старание
Будут яйца расписные
Храма купола златые
Клеим, лепим, вырезаем
Дома близких поздравляем
В душах свет, добро и ласка
В этот ясный праздник (Пасхи)
- В будущее воскресенье мы отмечаем великий праздник Светлое Христово Воскресенье. Как еще называют этот праздник? (Ответы детей). Правильно Пасха. Пасха - самый главный праздник для православных христиан. Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело. Что является символом этого праздника? (Ответы детей.)
- Правильно, главный символ праздника – окрашенное яйцо, поэтому их дарили на Пасху друг другу. Говорили: «Кто яйцо друг другу дарит, счастлив целый год бывает». А что еще люди делали в этот праздник? (Ответы детей).
- Правильно, пекли куличи, пироги, делали творожную пасху. А еще, ребята, в течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный перезвон. На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья,
Зазвучал со всех сторон.
- Сейчас мы послушаем Пасхальный перезвон. Еще его называли Пасхальный Благовест. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить. Старайтесь, чтобы ваши колокольчики звучали дружно, вместе с большими колоколами (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания)
- Как звучат колокола в великий праздник Пасхи? (празднично, торжественно).
-А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Её по почте посылают,
С праздниками поздравляют
Не письмо и не визитка
А красивая (открытка)
-Правильно, ребята. И сегодня я расскажу вам об еще одной красивой и старинной русской традиции - поздравлять родных и близких пасхальными открытками. А для этого я приглашаю вас на выставку. На нашей выставке представлены иллюстрации старинных пасхальных открыток.
- Открытки или открытые письма возникли несколько сотен лет назад в далекой стране Англии. Они относились к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи, поздравляли с днем Ангела. В Россию открытки пришли чуть позже, в 1871 году. Первоначально праздничные открытки привозились с Запада, соответственно праздничная символика таких открыток была типично западной:
- Ребята, обратите внимание на эти открытки. Что на них изображено? (Ответы детей) Правильно, на открытках изображены зайчата, кролики, цыплята. Не очень нравилась русскому народу такая пасхальная символика и с годами русские художники стали все больше ориентироваться на русские традиции и на пасхальных открытках появились другие темы. Изо всех праздничных открыток в России - пасхальные всегда считались самыми красивыми.
- Например: существует множество пасхальных открыток, на которых изображена верба. (Воспитатель обращает внимание детей на открытки с изображением веточек вербы) Вербное воскресенье отмечается за неделю до Светлого воскресенья. Можно сказать, что всё, происходившее в этот день, было так или иначе связано с вербой. Украшенные цветами и лентами веточки приносили домой, ставили перед иконами, на Пасху туда же клали освящённое яичко.
- Ребята, без чего еще невозможно представить Светлое Христово Воскресенье? (Ответы детей). Правильно, невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца на праздничном столе, и в руках взрослых и детей. (Воспитатель обращает внимание детей на открытки с данной темой)
-Часто на открытках изображались игры с пасхальными яйцами. Какие игры вы знаете? (Ответы детей). Давайте мы с вами поиграем в веселую игру.
Игра «Катись, катись яичко»
Считалкой ребята выбирают водящего, а водящий по своему желанию выбирает себе пару. Водящие договариваются друг с другом что они будут говорить следующим водящим и становятся спиной друг к другу с яичками в руках внутри круга.
Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются хороводным шагом в одну сторону.
Катись, катись яичко посреди кружочка,
Найди, найди яичко для меня дружочка
С окончанием текста дети останавливаются. Водящие протягивают яйца и на кого смотрит яйцо говорят:
1. Вы яйцо в руки берите и его все покрутите
2. Вы яйцо в руки берите и его все покатите,
3. Вы яйцо в руки берите и в него вы попадите,
4. Вы яйцо в руки берите и по кругу вы бегите
5. Да и с ним вы попляшите
Ребята на кого смотрят водящие, берут у них яйца и выполняют задание, а все дети хлопают в ладоши:
1. Крутят яички стоя в кругу. У кого дольше прокрутится яйцо остаётся в кругу за водящего и выбирает себе пару.
2. Катают яйца. У кого дальше прокатится яйцо остаётся в кругу за водящего и выбирает себе пару.
3. Выбивают яйца. Кто выбьет яйцо остаётся в кругу за водящего и выбирает себе пару.
4. Бегут по кругу. Кто первым прибежит в круг остаётся в кругу за водящего и выбирает себе пару.
5. Пляшут под музыку различного характера по замыслу музыкального руководителя.
-Ребята. А на какие открытки вы еще обратили внимание. (Ответы детей). Правильно вы заметили. Самыми милыми были открытки с изображением детворы. Они получались настолько светлыми и уютными, что были одними из самых любимых в народе. На многих открытках помимо поздравления были присказки или поучительные надписи — такие открытки принято было дарить детям.
-Накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток несли поздравления со Светлым днём тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.
Сегодня мы тоже сделаем открытки, которыми вы поздравите своих родных с праздником, но прежде я предлагаю вам поиграть.
Игра «Займи место»
Одного из участников игры выбирают водящим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идё т за кругом в противоположную сторону и говорит:
«С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной! Хоп!»
Сказав «Хоп», водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу на встречу водящему. Оббежавший круг раньше, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
- А теперь, ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами пришли в предпраздничную мастерскую и превратились в художников, тех самых, которые так красиво рисовали открытки
Воспитатель осторожно подводит детей к рабочим столам
-Откройте глаза, посмотрите, в мастерской уже все готово, для того чтобы приступить к работе.
Сегодня мы с вами будем делать открытку «Волшебное пасхальное гнездышко»
Показ и обсуждение образца.
Начнем с того, что сделаем эскиз композиции.
Физкультминутка после выполнения рисунка в карандаше.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
А теперь приступайте к раскрашиванию.
После окончания работы дети убирают свои рабочие места и раскладывают свои открытки на столе.
Ребята, вам понравились старинные открытки? А какие понравились больше? Чем? (Высказывания детей).
- Какие замечательные открытки у вас получились. (Анализ работ)
Ну вот и все, вам весеннего праздничного настроения и счастливого праздника Светлой Пасхи!