Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Чудо радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие.
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа.
Тема: "Чудо радуга".
Основные цели: Сформировать представление о природном явлении радуга. Закреплять представления детей о профессиях: учёного, оператора, тележурналиста.
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет „Чудо радуга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Развивать приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез обобщение, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать элементарные умозаключения. Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память. Развивать исследовательскую деятельность. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе. Содействовать развитию отзывчивости, умению действовать в коллективе.
Дидактические материалы:
Демонстрационный материал:
- Заводная игрушка-робот;
- Бейджик «тележурналист»;
- Обручи, картинки;
- Игра «Найди ошибку».
Раздаточный материал:
- бейджики с надписью «учёный-исследователь»;
- стёклышки, стеклянные многогранники (можно взять от старой люстры);
- листы бумаги;
- цветные карандаши.
Оборудование:
-Диапроектор;
-Логотип городского телеканала;
-Микрофон;
- Бейджик «тележурналист»;
Краткая аннотация к работе: в результате эксперимента, на основе имеющихся знаний и представлений о свете, дожде, объёме дети делают открытие о природном явлении – радуга. У детей развивается логическое мышление, повышается познавательная активность, уверенность в своих силах.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: Создание интересной мотивации к познавательной деятельности.
Требования:
-ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
-создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Дети входят в группу и встают около педагога.
- Ребята, посмотрите. Как много у нас сегодня гостей. Подойдите к ним и поздоровайтесь.
Робот – инопланетянин ходит по группе с письмом. Дети обнаруживают послание, просят прочитать педагога.
Педагог читает:
«Меня зовут Абуба. Я представитель внеземной цивилизации. К нам поступила информация, что на территории вашего детского сада расположена научная лаборатория и работают в ней обычные дети ха – ха – ха! Они даже не ходят в школу ха-ха-ха! И не знают, каким должен быть настоящий учёный, чем занимаются ученые-исследователи.»
- Ребята! Он, кажется, смеётся над нами!
Неужели вы не знаете, каким должен быть настоящий учёный? (Он должен быть наблюдательным, сообразительным, любознательным с хорошей памятью)
- Чем занимаются учёные? (Учёные задают много вопросов, ищут на них ответы, проводят опыты и эксперименты, делают открытия)
-Как учёные делятся своими открытиями? (Рассказывают о них в книгах, журналах, по телевизор)
Педагог продолжает читать письмо.
. Если вы сможете «рассекретить» чудесное явление, которое мы наблюдали на вашей планете Земля и рассказать о нём в программе «Новости» городского телеканала, то мы поверим в то, что вы не совсем обычные дети, а учёные, которые делают настоящие открытия и могут поделиться своими знаниями по телевидению.
-Ребята! Вы хотите доказать инопланетянину Абуба, что вы не совсем обычные дети, а учёные - исследователи, которые делают настоящие открытия? (Да)
- Напомните, что нам надо для этого сделать? («рассекретить» чудесное явление, рассказать о нём по городскому каналу в программе «Новости»)
- Ребята! Вы уверены, что сможете «рассекретить» чудесное явление, которое наблюдали на нашей планете Земля Абуба и его друзья? (Да)
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
- актуализация изученных способов действия, знаний, достаточных для построения нового знания.
Абуба и его друзья не знают, как называется чудесное явление, которое нам нужно «рассекретить». Он предлагает нам выяснить это с помощью космических кругов и фотографий, которые он сделал на нашей планете.
Игра «Круги Эйлера»
Цель: Упражнять детей в умении применять круги Эйлера для решения логической задачи, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Дети группируют «фотрграфии». Первая группа - природные явления: снегопад, град, туман, радуга. Вторая группа - предметы, окрашенные в семь цветов спектра: пирамидка, мячик, свитер. В пересечении кругов оказывается радуга т. к. это природное явление, имеет все семь цветов спектра. (Это радуга, природное явление)
-Вспомните, когда мы можем наблюдать радугу? (Чаще летом, во время дождя или после)
- Что нужно для того, чтобы на небе появилась радуга? (Капельки дождя, солнце.)
