Ирина Виканова
Педагогический проект «Что такое гербарий» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Тема проекта: «Что такое гербарий?»
Пояснительная записка
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 18.09 – 18.10.23
Участники проекта: дети старшей группы №7, воспитатели, родители.
Актуальность:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Мир растений – величайшее чудо природы, царство красоты и гармонии. С глубокой древности человек использовал растения в пищу, для строительства жилищ, для изготовления тканей, посуды и мебели, для лечения от ран и болезней. В наше время этот удивительный и загадочный мир требует особого – ценностного – отношения человека, а оно невозможно без изучения особенностей и видового состава растений.
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.
Проблема:
Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях их разнообразии и полезных свойствах. Изучение растений начинается еще в детском саду: детям рассказывается о многообразии растительного мира, об особенностях растений, об их вреде и пользе для человека и животных. Но никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел и засушил. Детям дошкольного возраста сложно запомнить названия деревьев. Гербарий, созданный вместе с детьми, в этом поможет.
Цель: формировать у детей богатый внутренний мир и систему ценностного отношения к природе, развивать внутреннюю потребность любви к природе и, как следствие, бережное отношение к ней.
Задачи:
Образовательные
• расширять представления детей о деревьях, травянистых растениях Алтайского края;
• познакомить детей с цветом, формой, фактурой листьев в природе;
• познакомить детей с гербарием: со сбором, засушкой и оформлением растений;
• формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты;
• приобщать к процессу познания.
Воспитательные
• воспитывать желания и умений сохранять окружающий мир природы;
• воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды.
• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;
Развивающие
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм через наблюдение во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• развивать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Вызвать интерес к исследованию природы родного края.
• развивать творчество.
Методы и формы работы:
• Наглядные:
• Показ картин, иллюстраций, презентаций;
• Использование ТСО;
• Дидактические пособия.
Словесные:
• Беседы;
• Рассказы;
• Чтение художественной и познавательной литературы;
• Ситуативный разговор.
Практические:
• Дидактические упражнения.
Игровые:
• Дидактические игры;
• Подвижные игры.
Ожидаемые результаты:
• у детей расширены представления о растительном мире Алтайского края;
• дети могут видеть красоту и разнообразие окружающей природы;
• могут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях;
• активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира;
• у детей есть желание и умение сохранять окружающий мир природы.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
• разработка проекта (формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов проекта);
• подбор детской художественной, наглядно-развивающей, методической и познавательной литературы;
• подбор иллюстраций, картин, музыкальных произведений по теме;
• сбор материала для аппликаций, рисования в нетрадиционной технике;
• подбор цикла занятий по разным видам деятельности на заданную тему;
• разработка конспектов занятий, бесед;
• подготовка информации для родителей по теме проекта;
• привлечение родителей к работе над данной темой;
• оформление стенда для родителей по темам: «Как собирать гербарий», «Расскажите детям о растениях».
2. Основной этап (реализация проекта)
• беседы по теме: «Растения в нашем саду», «Что происходит с приходом осени», «Опасные и безопасные растения», «Берегите, природу!», «Как лечат растения»;
• ситуативный разговор: «Что было бы, если бы ты был цветком?», «Что
произойдет, если исчезнут все растения»
• познавательно-исследовательская: «Путешествие в лес», «Какие растения есть на территории детского сада», «Как растения растут», «Какие лекарственные растения есть», рассмотреть растение через лупу, целевые прогулки «Яркие пятнышки» (наблюдение, рассматривание цветов, «Что общего у всех растений», «Зачем делают гербарий», «История названий цветов»;
• дидактические игры: «Загадай, мы отгадаем», «С чьей ветки детки?», «Подбери пару», «Что лишнее?», «Найди часть», «Подбери по цвету», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом», «Узнай по силуэту», «Доскажи словечко»;
• подвижные игры: «Найди пару», «1,2,3 к растению беги», «Садовник»;
• чтение художественной литературы: И. Бунин, «Листопад», К. Ушинский, «Спор деревьев», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Е. Серова «Наши цветы», загадки про цветы и растения, Л. Талимонова «Цветочный эльфик», А. Карпов «В стране дремучих трав», А. Онегов «На берегу озера»;
• прослушивание П. Чайковского «Вальс цветов», детских песен «Цветик-семицветик», «Лето»;
• рассматривание иллюстраций, презентаций, примеров других гербариев, альбомов луговых, садовых, лесных, декоративных, лекарственных, комнатных растений;
• аппликации из сухих и живых листьев на свободную тему;
• нетрадиционная техника рисования (отпечатывание листьями,
• сбор растений, беседа о собранном растении;
• подготовка листьев к засушиванию;
• составление гербария.
