Ярославцева Наталия
«Звук и буква Ш». Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»
Задачи:
Образовательные задачи:
Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».
Закрепить произношение звука «ш»
Познакомить с буквой «ш».
Развивающие задачи:
Развивать фонематический слух, внимание и память.
Развивать навыки чтения слогов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.
Воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Предварительная работа:
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
· Проведение занятий по обучению грамоте по плану.
· Разучивание чистоговорок.
· Беседа с детьми.
· Словесные игры.
Методы и приемы:
· Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквы и слоги, выложенные на мольберте).
· Словесный (художественное слово, вопросы к детям).
· Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).
Материалы и оборудование:
· Предметные картинки. · Тетради. · Карандаши. · Буквы. · Мольберт.
Оргмомент. (1 мин.)
Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.
Психологический настрой
- Раз, два, три, четыре, пять (загибают поочерёдно пальцы правой руки)
Будем мы сейчас опять (руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)
Смотреть, слушать, размышлять (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)
Но друг другу не мешать. («грозят» указательным пальцем)
Внятно, четко говорить, (очерчивают область рта)
Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)
И внимательными быть.
-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день.
II. 1. Повторение. (2-3 мин.)
Слышны громкие звуки, шуршание, кто-то гремит.
- Ребята вы слышите?
- А что это мы услышали? (звуки)
- Вы испугались?
- А если бы испугались, какой звук вы произнесли? А-А-А
- А если удивились? О-О-О
- А если вы хотели сами кого-нибудь напугать? У-У-У.
- Ребята, вы сейчас произносили звуки А, О, У, а какие это звуки? (Гласные)
- А почему вы решили, что это гласные звуки? (Мы их поём, тянем и при произношении не встречаем преград)
- А какие мы ещё знаем звуки? (согласные)
- А чем они отличатся от гласных? (в отличие от гласных, согласные звуки не тянутся, потому что при его произношении мы встречаем препятствие в виде губ, языка, зубов)
- Правильно ребята!
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
2. Сообщение темы. (1-2 мин)
- Ребята, к нам сейчас придёт гость, а кто вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Любит он малину, мёд
Человека страх берёт,
Если станет он реветь,
Потому что он (медведь)
Правильно ребята!
из «волшебного мешочка» появляется медведь.
Здравствуйте ребята! Я Мишка, а зовут меня Шишка! Я для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждёт сюрприз.
- Поможем Мишке? Садись Мишка и посмотри, какие мы молодцы.
- Ребята Мишка собирается на праздник к своим друзьям, а какой праздник без воздушных шариков. Поможем Мишке их надуть?
Вот у нас корзина с волшебными невидимыми шариками, подходите, берите по шарику и будем надувать.
Я надул воздушный шарик (вдох) ш-ш-ш-ш.
Укусил его комарик (сдулся) шшшшшшшш
Лопнул шарик не беда, новый шар надую я.
Какие молодцы! Сколько шариков.
- Когда мы надували шарик, то какой звук произносили? (ш)
- А когда лопнул шарик. (ш)
- Вот мы с вами и познакомились с новым звуком. Это звук? (Ш).
- Ребята, давайте присядем на стульчики.
3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)
– Произнесем звук [ш]
- Как расположены губы, когда мы произносим этот звук? (губки округлены и слегка вытянуты вперед).
- На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”).
- Где он расположен? (за верхними зубками).
- Произнесем звук “ш”.
Какой он - гласный или согласный? (согласный)
Почему? (при произношении нам помешал язычок).
- Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её.
- Голосок спит или звенит? («спит»).
Значит он звонкий или глухой? (глухой).
- Этот звук твердый или мягкий? (твердый).
- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. Запомните, звук «ш» всегда твердый! (На экране появляются символы звука «Ш»).
Этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.
- Что он делает? (шипит)
- Он шипящий.
ВЫВОД: Звук (ш) согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.
4. Закрепление звука (3-4 мин)
Наш гость для вас приготовил игры. И первая игра
Игра «Поймай звук «ш»: Среди других звуков. Я буду произносить разные звуки, а вы если слышите звук «ш» хлопаете, если нет сидите тихо.
-В слогах;
-В словах (снег, малыш, сок, шуба, стена, ландыш, вышка, забор, шапка, сова, кошка, бусы, мошка, камыши).
- Мишка для своих друзей приготовил подарки и мы должны помочь ему отправить их. Игра «Весёлый паровоз» Это вагончики и в них надо погрузить подарки для друзей в словах, которых слышится звук (Ш).
В первом вагончики поедут подарки, где звук (Ш) находится в начале слова.
Во втором, где звук (Ш) находится в середине слова.
В третьем, где звук (Ш) находится в конце слова.
Картинки по количеству детей (шарф, шапка, шуба, шляпа, шорты, лошадка, кошка, мишка, машина, матрёшка, лягушка, карандаш, малыш, душ, камыш, мышь).
- Ребята, как одним словом можно назвать все картинки, которые мы погрузили в первый вагон (одежда).
- А как можно назвать картинки одним словом во втором вагоне (игрушки).
- Молодцы! Вы справились с заданием и помогли мишке.
5. Физкультминутка (1-2 мин) На 12 минуте
Прыг –да скок, прыг – да скок
Мишка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки, подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг-скок-скок. Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Молодцы ребята. Проходим за столы.
6. Знакомство с буквой Ш. (3-4 мин)
– Мы знаем, что у каждого звука есть буква, которой он обозначается.
Ребята, а чем отличается звук от буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем)
- Звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш.
- А на что похожа буква Ш? Эта буква похожа на забор: три палочки и внизу - еще одна, вилку, расческу
- Выложите, пожалуйста, букву Ш из палочек.
-Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем гимнастику для глаз
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).
Рисуем глазками в воздухе букву Ш.
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Дети «пишут» букву в воздухе. Показ образца написания буквы на доске в клетку.
- А теперь напишем букву ш
Игра «Найди и обведи букву Ш»
-Мишка для вас приготовил еще одну игру.
найдите и обведите букву Ш в кружок.
7. Формирование навыков чтения. (3-4 мин)
А вы знаете, что звуки любят ходить к друг другу в гости?
А когда они встречаются получается песенка (слог).
Правило: Ходят гласные к согласным образуя вместе слог. Звук (А) пошел в гости к звуку (Ш) и получилась песенка – АШ.
Звук Ш пошел в гости к звуку А, ША
Чтение слогов по магнитной азбуке.
Буква Ш дружит с буквами. Давайте, почитаем, как они дружат.
Перед вами слоговая таблица. Давайте вместе прочитаем.
АШ УШ ОШ
ША ШУ ШО
Задания:
- прочитай слог в левом верхнем углу
- прочитай слог в правом нижнем углу
- прочитай слоги в среднем столбике
- прочитай слоги в нижней строчке
- Молодцы!
III. Итог (1 мин)
- Ребята мы сегодня с вами познакомились с согласным звуком? Кто напомнит, с каким звуком? Какой он? А какой буквой он обозначается?
Оценка речевой деятельности.
- Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания и помогли нашему гостю. За это вам мишка, как и обещал, приготовил сюрприз.
(Открываем красивую шкатулку) Посмотрите - смайлики, они разные радостные, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии и вы справились со всеми заданиями вам было интересно - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности было скучно - грустного.