Людмила Шильниковская
Конспект занятия-беседы по экологии в разновозрастной группе «Лес — многоэтажный дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Дать детям представление о лесе,как многоярусном. многоэтажном доме. где все растения. животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).
2. Подвести детей к пониманию того,что животные обитают на разных ярусах("этажах")леса в зависимости от способов питания и защиты от врагов.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
3. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе,осознанно применять правила поведения в лесу.
4. Обогащать словарь детей за счет слова"подлесок".
5. Развивать у детей познавательный интерес,бережное отношение к природе,правильное поведение.
6. Воспитывать умение видеть красоту природы,желание сохранять всё живое.
Предварительная работа.
1. Повторить с детьми названия лесных животных и растений,правила поведения в лесу.
2. Беседа о лесе. Рассматривание иллюстраций с изображением леса.
3. Чтение познавательных сказок:"Живые цепочки","Рябина";просмотр мультипликационного фильма"Сказки старого дуба".
4. Заучивание пословиц о лесе.
5. Отгадывание загадок о лесных зверях,птицах,деревьях.
6. Заучивание стихотворения Н. Красильниковой "Гость в лесу".
7. Настольная игра-лото "Обитатели леса".
8. Посещение передвижного планетария и просмотр анимационного мультипликационного фильма "Как растут деревья".
Оборудование.
1. Модель-картина"Этажи леса;картинки с изображением лесных обитателей.
2. Таблицы-картины:"Правила поведения в лесу","Кому нужны деревья в лесу".
3. Музыкальное сопровождение" Шум леса".
4. Плоскостная игрушка "Сова".
5. Перчаточная кукла"Незнайка".
Методические приёмы.
1. Загадывание загадок о лесе.
2. Игровые действия по размещению животных по этажам по схеме.
3. Вопросы к детям.
4. Поощрение и оценка.
5. Слушание музыкальных записей.
6. Динамическая пауза"Дети по лесу гуляли".
7. Игра-викторина "Правила поведения в лесу".
8. Пальчиковая гимнастика" Пальчики пошли гулять ".
Используемая литература.
1. О. Ф. Горбатенко"Система экологического воспитания в ДОУ"
2. Т. А. Шорыгина" Познавательные сказки".Беседы с детьми о Земле и её жителях.
3. А. М. Федотова"Познаём окружающий мир играя".
4. Наглядно-дидактическое пособие"Расскажите детям о деревьях" Л. Бурмистрова,В. Мороз.
5. А. А. Плешаков,А. А. Румянцв"Великан на поляне".
7. А. А. Плешаков"Зелёные страницы".
Ход занятия
Воспитатель:ребята,сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. Я загадаю вам загадку. а вы отгадаете,куда мы отправимся.
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню-земляникой,Таню-костяникой;
Машеньку-орешками,Петю-сыроежками;
Катеньку-малиной,хулигана-хворостиной.
Дети:это лес!
Воспитатель:правильно,мы с вами отправляемся в лес!
(звучит музыка"Шум леса").
-Здравствуй,лес,дремучий лес,полный сказок и чудес
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной,грозовою?
Что нам шепчешь на заре,весь в росе,как в серебре?
Кто в глуши твоей таится,что за зверь,какая птица?
Всё открой,не утаи,ты же видишь-мы свои!
Воспитатель:Ребята,а как вы думаете,кто самые главные жители леса?
Дети:деревья!
Воспитатель:правильно,деревья. Какие деревья растут в лесу?
Вот перед вами картинки с изображением деревьев,попробуйте их назвать и сказать мне,растёт это дерево в лесу или нет.
(показываются картинки с изображением берёзы,дуба. сосны. ивы,ели)
Воспитатель:ребята,а если в лесу растут все виды деревьев,как он называется?
Дети:смешанный.
Воспитатель:а какие ещё бывают леса?
Дети:лиственные,хвойные,берёзовые рощи,дубовые рощи.
(появляется Сова)
Сова:кто это пожаловал в наш лес?Ходят тут всякие,только беды от них и жди!
