Анастасия Яблокова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Хлеб — всему голова» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать преставление у детей о том, как хлеб попадает к нам на стол.
Задачи:
Образовательные :
-расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Хлеб — всему голова“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
-обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Развивающие :
-развивать словарный запас, воображение, эстетический вкус;
- развивать познавательную активность детей;
Воспитательные:
-закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
-воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу как результату труда многих людей.
Интеграция: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Демонстрационный и раздаточный материал: карточки для рефлексии.
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением профессий пекарь, водитель (шофер, тракторист; чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе; рассматривание картин с изображением различных хлебобулочных изделий.
Словарная работа: вспахивать, борона, комбайн, комбайнер, элеватор, рукав, подгорелый, калач, чан, мельница, агроном, хлебороб.
Методы и приемы: словесные, игровые, наглядные.
Мотивация: Маша приготовила для Мишки вкусный подарок-каравай. И задумалась, как же попадает такой хлеб к нам на стол? кто помогает хлебу попасть в наши дома? какой бывает хлеб? Воспитатель предлагает отправиться в путешествие и найти ответы на вопросы Маши.
Ход образовательной деятельности.
Организация детей. В групповом помещении воспитатель привлекает внимание детей : «Здравствуйте ребята! Слышите, кто то к нам идет.
(дети прислушиваются, на экране появляется Маша)»
(Слайд 1) Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? Узнали? (ответы детей). Правильно, это Маша из мультфильма.
Воспитатель от лица Маши: «Ребята! Я приготовила для Мишки подарок. Посмотрите, какая красивая коробочка с бантиком. Хотите узнать, что внутри? (ответы детей) Для этого нужно отгадать загадку».
(Слайд 2) Воспитатель: Загадка «Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. Без него плохой обед, Вкусней его на свете нет» Что это такое? (ответы детей; щелчок мышью, появляется картинка с отгадкой «хлеб»). Правильно, это хлеб. Рассмотрите картинку. Какой хлеб изображен? (ответы детей) Правильно, каравай. Расскажите, какой каравай? (румяный, пышный, вкусный, круглый, красивый) Молодцы!
(Слайд 3) Воспитатель: Ой, а что это с Машей. Сколько вопросов закрутилось у нее в голове? Какие интересные мысли ей пришли в голову : «Как попадает хлеб к нам на стол? Кто помогает хлебу попасть в наши дома? Какой бывает хлеб?»
(Слайд 4) Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться в познавательное и интересное путешествие. Узнать, как попадает хлеб к нам на стол, кто помогает его выращивать, и какие виды хлеба существуют, и рассказать об этом Маше. А отправимся мы на этом волшебном автобусе. Вы согласны? (ответы детей). Тогда отправляемся в путь. Поехали! (дети имитируют движения посадки в автобус, пристегиваются)
(Слайд 5) Воспитатель: Куда же привез нас автобус? (ответы детей) Как вы думаете, а почему именно сюда? (ответы детей). Да потому что, именно здесь начинает свой путь хлеб в наши дома. Трактора выходят в поле. Они тянут за собой плуг, который глубоко вспахивает землю. Ребята, а кто управляет трактором? (ответы детей) Правильно, трактором управляет тракторист.
(Слайд 6) Воспитатель: Потом плуг снимают и прицепляют борону. Зачем нужна борона? (ответы) Борона, как большая расческа, разбивает большие комки и как – будто «причесывает» землю, делает ее мягкой.
(Слайд 7) Воспитатель: За будущим урожаем следит специальный человек -Агроном. Он оберегает здоровье растений и защищает от вредителей. А помогают ему хлеборобы, люди которые выращивают хлеб.
(Слайд 8) Воспитатель: А вот и первые всходы. Расти будущему хлебу помогают тепло лучей солнца и дожди. Всё лето зерно растет, образуя колоски, а там внутри зреет зерно.
(Слайд 9) Воспитатель: Давайте и мы превратимся в зернышки и будем расти. Физкультминутка.
Подрастает зёрнышко (Присели)
Потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет. (Руки вверх)
Ветерок его качает (Прогибаемся)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! (наклоны туловища)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов (ходьба на месте)
Какой вырос каравай,
Выше руки поднимай (Руки вверх и потянуться)
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны)
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков!
(Слайд 10) Воспитатель: Пришла пора собирать урожай. Посмотрите, какое красивое поле, как – будто золотое! На таких полях выращивают рожь и пшеницу (щелчок мышью два раза).
(Слайд11) Воспитатель: На смену тракторам пришли большие сильные машины – комбайны. Как вы думаете, кто управляет комбайном? (ответы детей) Правильно, человек, который управляет комбайном, называется комбайнер. Комбайн срезает колосья и вымолачивает зерна. Затем зерно по специальному рукаву попадает в грузовую машину. Ребята, кто управляет грузовой машиной? (ответы детей) Правильно, водитель или шофер.
(Слайд 12) Воспитатель: Давайте, подумаем, куда грузовые машины везут зерно? (ответы детей) Грузовые машины везут зерно на элеваторы. Это большие сооружения для хранения большого количества зерна. Там его сушат и сортируют. На элеваторе зерно может храниться много лет.
(Слайд 13) Воспитатель: Ребята, куда же потом отправляют зерно? (ответы детей) Потом зерно отправляют на мельницу. Там его перемалывают в муку. Посмотрите, так выглядит современная мельница. Как большой завод.
(Слайд 14) Воспитатель: А вот так выглядели мельницы раньше. Они были водяные и ветряные. То есть работали с помощью ветра и воды.
(Слайд 15) Воспитатель: Намололи много, много муки. Что же дальше с ней делать? (ответы детей) Теперь муку отправляют на хлебозаводы, в пекарни, магазины (три раза щелкнуть мышью).
(Слайд 16) Воспитатель: Скажите, кто работает на таких предприятиях, как хлебозавод и пекарня? (ответы детей) Правильно, там работают пекари. Они носят специальную форму.
(Слайд 17) Воспитатель: Поднимите руки те, кто видел как мама или бабушка замешивает тесто (дети поднимают руки). Дома мама или бабушка замешивают тесто в обычной небольшой кастрюльке. А на заводах, в пекарнях стоят огромные емкости, они называются чанами.
(Слайд 18) Воспитатель: Ребята, что мама делала с тестом? (ответы детей) Мама делала из теста форму. Так вот, на заводе тесто тоже раскладывают в специальные формы или делают форму руками. А потом отправляют в большую печь.
(Слайд 19) Воспитатель: А теперь подумайте, куда отправляют готовый хлеб? (ответы детей) Правильно! Хлеб везут в детские сады, школы, столовые, магазины (четыре щелчка мышью).
(Слайд 20) Воспитатель: Ребята, скажите, какие хлебобулочные изделия вы знаете? (ответы детей) Печенье, сухари, баранки, пряник, бублик, калач (шесть раз щелкнуть мышью). Всё правильно назвали. На самом деле хлебобулочных изделий очень много.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Как вы думаете, мы нашли ответы на вопросы, которые искали? (ответы детей)
Какой длинный путь прошел хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. А сколько много людей работает, чтобы он оказался у нас на столе! Поэтому его нужно беречь. Давайте, подумаем, что нужно делать, чтобы относится к хлебу бережно (ответы детей).
(Слайд 21) Воспитатель: Посмотрите на картинку и придумайте правило по бережному отношению к хлебу.
1. Не оставляй недоеденных кусков.
2. Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Подними брошенный кусок, отдай птицам.
(четыре раза щелкнуть мышью)
Воспитатель: Молодцы!
(Слайд 22) Воспитатель от лица Маши: «Ребята, спасибо вам за помощь! Теперь я знаю, как хлеб приходит к нам на стол, сколько людей участвует в этом, сколько сил уходит на его приготовление. И обязательно расскажу своим друзьям, как бережно относиться к хлебу. В следующий раз я приглашу вас к себе в гости! И обязательно расскажу вам что-нибудь интересное! До свидания!»
Воспитатель: До свидания, Маша!
(Слайд 23) Воспитатель: Вопросы к детям:
1. Как называется человек, который управляет трактором? (тракторист)
2. Что делает трактор в поле? (готовит землю для посева)
3. Как называется человек, который управляет комбайном? (комбайнер)
4. Что делает комбайн? (собирает зерно в грузовые машины)
5. Что такое элеватор? (хранилище для зерна)
6. Что такое мельница? (механизм для измельчения зерна)
7. Как называется человек, который печет хлеб? (пекарь)
8. Кто такой агроном? (человек, который следит за состоянием урожая)
9. Кто такой хлебороб? (человек, который выращивает хлеб)
10. Какие виды хлеба вы запомнили? (Печенье, сухари, баранки, пряник, бублик, калач.)
(Слайд 24) Воспитатель: У вас на столах карточки со смайликами.
Зеленый смайлик говорит о том, что вы ответили на все вопросы правильно, и вам было легко. Красный смайлик говорит о том, что вам было трудно отвечать на вопросы, и вы справились не со всеми заданиями. А сейчас выберите для себя смайлик. (Спросить у детей, выбравших красный смайлик, что было для них сложно).
Воспитатель: Молодцы!