Светлана Баранова
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Мордовская весна» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности «МОРДОВСКАЯ ВЕСНА» в подготовительной группе.
цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной национальной культуре и духовности на основе мордовского фольклора.
задачи:
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „Мордовская весна“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Подготовительная группа
- Темочки
1. закрепить знания детей о многонациональности ульяновской области, об особенностях мордовского, татарского, чувашского и русского национальных костюмов.
2. продолжать знакомить детей с традициями, обрядами и праздниками народов, проживающих на территории Ульяновска.
3. развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через песни, танцы, заклички, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка.
4. формировать умение создавать украшения по мотивам мордовского народного орнамента.
.5. воспитывать интерес к культуре, традициям и обычаям мордовского народа.
Предварительная работа: - рассматривание национальных костюмов.
- беседа о праздниках, обычаях народа
- разучивание стихов, песен и хороводов.
Ход НОД:
1 ребенок: что за славный денёк
на бугре солнцепек
собирайся народ у ворот!
петь, шутить, хороводы водить!
весну красную веселить!
(вход остальных детей в зал под музыку)
воспитатель: шумбраши кельгама ялгат!
здравствуйте ребята и гости!
- в апреле проводится праздник национальных языков. скажите, какие народы проживают в ульяновской области.
дети: русские, мордва, татары, чуваши и т. д.
воспитатель: наша ульяновская область многонациональная. у каждого народа есть свои народные традиции, культура. но это не делает народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру нашего региона. у каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. но у всех у нас одна родина - Россия. поэтому народ в нашей области живет дружно, в мире и согласии.
воспитатель: вот и к нам на занятии пришли куклы разных национальностей. отгадайте кто к нам пришли.
(дети описывают русский, мордовский, татарский и чувашские костюмы, называя элементы одежды, отмечая национальный орнамент)
воспитатель: ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком наряде?
дети: нет, но так одеваются на праздник, в таких костюмах танцуют и поют.
2 ребенок: идет матушка – весна
отворяй ворота.
первым март пришел
всех друзей привел
3 ребенок: а за ним апрель
отворяй по шире дверь!
а потом придет и май
в наш родной родимый край!
воспитатель: етась тялось. сась тундась.
ванды ули мазы майсь.
сембе нармотне саисть меки.
конат лефтясть лямбе крайс.
дети вместе: прошла зима. пришла весна.
завтра будет красивый май.
все птицы прилетят обратно.
которые, улетели в теплые края.
воспитатель: робко постучалась к нам весна. и чтоб приблизить наступление долгожданной весны, несущий новую жизнь, радость, тепло и свет, люди закликали весну.
тунда, тунда. сак,сак!
тяло, тяло, тук. тук!
лямбе пизем,кант, кант!
сэри серо макст, макст!
дети: весна,весна приди!
зима. зима уйди!
теплый дождь нам принеси!
высокую пшеницу вырасти!
воспитатель: с приходом весны, начинались полевые работы. - кто из вас может назвать,чем занимаются люди весной на полях?
дети: поля засевают хлебными растениями.
воспитатель: а что можно посеять на полях?
дети: это пшеница, ячмень. овес, рожь,рис и кукуруза. высаживают картофель.
воспитатель: молодцы! а еще сеяли лен и пели народные песни, чтобы лен уродился хороший и богатый.
сейчас я исполню песню, но мне нужна ваша помощь. возьмите музыкальные инструменты и на припев мне подыграете.
песня «лен»
воспитатель: ребята, что вы можете о нем рассказать?
дети: лен – растение, из которой шьют одежду.
воспитатель: а теперь посмотрите на экран, я немножко расскажу про нее. презентация «лен»
воспитатель: значит, из льна получали нитки, а из ниток шили платья. во все времена славиться труд людей, приносящий другим пользу, красоту и добро. как говорится в пословице «что посеешь, то и пожнешь». а какие вы знаете пословицы про труд?
кто рано встаёт, тому бог подаёт.
труд человека кормит, а лень портит.
без труда не выловишь и рыбку из пруда.
больше дела – меньше слов.
делу - время, потехе - час.
работа не волк - в лес не убежит.
воспитатель: после полевых работ наши бабушки и прабабушки устраивали посиделки, на которых пели песни и плясали, вышивали и играли. и до нас дошла игра, которая называется «продай горшок». давайте поиграем.
ход игры: встали в кружок парами, 1 спереди, 2 сзади них, 1- товар горшки, 2- продавцы, ведущий покупатель, вед, покупает горшок за 2 руб. считают ладошками и разбегаются в разные стороны. кто первым прибежал тот купил горшок.
воспитатель: ребята, вы, наверное уже заметили мой сегодняшний наряд. какой национальный костюм?
дети: мордовский костюм.
воспитатель: это национальный мордовский костюм молодой девушки. ребята, скажите, какие основные цвета имеет мордовский костюм.
дети: красный, желтый, белый, зеленый и, и синий.
воспитатель: в костюме преобладает большинство красного и белого цвета. белый означает - «духовная чистота», а красный - «жизнь». с малых лет у девочек воспитывалось умение вышивать. разнообразные приемы можно увидеть на костюмах. вот они как выглядят (показ узоров) такие узоры мы должны нанести на мордовские фартуки. (показ готового фартука) фартук на мордовском языке переводится «пулай». вот такой пулай мы сегодня будем делать.
воспитатель: ребята, мы с вами на прошлом занятие вырезали элементы, они у нас уже готовые. сейчас вам нужно только приложить у себя за столами готовые детали фартука по образцу и приклеить элементы украшений на фартук.
воспитатель: что нам понадобиться для того, чтобы выполнить узоры?
дети: заготовки бумаги, клей, клеенчатую салфетку и тряпочку.
воспитатель: прежде чем приступить к работе, обратите внимание на строение элемента, узоры расположены на нижней и верхней части фартука. для начало мы прикладываем узоры по образцу. начинаем клеить элементы с нижней части, а затем с верхней части нашего фартука. давайте с вами закрепим, с чего мы начинаем работу?
дети: сначала прикладываем узоры по образцу, затем начинаем клеить.
воспитатель: ну что, мы можем приступать к работе.
воспитатель: молодцы! все старались. а куда можно надеть наши фартуки?
дети: на праздник.
воспитатель: а какой праздник без песни.
песня «на лугу березонька»
на лугу березонька
а под березонькой скамейка
а на скамейке сидит
красна девица в белом платье…
воспитатель: ребята, с чем мы сегодня познакомились? (ответы детей)
воспитатель: играми да плясками сыт не будешь. славиться мордовский народ гостеприимством, да угощением знатным. всегда в почете у мордвы и блины, и пироги и т. д.
посидели, повеселились пора и честь знать.
«спасибо за внимание!»