Воспитатель:что ты,тётушка Сова,мои ребята умеют вести себя в лесу.
Сова:а правила поведения в лесу знаете?
Дети:знаем!
Сова:сейчас проверим. Поиграем в игру. Внимание!Если я говорю правильно,вы отвечаете-да!Если не правильно-нет!
Можно бросать мусор в лесу?
Можно любоваться деревьями?
Можно жечь костёр?
Можно ломать деревья?
Можно ловить и уносить диких животных и птиц домой?
Можно дышать лесным воздухом?
Можно кричать в лесу?
Можно вдыхать аромат цветов?
Можно разорять птичьи гнёзда и муравейники?
-Молодцы,ребята,с вами можно гулять в лесу.
Воспитатель:а сейчас мы все встанем около своих стульчиков и немного отдохнём (проводится динамическая пауза)
Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)
За природой наблюдали (ладонь "козырьком"прикладывают ко лбу)
Верх на солнце посмотрели
И их лучики согрели (поднимают голову вверх,тянутся к солнышку)
Птички летали (руки перекрещивают в запястьях,машут ладонями)
Ногами топаем (топают ногами)
Дружно хлопаем (хлопают в ладоши)
Хорошо мы погуляли (маршируют на месте,делают вдох-выдох)
И немножечко устали (садятся на стульчики).
Сова:ребята,а вы знаете,что лес называют многоэтажным домом?А вот я не знаю.
Воспитатель:тётушка Сова и вы,ребята,хотите узнать,почему лес так называется?
Дети:да!
Воспитатель:вам поможет разобраться вот эта модель
(появляется модель"Этажи леса")
-Посмотрите,какое высокое дерево!Вы его узнали?
Дети:да,это сосна!
Воспитатель:правильно,это сосна!Сосны вырастают стройными,высокими. Много в лесу деревьев. Растут и невысокие деревья. Например,липа. клён. Помогайте.
Дети:рябина,берёза.
Воспитатель:между деревьями растёт кустарник. Чем кустарник отличается от дерева?
Дети:кустарник ниже дерева,у него нет ствола.
Воспитатель:какие лесные кустарники вы знаете?
Дети:малина,шиповник.
Воспитатель;а что растёт под кустами?
Дети:трава,цветы,грибы,мох.
Воспитатель:ребята,вот как много растений леса мы назвали!Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картинку-слева многоэтажный дом,а справа-лес,разделённый ниже на этажи. Давайте посчитаем,сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж-пятый,это верхушки сосен (показ по схеме).
Четвё ртый этаж-кроны деревьев пониже:рябин,берёз.
Третий-кусты и молодые деревца. Это этаж носит особое название-подлесок. Повторите:подлесок (дети повторяют).
А два нижних этажа -второй и первый -образуют травы,цветы. мхи.
Во всяком жилом доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зелёных обитателей леса.
Как и в настоящем доме,в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире свои жильцы.
Сова:да,да,у нас в лесу много жильцов. А чтобы узнать,кто живёт в нашем лесу. отгадайте мои загадки.
Воспитатель:мы не только отгадаем твои загадки,но и расселим жильцов по этажам.
Сова:ну, тогда слушайте:
Ходит важно он по лесу,тяжелы рога по весу
Он хозяин,а не гость,хмурый и сердитый (лось)
Бурый он и косолапый,ловит рыбу мощной лапой,
А ещё он любит мёд,кто сластёну назовёт (медведь).
Воспитатель:ребята,а как вы думаете,на каком этаже все они живут (не могут лазать по деревьям,на земле находят корм,устраивают жилища (размещаются изображеня животных на картине).
Сова:а у меня ещё есть загадки. Хотите их отгадать?
Дети:да!
Сова:угадай. какой же птице ночью тёмною не спится,
Не укроет мышь трава,если к ней летит (сова)
Воспитатель:эти птицы селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.
Сова:да,да,мы,совы,занимаем средние этажи леса. Отгадайте,кто живёт со мной по соседству.