3 Заключительный
- выставка рисунков (нетрадиционная техника рисования);
- оформление альбома «Гербарий»;
- презентация результата проекта «Что такое гербарий?».
Список используемой литературы
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
3. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
4. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. – М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
5. Нищева, Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – М. : Издательство: Детство-Пресс,2013. - 304 с.
6. Шорыгина, Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей и гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2013. – 96 с.
7. Шорыгина, Т. А. «Кустарники. Какие они?» Книга для воспитателей и гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2013. – 64 с.
8. Шорыгина, Т. А. «Травы. Какие они?» Книга для воспитателей и гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2022. – 96 с.
9. Шорыгина, Т. А. «Цветы. Какие они?» Книга для воспитателей и гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 64 с.
10. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Приложение
Дидактические игры
«Загадай, мы отгадаем»
Цель. В игре уточнять знания детей о растениях сада и огорода, называть их признаки, описывать и находить их по описанию.
Игровые задания. Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус, запах. Водящий по описанию должен узнать растение.
Оборудование. Овощи, фрукты, ягоды, листья (в натуре или в изображении на картинках, фишки для награждения.
«С чьей ветки детки?»
Цель: закреплять знания о листьях и плодах деревьев; подбирать их по принадлежности к одному растению.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев и плодов деревьев, деревья с двумя окошечками.
Правила. Дети рассматривают сначала деревья, а затем их листья и плоды. Называют их. По предложению взрослого или ведущего: «Детки, найдите свои ветки» подбирают каждому дереву соответствующие картинки с листьями и плодами.
В игру могут играть от 2-х игроков.
«Подбери пару»
Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
между предметами.
Дидактический материал: предметные картинки, связанные по смыслу (одни из них расположены на общей карточке, другие – на отдельных карточках).
Игровое действие: ребенок подбирает пару для картинок, изображенных
на общей карточке.
Ход игры: ведущий раздает детям карточки, дети раскладывают их
перед собой и начинают подбирать пары, подходящие по смыслу.
«Что лишнее?»
Цель: формирование навыка классификации объектов по ключевым признакам, зрительного анализа и обобщения.
Правила игры: Ребенок внимательно рассматривает предметы, изображенные на карточке, и называет их. После чего называет предмет, который, на его взгляд, является лишним, накрывает его пустой карточкой и объясняет свой выбор.
Подвижные игры
«Кто скорее соберет»
Цель: Закрепить у детей знания названий деревьев, потренировать образование прилагательных с помощью суффикса –ов– развить внимание.
Правила игры
На участке (в лесу, в парке) педагог предлагает детям назвать знакомые деревья, обратить внимание на опавшие листья, назвав их («березовый лист», «кленовый лист», «дубовый лист» и т. д.). Затем по команде педагог предлагает собрать листья определенного дерева (каждому ребенку). Побеждает тот, кто больше соберет листьев до команды об окончании игры.
«Садовник»
Цель: закрепление названий фруктов и овощей, развивать ловкость.
Правила игры
Дети встают в круг, и каждый называет фрукт или овощ, который они будут изображать. Дети бегут по кругу, произнося слова:
«Как-то вечером на грядке, репа, свекла, редька, лук,
Поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг.
Рассчитались по порядку: 1,2,3,4,5!
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а я иду искать!»
Педагог выходит в круг и говорит слова:
«Я садовником родился, не на шутку рассердился,
Фрукты, овощи мне все надоели, кроме…» и называет какой-либо фрукт или овощ. Тот, кого назвали, выходит в центр и кричит: «Я здесь!» и начинает догонять и осаливать детей. Бегать, не сталкиваясь с другими детьми. По сигналу: «Фрукты, овощи все в сад!» игроки встают в круг. Пойманные дети выходят из игры.
«Найди пару»
Цель: Развивать у детей мышление, сообразительность.
Ход игры.
Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.
Беседы
Тема «Береги природу»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды.
