Вера Алексеевна Финогенова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Там, где всегда мороз»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширять представление детей об образе жизни животных Севера.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии животных со средой обитания.
Развивающие: Развивать познавательную активность: способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, память, образное мышление.
Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к жизни животных.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром „Там, где всегда мороз“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Мультимедийная установка, игрушка «цветик-семицветик», таз с водой, жир, салфетки, глобус, конверт, картинки разных животных.
Предварительная работа:
Чтение: Катаев В. «Цветик-семицветик», Юрий Дмитриев «Далеко на Севере», юкагирские народные сказки «Отчего у белого медведя нос черный», детская энциклопедия.
Рассматривание серии картин «Животные Севера», дидактические игры: «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Ход занятия:
Вос-ль: Ребята, посмотрите, что я вам принесла.
Дети: Цветик-семицветик
Вос-ль: Для чего он нужен?
Дети: Для исполнения желаний
Вос-ль: Хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да
Вос-ль: Сегодня мы с вами отправимся на Северный полюс. (Показывает на глобусе Северный полюс). Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет?
Дети: Там много снега.
Вос-ль: Северный полюс – эта ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба. Хотите побывать в таком холодном краю?
Дети: Да.
Вос-ль: Я отрываю лепесток, возьмемся за руки и скажем волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе»
Смотрите, все вокруг белым бело и никого не видно. Почему не видно белых медведей? Как вы полагаете, почему?
Дети: Медведи белые, как снег.
Вос-ль: Всмотритесь, может, увидите среди снега и льда животных?
Дети: Смотрите: белые медведи, тюлени, моржи.
Вос-ль: Давайте рассмотрим тюленя. Детеныша называют – бельком. Тюлени хорошо плавают, ловят рыбу. Тело тюленя покрыто кожей, а под ней толстый слой жира. А почему, как вы думаете?
Дети: Жир греет.
Вос-ль: Тюлени хорошие пловцы, благодаря ластам, а на поверхности они очень неуклюжи. Глубоко ныряют и в воде могут находиться до 40 минут, но обязательно выходят подышать воздухом.
Дети: Смотрите, какой усатый.
Вос-ль: Морж – крупное животное. Питается рыбой. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде, наполнив воздухом внутренние воздушные мешки. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы – вибриссы, похожие на щетку. С их помощью морж обследует дно в поисках питания, ведь на большой глубине, да еще подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.
Вос-ль: На Северном полюсе очень холодно. Я замерзла, а вы? Предлагаю погреться.
Физкультурная минутка
Здесь всюду холод, лед и тень, Дети обнимают себя за плечи
Погода – ночь, Закрывают глаза ладонями
Погода – день. Открывают глаза
Из льда здесь люди строят дом. Выпрямляются, поднимают руки вверх,
Соединяют руки над головой – «крыша»
И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь Ставят ладони козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками
Лишь мишка белый словно иней Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно.
Вос-ль: Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море.
Белый медведь – дикое хищное животное. Питается рыбой, тюленями, моржами. У него широкие могучие лапы, которые позволяют ему не только передвигаться по суши, но и в воде. Белый медведь – превосходный пловец и ныряльщик. Несмотря на то, что вода в северных морях очень холодная, медведь может находиться в ней очень долго и проплывать большие расстояния, так как под кожей у него толстый слой жира, который не позволяет замерзнуть.
Пока мы с вами беседовали, медведь вылез на льдину и встряхнулся, во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт. Наташа, Саша опустите руки в таз с водой и выньте их. Посмотрите на руки внимательно.
Дети: Они мокрые.
Вос-ль: Т. е. руки покрыты тонким слоем воды. Если бы сейчас ударил мороз, то эта вода
Дети: Замерзла
Вос-ль: Превратилась бы в корочку льда. Вытрите руки. Сережа, Катя, вы опустите руки в воду. Смотрите на руки.
Дети: Мокрые.
Вос-ль: Вытрите.
А вам, Алина и Тимур, смажу руки жиром. Опустите свои руки в таз с водой и выньте руки. Что вы заметили?
Дети: Не совсем мокрые
Вос-ль: Вода уже не покрывает всю руку, Она собралась капельками, и если руку встряхнуть, то эти капельки с руки слетят.
(Дети встряхивают руками).
На руке воды нет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Вытрите руки салфеткой. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
Дети: У медведя шерсть пропитана жиром, он встряхивается, и вода слетает с него.
Вос-ль: Правильно. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
Давайте прощаться с животными северного полюса: белым медведем, моржом и тюленем.
Я отрываю лепесток, закрываем глазки, беремся за руки и произносим волшебные слова:
«Лети, лети лепесток …
Вели, чтобы мы оказались в детском саду»
Вот мы и в группе. Смотрите, пока мы с вами путешествовали, нам принесли письмо.
(вынимает из конверта письмо и читает)
Незнайка просит среди картинок разных животных найти северных животных. Нужно не просто найти животного, но еще и рассказать о нем все, что запомнили.
Дети: Выполняют задание
Вос-ль: Какие вы молодцы, всех животных Севера нашли и смогли рассказать о них.