Папки-передвижки

«Звук и буква Ш». Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей старшей группы

Ярославцева Наталия
«Звук и буква Ш». Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»

Задачи:

Образовательные задачи:

Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».

Закрепить произношение звука «ш»

Познакомить с буквой «ш».

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух, внимание и память.

Развивать навыки чтения слогов.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

Воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа:

Темочки:

· Проведение занятий по обучению грамоте по плану.

· Разучивание чистоговорок.

· Беседа с детьми.

· Словесные игры.

Методы и приемы:

· Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквы и слоги, выложенные на мольберте).

· Словесный (художественное слово, вопросы к детям).

· Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).

Материалы и оборудование:

· Предметные картинки. · Тетради. · Карандаши. · Буквы. · Мольберт.

Оргмомент.  (1  мин.)

Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой

- Раз, два, три, четыре, пять (загибают поочерёдно пальцы правой руки)

Будем мы сейчас опять (руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)

Смотреть, слушать, размышлять (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

Но друг другу не мешать. («грозят» указательным пальцем)

Внятно, четко говорить, (очерчивают область рта)

Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)

И внимательными быть.

-Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день.

II.   1. Повторение. (2-3 мин.)

Слышны громкие звуки, шуршание, кто-то гремит.

- Ребята вы слышите?

- А что это мы услышали? (звуки)

- Вы испугались?

- А если бы испугались, какой звук вы произнесли? А-А-А

- А если удивились? О-О-О

- А если вы хотели сами кого-нибудь напугать? У-У-У.

- Ребята, вы сейчас произносили звуки А, О, У, а какие это звуки? (Гласные)

- А почему вы решили, что это гласные звуки? (Мы их поём, тянем и при произношении не встречаем преград)

- А какие мы ещё знаем звуки? (согласные)

- А чем они отличатся от гласных? (в отличие от гласных, согласные звуки не тянутся, потому что при его произношении мы встречаем препятствие в виде губ, языка, зубов)

- Правильно ребята!

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

2. Сообщение темы. (1-2 мин)

- Ребята, к нам сейчас придёт гость, а кто вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Любит он малину, мёд

Человека страх берёт,

Если станет он реветь,

Потому что он (медведь)

Правильно ребята!

из «волшебного мешочка» появляется медведь.

Здравствуйте ребята! Я Мишка, а зовут меня Шишка! Я для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями,  вас ждёт сюрприз.

- Поможем Мишке? Садись Мишка и посмотри, какие мы молодцы.

- Ребята Мишка собирается на праздник к своим друзьям, а какой праздник без воздушных шариков. Поможем Мишке их надуть?

Вот у нас корзина с волшебными невидимыми шариками, подходите, берите по шарику и будем надувать.

                   Я надул воздушный шарик (вдох) ш-ш-ш-ш.

                   Укусил его комарик (сдулся) шшшшшшшш

                   Лопнул шарик не беда, новый шар надую я.

Какие молодцы! Сколько шариков.

- Когда мы надували шарик, то какой звук произносили? (ш)

- А когда лопнул шарик. (ш)

- Вот мы с вами и познакомились с новым звуком. Это звук? (Ш).

- Ребята, давайте присядем на стульчики.

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.) 

– Произнесем звук [ш]

- Как расположены губы, когда мы произносим этот звук? (губки округлены и слегка вытянуты вперед).

- На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”).

- Где он расположен? (за верхними зубками).

- Произнесем звук “ш”.

Какой он - гласный или согласный? (согласный) 

Почему? (при произношении нам помешал язычок).

- Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её.

- Голосок спит или звенит? («спит»).

Значит он звонкий или глухой? (глухой).

- Этот звук твердый или мягкий? (твердый).

- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. Запомните, звук «ш» всегда твердый! (На экране появляются символы звука «Ш»).

Этот звук не любит шалить и  шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

- Что он делает? (шипит)

- Он шипящий.

