Нурбобоева Оксана Ивановна
План-конспект занятия «Путешествие в сказку» с детьми 5–6 лет по коррекции повышенной тревожности и страхов
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия
с детьми 5-6 лет по коррекции повышенной тревожности и страхов
Тема занятия: «Путешествие в сказку"
Цель занятия: коррекция повышенной тревожности и страхов
Задачи: преодоление боязни сказочного персонажа
упражнение в умении действовать в непредсказуемых ситуациях
развитие чувственно-двигательной координации.
снятие эмоционального напряжения
Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие с элементами игрового тренинга и изотерапии.
Методы и приемы:
• диагностика настроения с помощью цвета
• изотерапия
• музыкотерапия
• данстерапия
• игра-релаксация
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
• подвижная игра
Действующие лица: Кощей, дети, педагог-психолог
Материалы:
- записи умеренно динамичной музыки.
- запись спокойной музыки
- разноцветные лепестки из бумаги, ткани или пластика (красные, желтые, зеленые, голубые, розовые, синие, серые, черные, коричневые, зеленые)
- сундук с «сокровищами» (красивые камни, ракушки, яркие коробочки) и пальчиковыми красками
- листы бумаги А4
- карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски.
Ход занятия
Приветствие «Добрый день!»
Дети стоят в кругу, держась за руки. Психолог, обращаясь ко всем, говорит обычным голосом: «Добрый день, ребята!». Дети отвечают обычным голосом. Затем обращается с теми же словами, произнося их шепотом. Дети отвечают шепотом.
Игра-разминка «Друг к дружке»
Дети разбиваются на пары.
Психолог: «Ребята, сейчас мы с вами будем здороваться нашим телом. Например, если я скажу «нос к носу», то мы здороваемся носами, а если – «щека к щеке» - щеками. А если я скажу «друг к дружке», то вам надо будет поменяться парами. В игре можно здороваться коленками, ладошками, спинками и т. д.
Диагностика настроения
Необходимые материалы: бумажные лепестки.
Психолог: - Дорогие ребята у меня в корзине есть волшебные лепестки. Они разного цвета, выберете себе лепесток цвета вашего настроения.
Если кто-то из детей выбрал темный, узнать по какой причине.
1. Введение в тему занятия.
Психолог: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живут себе, поживают сказочные персонажи. Есть среди них добрые, прекрасные феи, злые и коварные волшебники, чудесные и загадочные существа и все они лбят детей и хотят с вами познакомиться.
А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ними?.
Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса.
2. Упражнение «Волшебный лепесток»
Необходимые материалы: бумажные лепестки, запись умеренно динамичной музыки.
Психолог: - Сейчас мы с вами перенесемся в волшебную страну с помощью наших волшебных лепестков.
Музыкальное сопровождение: Чайковский П. И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже».
(Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения).
Дети под музыку выполняют различные движения (кружатся, приседают и т. п.). По завершении музыки дети оказываются в сказке.
Психолог: - Смотрите, мы с вами оказались в сказке. (Мультимедиа с записью сказочной музыки и сказочных картинок). А давайте вспомним, какие герои есть в сказках (дети вспоминают, что есть герои хорошие, добрые, и злые, отрицательные - называют их)
3. Раздается стук в дверь
Психолог: - Ой, а кто это стучится к нам?
Открывается дверь и входит Кощей, в руках держит сундук.
Кощей: - Здрасте, что не ждали?
Психолог: - Не ждали… Зачем это вы к нам пожаловали?
Кощей: - Как зачем, в сказочной стране новый закон приняли, чтобы все злые персонажи стали добрее. Вот я и решил подарить детям свои сокровища. (Открывает сундук с сокровищами). Выбирайте, кому что нравится. (Дети выбирают).
Психолог: - Спасибо!
Кощей: - А за что?
Психолог: - За подарки
Кощей: - Вы погодите. Я вам сокровища дал? Дал! Значит, я добрее стал? Стал! Какой я молодец! Теперь обратно отдавайте!
Психолог: - Кощей так не годится. Так добрые и воспитанные люди не поступают.
Кощей: - Да? Ну ладно. Отдам, но с условием. Я буду сокровище охранять, а вы попробуете забрать свой подарок, если обхитрите меня, оставите себе. Договорились?
4. Упражнение «Кощей»
Необходимые материалы: сундук с «сокровищами» (красивые камни, ракушки, яркие коробочки) и пальчиковыми красками
Кощей «чахнет над золотом», при этом периодически отворачивается, падает, чихает. Дети по одному забирают свои подарки. При удачной попытке ребенка Кощей говорит, какие дети ловкие, хитрые, сообразительные.
Кощей: - Ну ладно, забирайте. Вот только мне никто не поверит, что я добрее стал.
Психолог: - А давай дети нарисуют тебя добрым.
Кощей: - Давайте.
Психолог: - Но только мы тоже тебя сначала проверим. Ты должен каждому сказать доброе слово.
Кощей говорит каждому ребенку что-то приятное.
Психолог: - Теперь мы видим, что ты и вправду стал добрее.
Кощей: - А чтобы лучше рисовалось, я вам еще краски подарю.
5. Рисование доброго Кощея
Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски.
Дети на листах рисуют доброго Кощея и раскрашивают ему одежду. Кощей аккуратно смотрит рисунки во время рисования, хвалит детей.
Ребята дарят рисунки.
Кощей: - Ой, что-то косточки мои захрустели, пора бы их поразмять.
Психолог: - Давайте поиграем в игру «Поймай Кощея». Ты будешь убегать, а мы будем тебя ловить.
Кощей: - Давайте, только, чур, по очереди.
6. Игра «Поймай Кощея»
Дети по очереди ловят Кощея, который боится, что его поймают, прячется за детей.
Кощей: - Вот спасибо, какие же вы замечательные, как приятно, прямо еще захотел что-нибудь доброе сделать. Мне пора, пойду всем расскажу какие замечательные ребята в этой группе. Кощей уходит.
7. Диагностика настроения
Необходимые материалы: бумажные лепестки.
Психолог: - Вот как здорово! Мы подарки получили и Кощею помогли. Нам пора возвращаться обратно. Давайте опять выберем себе по лепестку и с их помощью вернемся обратно
8. Релаксационное упражнение «Цветок»
Психолог: (Включается спокойная расслабляющая музыка)
“Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком”.
9. Упражнение «Связующая нить»
Психолог: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад, а сейчас передавая клубок друг другу, расскажите, что вы чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом).
Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка.
Упражнение начинает психолог, показывая детям пример того, как можно рассказать о своих чувствах и пожеланиях. Упражнение помогает ребенку почувствовать единение с другими детьми, понять других, способствует осознанию собственной ценности и ценности других людей, а также служит в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страхов (при соответствующих ответах детей с акцентом на преодолении страхов).
Психолог: Ребята, вы замечательно справились сегодня с заданиями. Мы обязательно продолжим наши путешествия.
Используемая литература:
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009. – 283 с.
2. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб. : Речь, 2006. — 144 с