Задачи:
1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
2. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
3. Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
4. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Ход беседы
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Звучит сигнал SOS
Воспитатель: Ребята вы слышите сигнал SOS? Как вы думаете, что обозначает этот сигнал? Интересно кто же нам его посылает? обратите внимание на экран. Что на нем изображено? (загрязненная планета Земля)
Планета устала от дымящихся труб, от загрязнения рек, от того, как безжалостно обходится с ней человек. Слышите, это наша планета просит о помощи!
И для того чтобы мы ей помогли наша планета прислала нам волшебный листик, на нем написано слово SOS. Давайте прислушаемся к тревожным сигналам и отправимся с вами в путь – на помощь природе. А вы знаете кто такие экологи? (нет)
Воспитатель: Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или погибают животные. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они охраняют природу, борются за чистоту воздуха, воды, всей окружающей среды.
Воспитатель: Экологами могут быть не только взрослые люди, но и дети. И сегодня вы сможете доказать, что хотя вы еще ходите в детский сад, но уже умеете заботиться о природе, оказывать ей посильную помощь.
Воспитатель: Ребята, для начала отгадайте загадку, куда мы с вами отправимся:
Загадка о лесе:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (ЛЕС)
Как вы думаете, что нам нужно взять с собой в лес? Давайте все эти предметы сложим в рюкзак (перчатки, мусорные мешки, покрывало).
Рюкзак собрали, отправляемся в путь.
А для того чтобы нам попасть в лес, мы воспользуемся волшебным листочком который прислала нам планета Земля. Но нужно произнести волшебные слова:
Листик листик закружи, нас в лес скорее унеси (картинка лес).
Воспитатель: Вот мы в лесу, садитесь на поляну. Посмотрите, как красив наш лес.
Воспитатель: Ребята скажите, каких животных мы можем встретить в лесу? (Волки, зайцы, лисы)
Воспитатель: А теперь послушайте голоса птиц, каких птиц вы услышали голоса? Посмотрите, что это у нас под ногами.
Дети: Листья деревьев.
Воспитатель: Возьмите каждый по листочку и скажите. С какого дерева листок?
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: С дуба – дубовый.
Воспитатель: посмотрите, как много разных деревьев растет в лесу. Посмотрите внимательно и найдите то дерево с которого упал ваш листок и приложите его обратно к дереву (дети прикладывают листики к своему дереву).
Воспитатель: Ребята, а что нужно всем обитателям леса для жизни?
Дети: Чистый воздух, вода, солнце, почва и наша любовь к природе.
Воспитатель: Чтобы отправиться дальше. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Воспитатель: посмотрите на экран. На нем изображены какие-то знаки. Как вы думаете, что означает этот знак? Перечислите все правила, которые вы знаете.
Воспитатель: Молодцы ребята вы знаете правила поведения в лесу и нам можно отправляться дальше.
Листик листик закружи, дальше путь нам покажи.
Посмотрите ребята, нас волшебный листик принес на полянку. А что с ней случилось?
Дети: повсюду мусор и горит костер.
Воспитатель: А что мы можем сделать, чтобы наша полянка стала опять цветущей?
Дети: убрать мусор, потушить огонь.
Воспитатель: Правильно, у нас в рюкзаке есть мешки для мусора, давайте соберём мусор и очистим поляну.
Игра «Собери мусор»
Раз, два, три мусор убери
Воспитатель: Молодцы вы собрали весь мусор, а как же нам погасить огонь?
Дети: Его надо накрыть плотной тканью. Воздух не будет поступать и он погаснет.
Воспитатель: давайте так и сделаем. Огонь погашен. Молодцы.
Ребята, а если не погасить огонь, то что может случится? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно сгорят деревья, трава, цветы, животные и птицы останутся без еды и жилья.
Воспитатель: А если останется мусор на земле?
Дети: Ничего не будет расти.
Воспитатель: А давайте мы с вами оставим здесь знаки о правилах поведения на природе. Как вы думаете, какие знаки мы должны поставить?
Дети: не мусорить, не разводить огонь, не рвать цветы.
Воспитатель: да, правильно ребята. А теперь отправимся дальше.
Листик листик закружи, дальше путь нам покажи.
Воспитатель: посмотрите, листик нас привел в лесную лабораторию. Юные экологи не только природе помогают, но ещё в лаборатории работают.
Посмотрите на столах в стаканчиках какая вода?
Дети: грязная.
Воспитатель: А как вы думаете, от чего вода может стать грязной в природе?