Целый день в лесу:тук-тук,кто там среди веток спрятан?
Всем деревьям лучший друг,врач лесной,трудяга-(дятел)
Отгадайте,а кто живё т выше меня этажом:
Проворная зверюшка живёт в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,отыскала грибок,
Нанизала на сучок,заготовила впрок. (белка).
Воспитатель:Правильно,это белка,Она может передвигаться по тонким веткам.
А на самых верхних этажах живут бабочки,комары. Мелкие птицы тоже живут на верхних этажах. Как вы думаете,почему?
Дети:они питаются насекомыми.
Воспитатель:правильно,в лесу живёт много разных животных и птиц. Они выбирают себе место для жилья там,где есть для них пища.
Отгадайте теперь мои загадки:
Маленький рост,длинный хвост,
Серая шубка,острые зубки (мышь)
Павильно,мышки живут в земле,как будто в подвале дома. Мышки не посоянно живут в земле. Там у них кладовые,где они делают запасы.
Следующая загадка:в земле всю жизнь свою живёт,
Там он и ест,там он и пьёт,
Как только дождик выпадает,
Он наружу выползает (червяк).
-Червяки живут в "подвале",потому что им нужна влажная земля.
Сова:как много животных живёт в лесу!Лес-это большой многоэтажный дом. Ребята,вы молодцы,правильно отвечаете на вопросы.
Воспитатель:ребята,а теперь мы немного поиграем (проводится пальчиковая гимнастика).
Пальчики пошли гулять("шагаем"по коленям)
Раз,два,три,четыре,пять (поочерёдно загибаем пальцы)
Были в поле и в лесу (перекрещиваем руки в запястьях,растопыриваем пальцы в стороны)
Видели они лису (делаем"ушки"ладошками над головой)
Пальчики пришли домой("шагаем"по коленям)
Потерялся пальчик,ой (указательным пальцем одной руки прижимаем большой палец другой руки).
А теперь дети старшей подгруппы идут тихонечко играть в игрушки,а остальные остаются со мной.
(появляется перчаточная кукла Незнайка).
Незнайка:здравствуйте,ребята!Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда:в лесу так много разных букашек,комаров,муравьёв. И летают,и ползают и жужжат. Пользы от них никакой,только вред. Бабочки только летают,муравьи кусаются. Какая от них польза?А червяки такие противные!Надоели все!Один раз пришёл я в лес, да как закричал:"Уходите все из леса!Видеть вас не хочу!"Они и ушли. Тихо стало в лесу. Никто не летает,не прыгает,не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели,цветы перестали цвести,птицы улетели,звери разбежались. Почему-не пойму!Может вы мне поможете разобраться,подскажете,что теперь надо делать?.
Воспитатель:ребята,почему же случилась беда в Незнайкином лесу?
(дети высказываются).
-Правильно,в лесу всё взаимосвязанно:не стало букашек,комаров,улетели птицы,а птиц не стало-развелось гусениц видимо-невидимо,погрызли траву,.,лес и засох.
Незнайка:спасибо,ребята!Я понял,что лес-богатство нашей Родины,его надо беречь и охранять. Человек не может прожить без леса.
Воспитатель:что даёт людям лес (ответы детей).
Правильно,человек не может прожить без леса,ведь лес даёт свежий воздух,защищает поля и луга от сухих ветров,даёт древесину,дрова,дарит ягоды,грибы,орехи,в лесу много лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.
Незнайка:ребята. я узнал много интересного. Мне пора возвращаться и сообщить друзьям,что лес-наше богатство!
Воспитатель:наше занятие подошло к концу. Все молодцы,отвечали хорошо. А как надо гулять по лесу,нам расскажет Вадим.
(ребёнок рассказывает стихотворение)
Я на кусте у родника не тронул сети паука,
Я поглазел на муравьёв,у них домище-будь здоров!
Я долго по лесу шагал,но никого не напугал,
Нигде воды не замутил,в лесу я просто погостил!