- Вспомните! Как, иногда, говорят поэты про свет дневного неба и солнца? (Белый свет)
- Какого цвета дождь? (Дождь бесцветный, прозрачный.)
- Ребята! Как же тогда получается радуга? Свет белый, капельки дождя прозрачные. (солнышко раскрашивает, это такое чудо оно само появляется)
- Где мы можем проверить наши предположения? (В «научной лаборатории», мы можем провести эксперимент)
3. Затруднение.
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации. Подведение их к выявлению места причины затруднения.
Требования:
- создание ситуации затруднения;
- фиксация в речи причины затруднения.
Дети проходят в научную лабораторию. Надевают фартуки, бейджики «учёный-исследователь».
Рассматривают и отбирают предметы необходимые для опыта.
- Что нам заменит луч света? (Диапроектор, фонарики)
Педагог включает диапроектор.
- Что нам может заменить капельки дождя? (Стёклышки)
- Почему? (Потому что они прозрачные, как капельки дождя)
Дети направляют стёклышки к лучику света.
- Получились разноцветные лучики света? (Нет)
- Как проходит лучик света через стекло? (ему ничего не мешает, луч света проходит свободно)
- Как вы думаете, почему не получаются разноцветные лучики? (Стекло плоское, а капельки дождя объёмные)
- Что же нам делать? (Надо взять другие предметы, которые не плоские, а объёмные)
- Где мы можем найти необходимые предметы? (Мы можем поискать в «Волшебном чемоданчике» профессора Всезнамуса, мы всегда находим в нём, что нам нужно).
4. Открытие нового знания.
Цель: Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
- организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
- фиксация знания в речи и знаково;
- создание ситуации успеха.
Дети в «волшебном чемоданчике» профессора Всезнамуса находят стеклянные многогранники.
- Почему вы взяли стеклянные многогранники? (Они объёмные, прозрачные, больше похожи на капельки дождя, чем плоские стёклышки)
Самостоятельно проводят эксперимент. Дети направляют многогранники к лучику света.
(Получилась радуга! Мы видим разноцветные лучики)
- Может ли луч света проходить сквозь многогранник прямо, так же как через стекло? (Нет)
Педагог предлагает рассмотреть многогранники.
-Почему? (На стеклянных «капельках» есть неровности, уголки, грани)
- Ребята! Когда лучи света проходят сквозь стеклянный многогранник или через множество капелек дождя, то они преломляются, «ломаются», меняют своё направление и распадаются на несколько разноцветных лучей.
-Сколько разноцветных лучей у радуги? (Семь)
- Назовите их последовательно сверху вниз. (Красный, оранжевый, жёлтый)
Что нужно сделать дальше, чтобы сохранить результаты наших исследований? (Записать результаты)
Дети фиксируют результаты своих исследований, делая схематические рисунки. С правой стороны – радуга, с левой – лучи света.
- Ребята! Через что должны пройти лучи света, чтобы получилась радуга? (Через стеклянные «капельки», через множество капелек дождя)
Дети дорисовывают капельки дождя, либо рисуют многогранник.
- Что происходит с лучиками света, когда они проходят сквозь стеклянные «капельки» или через множество капелек дождя? (Они «ломаются», преломляются, меняют своё направление и распадаются на разноцветные лучики)
- Ребята! Радуга вызывает у меня чувство радости! А вы, что чувствуете? (Радость, веселье)
Мне хочется прочитать стихи! Давайте вместе!
Гляньте: радуга над нами,
(нарисовать рукой над головой полукруг)
Над деревьями,
(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами, (руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной,
(нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной
(дотронуться до головы)
- Молодцы! Вы, как настоящие учёные – исследователи сделали своё открытие, «рассекретили» природное явление под названием радуга!
Дети снимают бейджики, фартуки.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
- соответствие используемых игр цели занятия;
- индивидуальные затруднения в играх;
- ситуация успеха в совместной деятельности.
Дети вместе с педагогом подходят к инопланетянину Абуба, который составил радугу.