Дети: люди бросают мусор в воду.
Воспитатель: А ещё предприятия сливают отходы в реку и загрязняют воду.
Такую воду можно пить?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что нужно с ней сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: очистить.
Воспитатель: сейчас мы с вами проведем опыт и очистим воду через фильтры. Фильтры у нас будут из разных материалов (вата, бинт, песок, гравий)
Воспитатель: Перелейте через свои фильтры грязную воду. Посмотрите, очистилась вода?
Дети: да/ нет
Воспитатель: имя ребенка, какой фильтр был у тебя? И очистилась ли вода? (спросить у каждого ребенка)
Воспитатель: Вот так вода, прежде чем попасть к нам в дом, проходит специальную очистку через фильтры.
Воспитатель: давайте и здесь оставим знак о правилах поведения. Какой знак должен стоять?
Воспитатель: посмотрите ребята на наш экран, наша планета изменилась. Какой она стала?
Дети: чистой, цветущей…
Воспитатель: Молодцы ребята, вы настоящий юные экологи, помогли нашей планете преобразиться. К сожалению наша путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Листик листик закружи, в детский сад нас ты верни.
Вот мы и оказались снова в детском саду.
Я хотела бы узнать, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось?
В награду за помощь планета Земля прислала вам медали!
Тема: «Как лечат растения»
Цели:
• закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах;
• различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду;
• познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
• активизировать словарь: мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, подорожник.
Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии растений, гербарий цветов, аптечные упаковки с травяными сборами.
Ход занятия:
- Ребята, вы много знаете о лекарственных растениях нашего края. Эти растения помогают нам лечиться от различных болезней. Нужно только знать и уметь ими пользоваться. Уже много лет люди передают своим потомкам знания о лечебных свойствах разных трав. И мы с вами попробуем составить свои «Рецепты от болезней».
- Ребята отгадайте загадку:
На поляне за ручьями Солнце с белыми лучами. В серединке – желтый глаз, Смотрит ласково на нас!
- Правильно, это ромашка.
- Ромашка – это лекарственное растение. Отваром из ромашки можно полоскать горло, лечить ангину. Ромашка растет на солнечных местах.
- А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Представьте себя лепестками ромашки. И послушайте стихотворение: Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке. Такие веселые эти ромашки – Вот-вот заиграют, Как дети, в пятнашки. (Е. Серова)
- А вот еще загадка про цветок: Есть один такой цветок: Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка.
- Правильно, это одуванчик. Что вы знаете об этом цветке?
- Одуванчик - тоже лекарственное растение. Его заваривают для улучшения аппетита, лечат зубную боль. А из цветков одуванчика варят вкусное варенье. Одуванчики растут по всей нашей земле. И на территории нашего сада они тоже растут.
- А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки, На конце его - сережки. На земле лежат листики – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг, Лечит раны ног и рук.
- Да, это подорожник.
- Как вы думаете, почему это растение так называется?
-Действительно, подорожник растет вдоль дорог. А еще его называют лесным путешественником. Потому, что он шагает с нами по всем лесным тропинкам и даже на наших улицах растет вдоль дорог и тротуаров. У него очень прочные корни и упругие листики с крепкими прожилками. В народе про него говорят: «Мал, да с хитринкой: летом солнце печет, а под его листиками влага сохраняется».
- Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью подорожника?
- Всем известное лекарственное растение подорожник поможет остановить кровь, если вы случайно поранили руку или ногу, а у вас нет с собой бинта. Нужно взять листочек этого растения, промыть его и приложить к ране. Подорожник обладает противовоспалительным, ранозаживляющим, кровоостанавливающим свойством.
-Ребята, посмотрите, а какие маленькие скромные цветочки еще растут у нас. На что они похожи?
- Мать-и-мачеха обыкновенное — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.
Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев.
-Почему же цветок получил такое название?
Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.
А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.
- Еще очень много лекарственных растений можно найти в окрестностях нашего города: на лесных полянах, на лугах, в лесу. Май является началом бурного развития растительности. Повсюду люди могут найти помощь у природы. Только нужно изучать, любить, и беречь природу своего края. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая здравница для человека – это природа!
- Растения – наши самые верные, но и самые беззащитные друзья. Поэтому лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. А дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений:
• Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений.
• Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
• Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.
• Необходимо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
• Собирать лекарственное растение нужно в сухую погоду, утром, после того, как высохнет роса.
