Екатерина Иванова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы с ОНР «Живая радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Берёзка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-исследовательской деятельности
с детьми старшей группы с ОНР
Тема: «Живая радуга»
Иванова Е. С.
воспитатель
Г. Кириши
Цель: познакомить детей с природным явлением – капиллярностью.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать понятие о природном явлении – капиллярности, познакомить с его природой на опыте.
2. Продолжать учить самостоятельно работать по предложенному плану
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы с ОНР „Живая радуга“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
3. Закрепить знания о свойствах воды.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать и корригировать логическое мышление: операции обобщения, анализа и синтеза.
3. Развивать и корригировать речь: ввести в активный и пассивный словарь понятия «капилляр», «капиллярность», лаборатория.
4. Развивать воображение.
5. Развивать зрительное восприятие и внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
2. Воспитывать целеустремлённость, настойчивость, организованность, аккуратность, самостоятельность.
3. Поощрять умение работать в группе, учитывать мнение партнёра.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении вод; беседа о свойствах воды (не имеет цвета, запаха, вкуса и формы) и проведение опытов, подтверждающих эти свойства; познавательная игра «Какая вода бывает?»; Просмотр презентации на тему «Берегите воду!»
Оборудование:
Письмо от Почемучкина, карточки-инструкции, халаты для детей, пластиковые стаканчики, бумажные салфетки, фломастеры, мерный стакан с водой, иллюстрация профессор Почемучкин (электронная презентация, медальки для детей, раскраски.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы готовы поиграть,
Много нового узнать.
2. Мотивация
- Сегодня к нам пришел еще один гость. Это профессор Почемучкин. (Изображение на экране)
- Он принес нам письмо. (Зачитываю письмо детям)
Здравствуйте ребята!
Мой друг, профессор Всезнайка, прислал мне загадку и задание. Без вашей помощи мне не справится. Помогите, пожалуйста, их разгадать.
3. Основная часть
- Ребята, поможем Почемучкину?
- Тогда давайте начнем с загадки. (Достаю из конверта первое задание)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не моет мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без… (воды)
- С первым заданием мы справились! Наверное, речь пойдет о воде.
- Давайте вспомним, зачем и кому нужна вода? (чтобы пить, варить, стирать…Человеку, животным, растениям)
- Что еще мы уже знаем с вами о воде? (не имеет цвета, запаха, вкуса и формы; течет вниз)
- Вода удивительна! Но у нее еще не мало секретов!
- Пора переходить к следующему заданию. (Достаю из конверта второе задание)
- Нам надо ответить на сложный вопрос : может ли вода подниматься вверх?
- Для этого профессор Почемучкин предлагает нам провести опыт.
- Но для этого нам надо стать учеными-исследователями.
- Кто знает, чем занимаются ученые? (исследуют, наблюдают, проводят опыты.)
4. Физминутка
- Перед этим давайте проверим, какие вы настоящие исследователи. Смотрите внимательно на экран и повторяйте.
Физкультминутка «Капельки» (видео на экране)
5. Повторение правил
- Все старались быть внимательными. Значит, и во время исследования вы будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.
- Для проведения опытов ученым нужна лаборатория.
- А кто из вас знает, что такое лаборатория? (там проводят опыты)
- Для начала наденем халаты и вспомним правила поведения.
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
- Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу.
- У каждого из вас на халате есть цветной значок (бейждик). У кого какого цвета, то место (поднос) в нашей лаборатории вы занимаете. (Дети подходят к столам)
6. Практическая часть
- В письме есть инструкция.
- Посмотрим, что необходимо сделать:
1 - на салфетке нарисовать фломастерами в ряд цветные кружки в определенном порядке. Выставляю на доску 1 картинку
2 - налить в стаканчик воды (до отметки). Выставляю на доску 2 картинку.
3 - опустить салфетку в воду (до отметки). Выставляю на доску 3 картинку.
4 - внимательно наблюдать за тем, что произойдет. Выставляю на доску 4 картинку
Дети выполняют работу под присмотром воспитателя
7. Итог исследования
- Что у вас получилось? (радуга)
- А как радуга получилась? Что помогло цветным кружкам превратиться в радугу? (вода)
- А кто из вас заметил, куда вода двигается? (поднимается вверх)
- Правильно. Ответили мы на вопрос профессора Всезнайки, моет ли вода подниматься вверх?
Мы с вами увидели и узнали, что оказывается вода не только течет вниз, но и может подниматься вверх! В бумаге есть маленькие «трубочки», которые мы с вами без специального прибора (микроскопа) разглядеть не можем. Называются эти «трубочки» капилляры. Давайте повторим хором.
По этим капиллярам вода и поднимается вверх. Это явление называют капиллярностью. Такое явление позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять ее вверх к листочкам.
8. Игра на интерактивной доске на развитие внимания
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Давайте немного поиграем. (Игра на интерактивной доске)
9. Рефлексия
- Молодцы, ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось замечательно! Помогли Почемучкину.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие новые слова вы узнали?
- Кому было страшно – потопайте ногами,
Кому было неинтересно - покачайте головой,
А кому понравилось – похлопайте в ладоши.
- А я хочу наградить вас медалями «Юного исследователя». А за помощь профессор дарит вам раскраски с радугой.