Ирина Бибаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мордовия — наш дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мордовия – наш дом!»
Программное содержание
- Дать детям знания о том, что такое герб, флаг, гимн.
- Формировать положительное эстетическое отношение к Государственным символам республики Мордовия.
- Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить с историей названия города,
- Учить детей работать с тканью, нитками.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „Мордовия — наш дом!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Мордовии.
- Развивать социально–личностное представление детей дошкольного возраста на основе формирования гражданской идентичности.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать любовь к родному краю, родному городу, чувство гордости за своих земляков.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и методические приё мы:
Практический: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, изготовление сувенира «Лисенок-футболист», индивидуальная работа, физкультурная минутка;
Игровой: дидактические игры «Собери и назови», «Найди флаг Мордовии»;
Наглядный:выставка кукол-оберегов изМузея мордовской народной культурысбор фотоматериалов,рассматривание иллюстраций, слайдов;
Слуховой: слушание гимна РМ, песни В. Барков, Л. Ганина –«Живи, Мордовия моя»;
Словесный: рассказывание, чтение стихотворения, беседа.
Речевая работа:Актуализация и закрепление словаря по теме (предметного, глагольного и признакового, развитие навыков словоизменения; лексико-грамматических навыков;
словарь: символика, герб, гимн, оберег, обрядовый, лоскут, скрутка и др.
Предшествующая работа: экскурсии в музеи, по городу, знакомство детей с легендами о Саранске, Мордовии, с природой родного края, с художественными произведениями писателей и поэтов Мордовии, с жизнью и творчеством скульптора С. Д. Эрьзи, с художниками-земляками и их картинами.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: Герб, флаг Мордовии, интерактивная доска музыкальный центр, картинки с изображением лисёнка-символа Саранска, видов города, музеев, флагов республик РФ (Мордовии, Татарстана, Чувашии, Башкортостана, портрет С. Д. Эрьзи, фото (слайды) с изображением его скульптур : картинки с изображением деревьев, птиц, животных лесов Мордовии.
Музыкальное сопровождение – Гимн Республики Мордовия;мелодия, песняВ. Барков, Л. Ганина – «Живи, Мордовия моя».
Раздаточный: конверты на каждого ребёнка (1 – с разрезным гербом; РФ (Мордовии, Татарстана, Чувашии, Башкортостана, бумага цветная (для изготовления лисенка, фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами попутешествуем по просторам нашего края и родного города.
Воспитатель: В какой республике мы живем? (Республика Мордовия)
Воспитатель: Как называется столица нашей республики? (Саранск)
Воспитатель: А знаете ли вы, как образовался город Саранск?
Воспитатель: Тогда послушайте рассказ про удивительную землю с удивительной историей (сопровождается показом слайдов).
Было это давно. Пришёл сюда человек, на высокий берег реки, и встал, очарованный красотой. По-хозяйски осмотрел человек местность и сказал: «Здесь стоять крепости государства Российского». Так на реке Саранке в (1641 году) возник Саранск как военная крепость для защиты границ Российского государства. (381год) Много лет стоит Саранск. А вокруг – его люди-мордва, его земля, леса. Водились в этих лесах пушные звери, и среди них был рыжий лисёнок. Пришли охотники в лес и стали отстреливать зверей. Побежал лисёнок, спасаясь от охотников. Выбежал он к крепости. Понравилось лисёнку здесь. И стал он жить рядом. И до сих пор Лисёнок рядом с нами. А в крепости дома были маленькие деревянные. Со временем стала крепость разрастаться, строиться и превратилась в крупный, красивый, современный город.
Воспитатель: В нашей республике проживают люди разных национальностей. Какие вы знаете, назовите их?
(в республике проживают и мордва, и русские, и татары).
Воспитатель: Как они живут между собой?
(Все живут одной большой дружной семьёй)
(Вывешивается картинка с изображением лисы или мягкая игрушка лисёнка).
Воспитатель: Посмотрите,что изображено на картинке (или мягкая игрушка лисёнка? (Ответы детей).
Воспитатель: Может быть, вы догадались, кто он? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, это Лисёнок, потомок того лисёнка–визитная карточка нашего города. Лисёнок приглашает нас вместе с ним провести время. Давайте посмотрим, что он для нас приготовил. (У Лисёнка бумажный кружок с изображением лисы, на которых задания)
(Воспитатель открывает первое задание - карточка с изображением лисы, на котором задание «Собери и назови»).
- Откройте конверт под цифрой 1.
Достаньте разрезную картинку и соберите её
(Дети собирают из частей герб Мордовии)
- Что у вас получилось? (убирают картинки в конверт)
(выставляется фото или слайд – Герб РМ, воспитатель обращает внимание детей на экран)
Воспитатель:Что это? (Герб Республики Мордовия).
Воспитатель: Наша Мордовия как каждая страна, республика имеет свою символику. Герб – это отличительный знак республики. Запомните его.
Воспитатель: Лисёнок даё т следующее задание: д/и «Найди флаг Мордовии». У Мордовии есть и свой флаг, найдите его среди других флагов.
