Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка «Мордовская радуга»

Любовь Синицына
Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка «Мордовская радуга»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели и задачи: вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке; учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух; продолжить формирование об особенностях национальной женской одежды мордвы, о народных промыслах мордовского края; знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа, развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству.

Темочки:

Ход занятия

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу. Воспитатель: Шумбратада шабат! Дети: Шумбратада! (дети присаживаются на стульчики, слушают рассказ воспитателя). Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как называется наша страна? ( ответы детей: наша страна называется Россия) Воспитатель: Правильно ребята, но у каждого из нас ребята, есть ещё малая родина – это место, где человек родился, вырос. Кто назовёт, как называется наша малая родина? (ответы детей Республика Мордовия). Воспитатель: Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, традиции и, конечно же, язык. Мы можем услышать русский, мордовский, татарский и другие языки. А мы с вами живём в Мордовии. Мордва – это народ, с которым связано имя нашей республики. Мордва состоит из двух групп - эрзя и мокша (воспитатель показывает слайд девушки эрзянки и мокшанки). Наши предки жили в небольших деревнях, которые окружали леса, реки и поля. Они ловили рыбу, охотились, разводили скот, занимались пчеловодством, выращивали хлеб. И конечно, разговаривали на своих мордовских языках, пели красивые песни. Я знаю ребята, что в нашей группе, есть тоже дети родители которых, мокша, и разговаривают на мокшанском языке. Давайте мы с вами вспомним слова на мокшанском языке. Воспитатель: Какие слова вы боле всего вам запомнились? (дети называют слова, тядя, аляй, бабай, ятяй,шаба, шубрат, ава, васедемозонк) Максим, кода тядяцень лемоц? Ребё нок: Монь тядязень лемоц Катя. Воспитатель: Света, кода лемоц бабацень? Ребё нок: Бабазень лемоц Любовь Александровна, сон мокшава. Воспитатель: Андрей, кода лемоц атяцень? Ребё нок: Атязень лемоц Виктор Николаевич. Воспитатель: Сон мокша? Ребё нок: Сон мокша. Воспитатель: Варя, а кода аляцень лемоц? Ребё нок: Алязень лемоц Сергей. Воспитатель: Молодцы ребята. А вам интересно узнать, как зарождался мордовский народ? ( ответы детей: да). Тогда мы сейчас с вами послушаем видео ролик «Легенда о рождении мордовского народа». (Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный. И поныне живет и процветает народ мордовский на земле большой Российской.

Воспитатель: Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой, своими песнями, танцами, играми. Мы с вами отдохнём и поиграем в мордовскую игру «Шаромня» (Карусель)

Физкультминутка Шаромня

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

1. Савор, савор, саворне,

Шары, шары, шоромнесь.

Меле, меле, сиденяста,

Шары, шары, шаромнесь

2. Сате, сате ласькозня,

Лоткак, лоткак, шаромня.

Фкя-кафта, фкя-кафта,

Лоткась шаромсь шарома.

Пробежав 2 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру. (дети присаживаются на стульчики). Воспитатель: Мокша и эрзя могут гордиться своим костюмом, рубхой - панар вышивкой, украшениями. Мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные «сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи— русские говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь. (Воспитатель с детьми рассматривают мордовские национальные костюмы) слайды. Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришла в гости мордовская матрёшка Маруня, подойдите к столу, рассмотрим какой у неё костюм, и посмотрите на свои костюмы, вы тоже очень нарядные, как и наша гостья Маруня. Воспитатель: Ребята, посмотрите, из каких сложных элементов состоит мордовский орнамент. Воспитатель: Дети, сейчас мы соберём из пазла красивый орнамент. (дети совместно собирают из пазла мордовский орнамент, и выставляют на доске.) Воспитатель: Таня, из каких геометрических фигур собран этот орнамент? Ребё нок: Орнамент состоит их треугольника, ромба. Воспитатель: Правильно, Варя, ты что видишь здесь? Ребё нок: Треугольник, круг, звёздочка. Воспитатель: Звёздочка, обратите внимание, восьмиконечная. Воспитатель: Света, какие цвета здесь ты увидела?

Ребё нок: Цвета красный и чёрный. Воспитатель: В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего красный и чёрной. Воспитатель: А сейчас, я хочу с вами поиграть в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку». (Рассматривают на слайде кукол в костюме мокшаночки и зрзяночки). Воспитатель: Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки? Дети: Рубахи шьют из холста, вышивают одинаковыми шерстяными нитям

Воспитатель: Как выполнена вышивка на костюмах? Дети: Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки - кокошник. Воспитатель: Ребята, пройдем в свою мастерскую, выполним аппликацию. Присаживаемся за стол и будем украшать орнаментом мордовскую рубаху – панар. Дети, приступайте к работе. Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают на шаблон рубахи. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям. Воспитатель: Заканчивайте работу. Подойдите поближе, полюбуйтесь на рубахи – панар. Воспитатель: Какие цвета вы использовали? Дети: Красный, чёрные, зелёный, жёлтый. Воспитатель: Практически все цвета радуги. Мне понравились все ваши работы: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. Я думаю, нашей гостье ваши работы очень понравились.

Публикации по теме:

«Домашний лимонад». Конспект опытно-экспериментальной деятельности по изучению свойств воды в средней группе Цель:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Мордовская весна» в подготовительной группе КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности «МОРДОВСКАЯ ВЕСНА» в подготовительной группе. цель: воспитание патриотизма, приобщение.

Конспект КВН по изобразительной деятельности «Разноцветная радуга» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект КВН по изобразительной деятельности «Разноцветная радуга» для детей старшего дошкольного возраста Цель: уточнение знаний и умений детей по изобразительному искусству, полученные в течение учебного года. Задачи: Обучающие: - закрепить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности Рисование «Радуга-дуга»Конспект непосредственно образовательной деятельности Рисование «Радуга-дуга» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 22 города Сызрани городского.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы с ОНР «Живая радуга»Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы с ОНР «Живая радуга» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Берёзка» Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Чудо радуга» Образовательная область: Познавательное развитие. Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа. Тема: "Чудо радуга". Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации по изучению свойств льда «Помоги Анфисе» в средней группе Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа средняя группа (4-5 лет) Тема: «Помоги Анфисе». Основные цели: знакомить.

Конспект занятия «Чудо-радуга» по познавательно-исследовательской деятельности Цель: Познакомить детей с понятием «свет», с механизмом образования цветов разложением и отражением лучей света, продемонстрировать образование.

Конспект исследовательской деятельности по изучению свойств воды во второй младшей группе «Капелька в гостях у ребят» «Капелька в гостях у ребят» Цель: создать условия для формирования представления о свойствах воды. Задачи: -познакомить детей со свойствами.

Программа кружка по изучению английского языка в 10–11 классах Пояснительная записка В настоящее время, наряду с традиционным изучением особенностей специфического языка научных публикаций, актуальным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка «Мордовская радуга»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 20:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка «Мордовская радуга»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Синицына (УИ 813757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД