Ирина Сметанина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольника 6–7 лет «Лес — многоэтажный дом»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольника 6-7 лет
Тема «Лес – многоэтажный дом»
Сметанина И. Н.
Цель: закрепить знания о лесе, как об экосистеме.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольника 6–7 лет „Лес — многоэтажный дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
— дать детям представление о том, что лес – это живой организм, который мы должны беречь, учить анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, побуждать детей оказывать ей посильную помощь,
— развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.
— воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, чувство гармонии и красоты, уважительное отношение к обитателям леса.
Ход занятия
Дети усаживаются на стульчики, перед мольбертом с картиной с изображением леса.
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадки, отгадав их, вы поймете, о чем пойдет речь сегодня:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем.
Догадались? Конечно – это лес. А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие отгадки:
Отгадывание загадок
Дружбу водит он с лисой,
Для других — ужасно злой.
Все зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый (волк).
——
У него колючий бок.
Он охотиться ночами,
За жуками и мышами… (Еж).
——
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (заяц).
——
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет… (медведь)
——
Кто, ответьте поскорей,
Самый хитрый из зверей?
Кто всем курочкам гроза?
Это рыжая …. (лиса)
Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери. А кто ещё живёт и растёт в лесу
(Дети называют все, что живет и растет в лесу).
Наш лес напоминает многоквартирный дом, где важен каждый кирпичик этого дома и каждый его житель. И мы попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы:
Дидактическая игра «Кому – что?»
— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.)
– Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).
-- Что случится, если в лесу не будет травы? (Погибнут травоядные животные)
— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).
— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).
- Что они дают человеку?
— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).
— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).
— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).
Воспитатель: А теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения : дерева, совы, мыши, грибов, ягод. (Дети делятся на две группы с помощью коробочки с цифрами и выполняют задание за двумя столами, определяя кто чем питается, а затем проверяют друг друга. С помощью картинки дерева делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).
Воспитатель: Лес называют «Лесным домом», как вы думаете, почему?
(Потому что там живут животные и у них каждого есть свой дом.)
Воспитатель: А в любом доме есть этажи. Сколько этажей в лесу?
Воспитатель: Давайте заселим наш лесной дом.
На первом этаже – растут низкие травы, грибы, ползают муравьи, жуки, бегают звери, прыгают птицы.
На втором этаже – высокие травы, кустарники, по веткам ползают жуки, плетут паутину пауки, бабочки, кузнечики.
На третьем этаже – растут молодые деревья, кустарники, сидят птицы, белки, насекомые.
На четвертом этаже – находятся кроны деревьев и жилище птиц.
На пятом этаже – верхушки деревьев – это крыша лесного дома. Они защищают лесных обитателей от жары, от сильного дождя и ветра.
Воспитатель: А как называется эта часть дома? (показывает подвал)
Дети: Подвал
Воспитатель: Кто здесь обитает?
(Кроты, дождевые черви, личинки жуков, растут корни растений.)
Воспитатель: У каждого из нас есть своя квартира, так же и у обитателей лесного дома есть свое жилище.
Как называется жилище у белки и дятла? У медведя? У лисы, крота и барсука?
А теперь я предлагаю вам выполнить вот такое задание – посмотрите, вот два дерева: одно дерево улыбчивое, здоровое, а другое грустное, больное. Я вам раздам природоохранные знаки, а вам нужно их расставить, под одно или другое дерево. Теперь давайте, перечислим, какие условия нужны, для того чтобы дерево было здоровым.
(Солнце, дождь, птицы, насекомые)
Воспитатель: Какие условия привели к тому, что дерево заболело?
(Пожар, мусор в лесу, яркое солнце, разорение гнезд, вырубка леса…Приходя в лес не нужно забывать, что мы гости. Как ведут себя в гостях?
Хотя лес приносит большую пользу человеку, – это дом для растений, животных, птиц, грибов.)
Мы все должны беречь и охранять лес. Об этом даже есть пословицы: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!»
«Лес богатство и краса, береги свои леса!»
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Как вы считаете, справились ли вы с заданиями? Выберите картинку солнышко, если да, тучку – если нет.