• Собирать растения нужно в лесу или на лугу, где нет вблизи дорог, чтобы растения не были отравлены газами из выхлопных труб транспорта.
• Сушить растения нужно в тени.
• Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
- Все свое богатство природа щедро дарит людям. А нам нужно научиться беречь ее!
- А сейчас лекарственные травки нас угостят вкусным и полезным чаем. Угощайтесь на здоровье! (Дети пьют чай с шиповником)
Дидактическая игра «Узнай по запаху». (Детям предлагаются мешочки наполненные листьями: смородины, мяты, мелиссы)
Дидактическая игра «Аптека». (Один воспитанник описывает лекарственное растение, а другой угадывает и называет его лечебные свойства и подает упаковку).
-Молодцы, теперь вы знаете от каких болезней и какими лекарственными травами можно лечиться. И ваши рецепты, и советы помогут вашим близким!
Тема: «Опасные и безопасные растения»
Цели: формирование основ безопасного поведения в природе
Задачи:
- познакомить детей с ядовитыми растениями;
- познакомить с правилами безопасного взаимодействия с ядовитыми растениями;
- развивать чувство осторожности;
- формировать общие представления детей о значении ядовитых растений и об их опасностях;
- воспитывать чувство ответственности к своему здоровью.
Словарная работа: вороний глаз, красавка, дурман, ландыш, волчье лыко.
Ход беседы.
Воспитатель: ребята, скажите, что такое растения?
Дети: Растения - это деревья, кустарники, трава, цветы.
Воспитатель: Правильно, ребята. А какие растения бывают по отношению к людям?
Дети: полезные, которые кушать можно, лекарственные.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с ядовитыми растениями. Ядовитые растения - это те растения, которые содержат химические вещества, которые при попадании в организм человека или животного могут привести к тяжелым заболеваниям и даже иногда к смерти.
Ядовитые вещества, которые находятся в самом растении, для самого растения имеют большое значение, то есть они его защищают. Некоторые вещества ядовитого растения, пройдя определенную обработку, могут даже входить в состав лекарств.
Иногда ядовитые растения являются очень яркими и красивыми. Но вы должны знать, что яркие цвета являются сигналом опасности. Вот поэтому, чтобы не попасть в беду, сейчас мы познакомимся с некоторыми ядовитыми растениями и их внешним видом.
1. Вороний глаз.
Очень ядовиты корневища и ягоды. При отравлении появляется рвота, колики, понос, судороги и головокружения, становится трудно дышать. Так же это растение лекарственное.
2. Красавка (Белладонна).
Очень ядовитое растение, достаточно двух ягодок, и наступает смерть для ребенка. Ядовиты все части растения - особенно ягоды. При отравлении красавкой наступает сухость и жжение во рту, расширение зрачков. Так же является лекарственным растением.
3. Дурман.
Это растение еще называют «колючим огурчиком» или «колючим яблоком», потому что его круглые плоды покрыты многочисленными колючками. Это средство защиты от поедания животными. Все части растения ядовитые. При отравлении дурманом, наступает нервное возбуждение, влекущее за собой психическое расстройство. листья дурмана являются лекарственными.
4. Ландыш.
Ландыш для человека считается высокотоксичным. Все части растения ядовиты. При отравлении растением, снижается четкость зрения, появляется головная боль. Так же это растение является лекарственным. А ещё оно занесено в Красную книгу.
5. Волчье лыко.
Во всех частях растения содержится яд. При отравлении появляются: рвота, боль в животе, понос, повышенное слюноотделение. Является лекарственным растением.
Воспитатель: Вот, ребята, мы и познакомились с ядовитыми растениями. А теперь важно запомнить правила безопасного взаимодействия с ядовитыми растениями:
1) Не спешите срывать незнакомое растение, пока не расспросите о нем взрослого!
2) Ни в коем случае не пробуйте незнакомые ягоды на вкус!
3) Когда пришли с прогулки, обязательно вымойте руки с мылом!
Воспитатель: Но если вдруг с кем-то случилась беда, и кто-то отравился ядовитыми растениями, ему обязательно нужно помочь. Для этого необходимо сообщить взрослым, чтобы они оказали первую медицинскую помощь.
Воспитатель: ребята, растения окружающие нас могут быть и полезными и опасными одновременно, про это необходимо всегда помнить, чтобы не случилось беды.