ВЫВОД: Звук (ш) согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.

4. Закрепление звука (3-4 мин)

Наш гость для вас приготовил игры. И первая игра

Игра «Поймай звук «ш»: Среди других звуков. Я буду произносить разные звуки, а вы если слышите звук «ш» хлопаете, если нет сидите тихо.

-В слогах;

-В словах (снег, малыш, сок, шуба, стена, ландыш, вышка, забор, шапка, сова, кошка, бусы, мошка, камыши).

- Мишка для своих друзей приготовил подарки и мы должны помочь ему отправить их. Игра «Весёлый паровоз» Это вагончики и в них надо погрузить  подарки для друзей в словах, которых слышится звук (Ш).

 В первом вагончики поедут подарки, где звук (Ш) находится в начале слова.

 Во втором, где звук (Ш) находится в середине слова.

 В третьем, где звук  (Ш) находится в конце слова.

Картинки по количеству детей (шарф, шапка, шуба, шляпа, шорты, лошадка, кошка, мишка, машина, матрёшка, лягушка, карандаш, малыш, душ, камыш, мышь).

- Ребята, как одним словом можно назвать все картинки, которые мы погрузили в первый вагон (одежда).

- А как можно назвать картинки одним словом во втором вагоне (игрушки).

- Молодцы! Вы справились с заданием и помогли мишке.

5. Физкультминутка (1-2 мин) На 12 минуте

Прыг –да скок, прыг – да скок 

Мишка прыгнул на пенек.             

В барабан он громко бьет,          

В чехарду играть зовет.               

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!          

Лапки ставим на бочок,                                                                                                               

На носочках прыг-скок-скок. Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Молодцы ребята. Проходим за столы.

6. Знакомство с буквой Ш. (3-4  мин)

– Мы знаем, что у каждого звука есть буква, которой он обозначается.

Ребята, а чем отличается звук от буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем)

- Звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш.

- А на что похожа  буква Ш? Эта буква похожа на забор: три палочки и внизу - еще одна, вилку, расческу

- Выложите, пожалуйста, букву Ш из палочек.

-Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем гимнастику для глаз

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

Рисуем глазками в воздухе букву Ш.

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Дети «пишут» букву в воздухе. Показ образца написания буквы на доске в клетку.

- А теперь напишем букву ш

Игра «Найди и обведи букву Ш»

-Мишка для вас приготовил еще одну игру.

найдите и обведите букву Ш в кружок.

7. Формирование навыков чтения. (3-4 мин)

А вы знаете, что звуки любят ходить к друг другу в гости?

А когда они встречаются получается песенка (слог).

 Правило: Ходят гласные к согласным образуя вместе слог.  Звук (А) пошел в гости к звуку (Ш) и получилась песенка – АШ.

Звук Ш пошел в гости к звуку А, ША

Чтение слогов по магнитной азбуке.

Буква Ш дружит с буквами. Давайте, почитаем, как они дружат.

Перед вами слоговая таблица. Давайте вместе прочитаем.

АШ УШ ОШ

ША ШУ ШО

Задания:

- прочитай слог в левом верхнем углу

- прочитай слог в правом нижнем углу

- прочитай слоги в среднем столбике

- прочитай слоги в нижней строчке

- Молодцы!

 III.   Итог (1 мин)

- Ребята мы сегодня с вами познакомились с согласным звуком? Кто напомнит, с каким звуком? Какой он? А какой буквой он обозначается?

Оценка речевой деятельности.

- Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания и помогли нашему гостю. За это вам мишка, как и обещал, приготовил сюрприз.

(Открываем красивую шкатулку) Посмотрите - смайлики, они разные радостные, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии и вы справились со всеми заданиями вам было интересно - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности было скучно - грустного.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Звук и буква Ш». Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей старшей группы
Опубликовано: 3 января 2025 в 16:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звук и буква Ш». Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ярославцева Наталия (УИ 1691214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД