Елена Окулова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимние явления»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Способствовать формированию исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
• Обучающая: Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Формировать умение получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности.
• Развивающая: Развивать познавательную активность, творчество. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.
• Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Зимние явления“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа:
наблюдение за зимней погодой; создание календаря погоды;рисование на темы: «Зимний пейзаж», «Иней покрыл деревья», «Зима».Чтение рассказов: «Снег», «Изморозь», «Иней», «Зимние узоры» (Гурьева Н. А. «Знакомство с природой. Времена года».).
Материал и оборудование:
Розетки со снегом, маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков, ёмкость с водой, соль, ложечка, поднос, синие бумажные шестигранники, белые бумажные гуашевые краски, кисти№4; салфетки, баночки с водой.
Ход занятия:
-Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей)
Я сейчас прочитаю рассказ Натальи Фёдоровны Виноградовой «Зимние братья». А вы послушайте и ответьте о каких братьях идет речь в этом рассказе.
«Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые. Второй, средний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой,как у второгобрата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.
-О каких братьях говорится в рассказе? Расскажите о каждом из братьев?
(январь, февраль.)
-Но в рассказе говорится о втором и третьем брате…А как же звали первого братца? (декабрь)
-«Год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом - зимы. Всё ниже солнце, все короче и темнее дни. Обычно в декабре мороз крепчает, начинаются обильные снегопады и дует сильный ветер. Покрываются льдом не только лужи, мороз сковывает целые реки льдом. Ночь становится очень длинной, а день коротким.
-«Январь — году начало, зиме серединка». Январь – это второй зимний месяц и первый месяц в году. Это самый холодный месяц. Говорят: «Месяц январь — зимы государь». И правда, это середина зимы, когда мороз крепчает, лед на реке становится толще, а сугробы больше. В это время день снова начинает увеличиваться, солнце встает раньше. Если начинается оттепель, снежок становится мягким, можно лепить снежную бабу или играть в снежки. Все растения и деревья в зимней спячке. Зверям и птицам становится голодно, а до весны еще далеко.
- Февраль – самый последний месяц зимы. Он же является самым коротким в году. В нем всего 28 дней. А раз в четыре года бывает 29 дней. В феврале по-прежнему завывает ветер и метёт метель. А в безветрие все засыпано инеем. Лютые морозы бывают только ночью, а днем все больше светит солнце. День увеличивается.
-Вот такие зимние братцы приходят к нам в гости каждый год! А теперь предлагаю вам немного размяться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками)
-Ребята, а помните, мы с вами читали рассказы Нины Александровны Гурьевой? Про какие зимние явления вы узнали из этих рассказов?
Ответы детей (снегопад, метель, иней, изморозь).
-Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся различными цветами.
-А теперь я предлагаю поиграть в интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов,которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
Дидактическая игра «Придумай слово»
-Я называю слово, существительное (например, снег, метель, ветер, снегопад, вьюга, лед, снежинка, сугроб и т. д.). Ваша задача придумать в этому слову прилагательное, которое характеризует это слово (например вьюга сильная, лед прозрачный и т. д)
-А теперь пришло время поближе познакомится со снегом и льдом. Для этого мы пройдём в нашу лабораторию.
Организуется экспериментирование.
Задание 1.
-Рассмотрите внимательно снег в тарелочках.
• Какого цвета снег?
• Имеет ли он запах? (Ответы детей).
• Что с ним происходит в помещении? (Тает).
• Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).
• Какая стала вода,после таяния снега: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи?
Вывод:Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи.
Задание 2.
- Рассмотрите большую и маленькую льдинки. Поместите льдинки в ёмкость с водой.
• Что произойдёт с льдинками в воде?
• Какая льдинка растает быстрее?
• Понаблюдайте за таянием льдинок.
Вывод: льдинки в воде растаяли, так как в группе тепло и температура воды выше, чем температура льда. Растаяла быстрее маленькая льдинка, так как её размер меньше, чем у большой льдинки.
Задание 3.
-Рассмотрите кубики льда.
• Почему лёд имеет форму кубика?
Вывод: лёд имеет форму кубика, потому что воду залили и заморозили в квадратной форме.
• Насыпьте на середину одного кубика немного соли.
• Что произойдёт с кубиком, посыпанным солью, и с кубиком, не посыпанным солью, если их поставить в холодильник?
(в ледяном кубике, посыпанным солью, будет отверстие. А ледяной кубик, не посыпанный солью, останется таким же.)
Вывод: солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов. Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает.
-Молодцы, вы были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания, а сейчас послушайте стихотворение Александра Бродского.
Невидимкой осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу - не оторваться
Веток линии нежны!
А художник - рад стараться,
Даже кисти не нужны.
-О каком художнике говорится в стихотворении?
- Какие узоры рисует мороз на окне?
(Ответы детей.)
-Хотите побыть такими зимними художниками и нарисовать на шестигранниках снежинки. И мы создадим коллективное панно «Мороз окошко расписал».
Рефлексия: Дети, о чем мы сегодня с вами беседовали? Что нового узнали? Чем понравилось заниматься? Вам было интересно? Какие зимние явления вы уже знали? О каких зимних явлениях узнали сегодня?