Людмила Былкова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Деревья родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению
с окружающим миром
Тема: «Деревья родного края»
Цель: Знакомить детей с понятием лес, уточнить представление о лиственных, хвойных и смешанных лесах; побуждать детей к природоохранной деятельности. закрепить правила поведения в природе, формировать бережное отношение к природе, обогащать словарь детей, активно использовать слова, отражающие экологическую культуру.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром „Деревья родного края“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, по-знавательно-исследовательская.
Словарь: хвойные деревья, лиственные, осинник, дубрава, березовая роща, ельник, чечевички.
Материал: презентация «Деревья»; части дерева (корень, ствол, ветки, листья); картинки: солнце, ве-тер, птицы, капельки воды, кормушки, земля, семена, дождевые черви, пчелы, шмели.
Предварительная работа: рассматривание деревьев на территории детского сада и иллюстрациях, эко-логические беседы, проведение дидактических игр, чтение литературы о природе, разучивание стихотворений. Подбор с родителями информации о деревьях.
Организационный момент
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в …
Сегодня я хочу поговорить с вами о деревьях которые растут в наших краях.
Дети, А что такое лес? (лес – это место, где растёт много разных деревьев, живут различные животные, растут грибы и ягоды.)
Правильно! Посмотрите, как здесь красиво!
Бываю леса хвойные, лиственные и смешанные, почему они так называются
Хотите оказаться в лесу? Раз, два, три вокруг себя обернись и в лесу очутись.
Садитесь на лесную полянку. (Дети садятся)
Основная часть (презентация)
Сегодня мы узнаем, кто у нас лучший знаток природы.
- Отгадайте загадку, о каком дереве она?
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой,
Стоит над горой.
А по каким признакам можно узнать березу? (белая кора, белый ствол.)
- Если у нее белая кора и белый ствол, то какая она? (белоствольная.)
- Что вы знаете о березе?
Берёза – символ России и единственное в мире дерево с белой корой.
У неё стройный ствол, тонкие ветки, нарядные серёжки, которые появляются весной раньше листьев. Берёза не боится ни порывистого ветра, ни весенних заморозков, ни трескучих морозов.
Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
Много поэтов воспевали красоту русской березки.
Ребята послушайте ещё одну загадку:
Ой, в июне снегопад! Хлопья белые летят! С веточек они слетают, Но на солнышке не тают. Это вовсе не снежок. Ты узнал его, дружок?
- Правильно, это тополя. Какой сильный ствол, пышная крона. Такое дерево дает много кислорода, воз-дух рядом с таким деревом чище, свежее.
Ребята послушайте ещё одну загадку:
Прилетает в гости к ней,
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красные ягодки клюют.
- Вы узнали это дерево? (Рябина). Правильно.
Рябина – очень красивое дерево. В мае она вся покрыта белыми цветами, а осенью стоит, украшенная ожерельями из красных ягод.
Ее плоды помогут многим птицам выжить суровой зимой. В народе говорят: «Если рябины много, то зима будет холодной». Ягоды у рябины кисло-горькие, но после морозов становятся слаще.
- А как называется это дерево?
Словно снежный шар бела,
По весне она цвела,
Чудный запах источала.
А когда пора настала,
Мигом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(На экране появляется слайд «Черемуха»)
- Правильно, черемуха. Когда она цветет её запах можно почувствовать далеко от самого дерева. Очень уж черемуха душиста.
- О каком дереве это стихотворение?
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.
- Листья этого деревца даже при самом легком дыхании ветра начинают шевелится и тереться друг о друга. Отсюда и постоянный шелест, и ощущения того, что дерево дрожит.
- О ком говорят: «дрожит как осиновый лист»?
Ребята послушайте ещё одну загадку:
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку.
Ель вечно зеленое хвойное дерево. Острые хвоинки живут до 7 лет, а затем опадают, но не все сразу а по-степенно поэтому ель кажется вечно зеленой.
Семена ели служат кормом для птиц и грызунов.
Ребята послушайте ещё одну загадку:
И девчонки, и мальчишки,
Все иметь хотели б шишки –
На орешки очень щедр,
Богатырь – сибирский …
С давних времен кедр поражал и восхищал людей своей природной мощью, жизнестойкостью
Кедр растёт медленно, живёт 300-550 лет, некоторые деревья до 800 лет. Можем ли мы сказать, что это дерево-долгожитель?
Ребята послушайте ещё одну загадку:
Хоть колюча, а не Елка,
Подлинней ее иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица.
Вечнозеленое растение вырастает очень высокое. Ствол гладкий, прямой. Внизу веток у старых сосен нет, т. к. сосна светолюбивое растение. Нижние ветки у сосны отмирают – очищаются от сучьев и ствол приобретает вид стройной «колонны»уходящей в небо. Крона у старых сосен с верками только на самом верху.
хвоинки у сосны собраны в пучки от 2-х штук и длиннее чем у елки.
Семена сосновых шишек так же являются кормом для птиц и грызунов.
- Как одним словом можно назвать деревья, у которых растут листья? (лиственные)
- У всех деревьев есть листья?
- Как называется деревья с иголками вместо листьев?
(хвойный)
Физкультминутка.
- Молодцы. А теперь немного отдохнем. Повторяйте за мной.
Выросли деревья в поле. (присели, поднялись, потягивания)
Хорошо расти на воле!
Каждое старается, (Потягивания руки вверх)
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер, (Дети машут руками)
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы - (Наклоны вперед)
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед – (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Так деревья ветер гнет.
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)
Ребята скажите, а без чего дерево не может жить? (Без корня.)
- Правильно, а зачем дереву корень? (чтобы брать воду из земли, и чтобы крепко держаться)
-.А что еще есть у дерева? (ствол, ветки, листья).
А когда на ветках много листьев, то как это можно назвать? (крона). Молодцы ребята
- Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Они растут, питаются, размножаются, дышат)
- А как дышит дерево?
- Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.
Итог занятия.
- Что вам особенно понравилось? О чём вы сегодня расскажите своим родителям?
Молодцы! Много интересного вы рассказали сегодня о лесе. И я уверена, что вы будете беречь лес и его обитателей- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три вокруг себя обернись и в детском саду очутись.