Игра «Найди ошибку у Абубы»
Игра «Составь радугу!»
Цель: Закреплять представление детей о последовательности семи цветов спектра; Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
Абуба радостно сообщает, что он всё понял!
- Если на небе появилась радуга, значит, скоро должен начаться дождь!
- Ребята! Верно, ли рассуждает Абуба? (Нет)
Что нужно для того, чтобы на небе появилась радуга?
(Нужно, чтобы солнце встретилось с капельками дождя. Лучики солнечного света проходят через множество капелек воды. Они изменяют своё направление, преломляются, «ломаются» и распадаются на цветные лучики. Вот так появляется радуга)
Абуба восхищается детьми.
- Ребята! Вы действительно не совсем обычные дети, а учёные исследователи, которые смогли «рассекретить» чудесное явление под названием радуга. Но настоящие учёные могут поделиться своими открытиями.
6. Осмысление.
Цель: Организация рефлексии и самооценки деятельности.
Требования:
- организация анализа детской цели;
- фиксация нового знания в речи;
- определение выполнения взрослой цели.
- Ребята! Вспомните, что мы ещё должны сделать, чтобы доказать Абуба и его друзьям, что вы не совсем обычные дети, а учёные - исследователи, которые делают настоящие открытия. (Мы должны рассказать о своём открытии по телевидению! В новостях! По городскому каналу)
- Конечно, мы как настоящие учёные должны рассказать о своём открытии.
- Что нам нужно для этого приготовить? (Нам нужен оператор, чтобы он сделал съёмку, тележурналист, который будет вести новости из нашей лаборатории)
Педагог надевает очки, бейджик «Тележурналист». Предлагает оператору подойти поближе.
- Здравствуйте! Я тележурналист, меня зовут Ромакина Анастасия Александровна.
- Уважаемые учёные – исследователи, для чего вам нужно выступить на телевидении?
(Мы должны доказать Абуба, что мы настоящие учёные – исследователи, у нас есть научная лаборатория, мы умеем проводить опыты и эксперименты; хотим поделиться своим открытием с жителями других планет)
Ну что ж, пора выходить в прямой эфир и познакомить всех с научным открытием!
-Итак, прямое включение из научной лаборатории. Вас приветствует тележурналист программы новостей городского телеканала Ромакина А. А.
-Вот молодые учёные - исследователи, которые решились на трудный шаг. В лаборатории «Почемучка» по просьбе представителя внеземной цивилизации было проведено исследование о природном явлении - радуга.
- Уважаемые научные сотрудники! Что нужно для того, чтобы на небе появилась радуга? (Нужно, чтобы солнце встретилось с капельками дождя)
-Почему радуга разноцветная? Свет белый, капли дождя прозрачные? Как происходит это чудо?
(Лучи солнечного света падают на множество капелек воды, они изменяют своё направление, преломляются, «ломаются» и распадаются на цветные лучики)
- Сколько цветов у радуги (Семь)
- Какие цвета у радуги? И в какой последовательности они появляются? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
- Как вы думаете, получилось ли у вас доказать Абуба, что вы настоящие учёные-исследователи? (Да)
-Какие личные качества помогали вам в ходе исследования? (Сообразительность, хорошая память, внимательность, любознательность, наблюдательность, дружелюбие)
- Думаю, что ваше открытие принесёт пользу всем телезрителям, в том числе и представителю внеземной цивилизации Абуба.
- Наша программа подошла к концу. Мы прощаемся в вы! До новых встреч!
- Всё снято!
-Ребята! По-моему, у нас всё здорово получилось! Диск с записью программы «Новости» мы отдадим нашему пришельцу Абуба.
Абуба благодарит и соглашается с тем, что в этом детском саду не совсем обычные дети, а учёные - исследователи, которые делают настоящие открытия и как настоящие учёные не боятся делиться своими открытиями даже с представителями других цивилизаций.
- Дорогие наши гости! Вы как считаете, обычные ли, дети у нас в саду? (гости хвалят детей)
- Ребята, попрощайтесь с гостями.
Дети подходят к гостям и прощаются.