Из конверта под номером 2 достаньте флаги республик России и найдите среди них флаг Мордовии.
Воспитатель: По каким признакам вы узнали, что это флаг Мордовии? (по синему, белому и красному цвету, по розетке в середине флага)
Воспитатель: Флаг – это символ власти и объединения людей.
Посмотрите, какой он красивый!
Воспитатель: (читает дальше) Ещё Республика Мордовия имеет свой Гимн. Гимн - торжественная песня, которая звучит в особо торжественных случаях. Воспитатель: Как слушают гимн? (Ответы) (Звучит гимн, все встают).
Воспитатель: А теперь, подойдите ко мне. (Дети встают полукругом)
Воспитатель: Какие достопримечательности нашего города вы знаете?
Воспитатель: Лисёнок предлагает посетить несколько достопримечательностей Саранска?
Воспитатель: Что вы видите на этом на слайде? (Вечный огонь, памятник)
Воспитатель: А вы знаете кому воздвигнут этот памятник? (Ответы детей)
Это скульптурная группа изображает Мать-Мордовию, которая благословляет сына – солдата на защиту Родины во время Великой Отечественной войны. Много погибло солдат, чтобы мы с вами жили хорошо. Они ушли из жизни, чтобы спасти нашу жизнь. Мы им благодарны. К памятнику постоянно возлагают цветы. Особенно их много на День Победы.
Воспитатель: Что символизирует вечный огонь?
Вечный огонь - это постоянно горящий огонь, который горит зимой и летом, днём и ночью. Он символизирует то, что память о подвиге защитников Родины будет жить вечно.
Воспитатель: А это вы наверняка узнали, это любимое место отдыха детей и взрослых. Что это? (Парк культуры и отдыха им. А. С. Пушкина).
Воспитатель: Чего много в парке? (деревьев, цветов, каруселей).
Воспитатель: С кем вы ходите в парк? На каких аттракционах катались? За чем вы там наблюдали?
Воспитатель: В какие игры вы играли в парке? Давайте сейчас мы тоже поиграем.
Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).
По ней текут реки Сура, Мокша (руками изображают волны).
В лесах растут высокие деревья (руки вверх).
В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей,
серые зайцы (прыжки на месте, рыжие лисицы (изображают лисиц).
В небе летают птицы.
Воспитатель: Лисенок задает такой вопрос. - Что будет проходить этим летом в Саранске? (Чемпионат мира по футболу)
Воспитатель: Где обычно проходят матчи по футболу? (На стадионе).
Воспитатель: Вы узнаете этот стадион? Как он называется? («Мордовия Арена»)
Воспитатель: Именно на этом стадионе будет проходить чемпионат мира по футболу.
Воспитатель: Приедет много гостей из разных стран, разных национальностей. Гостей как встречают? (дружелюбно, приветливо).
Обычно гостям дарят подарки.
Лисенок предлагает сделать сувенир «Лисенок-футболист» (Образец Лисенка.)
Воспитатель: Сейчас подойдите к рабочим местам.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится. (потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый. (растопыривают пальчики, поворачивают и
поглаживают их)
По лесу важно бродит, («ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит. (стучат кулаками по столу)
Воспитатель: Вспомните правила безопасности. (называют)
(Напоминает о порядке на рабочем месте)
Мы будем с вами делать Лисенка. Тут есть уже некоторые заготовки. Из них мы будем собирать сувенир «Лисенок-футболист».
(вместе с воспитателем поэтапно (слайды) собирают лисенка, тихо звучит музыка В. Барков, Л. Ганина – «Живи, Мордовия моя»)
К детали головы лисы приклеим белые детали щек и ушей.
Приклеим к голове черный нос и глаза.
Склеим эту деталь головы со второй деталью головы.
К детали туловища приклеим белую грудку.
Свернем туловище конусом и склеим.
Голову лисы приклеим к туловищу.
К туловищу лисы приклеим лапы.
Возьмем детали хвоста и приклеим к ним белые кончики.
Склеим детали хвоста вместе.
Приклеим хвост к туловищу лисы.
В лапы ему дадим что? (футбольный мяч)
Воспитатель: Что получилось? (Лисенок-футболист)
Все справились. Какие сувениры получились. Молодцы!
(после окончания дарят лисят членам жюри)
Воспитатель: Пусть эти лисята приносят добро.
Итог занятия.
Воспитатель: На сегодня это всё? Обзорная экскурсия в прошлое мордовского края, нашего города и по музеям закончена.
Воспитатель: Дети, что вам понравилось? Почему? Что узнали нового? Что вам запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель: Путешествовать по Саранску очень увлекательно. Нам есть чем гордиться! Но я думаю, главная гордость нашей республики – это люди! Мордовию частенько называют «солнечной», хотя здесь бывают холодные зимы и дождливые осени. Спросите, почему? Да просто люди живут в Мордовии добрые, радушные, улыбчивые – просто солнечные.