Эвелина Савкина
«Звуковая культура речи: Звуки [Л], [Л’]». Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
06.03.2025 г
Тема: звуковая культура речи: звуки л, ль
Образовательная область: речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте
Цель: совершенствование фонематическое восприятие у детей в четком произнесении звуков л, ль
Задачи:
Образовательные: совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль; закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков
Развивающие: развивать любознательность. Развитию фонематического слуха: различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать целеустремленность, усидчивость, бережное отношение к вещам
Предварительная работа: ознакомление со звуками Л -Ль, разучивание чистоговорок, стихов
Оборудование и материалы:
Оборудование для педагога: магнитная доска
Оборудование для воспитанников:
Демонстрационный материал: иллюстрации на звук л, ль, иллюстрация лягушки
Раздаточный: флажки двух цветов по количеству детей
Виды детской деятельности: речевая деятельность, двигательная деятельность, познавательная- исследовательская деятельность, игровая деятельность, общение со взрослым, элементарно-трудовая
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель: ребята, послушайте веселое стихотворение В. Орлова «С базара»:
Откуда идешь ты, лягушка-квакушка?
С базара домой,
Дорогая подружка!
А что ты купила?
Всего понемножку:
Купила КВАпусту,
КВАсоль,
И КВАртошку
Скажите о чем это стихотворение?
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Весёлый Язычок. Давайте расскажем сказку о нем.
Артикуляционная гимнастика:
Жил-был на свете язычок, выглянул он в окошко, (дети высовывают язычок)
Посмотрел вверх на солнышко, вниз на травушку, (поднимают язык вверх, опускают его вниз)
Покатался на качелях, (водят языком влево-вправо)
Поскакал на лошадке, (цокают языком)
Покрасил забор сверху и снизу, (водят языком по верхним и нижним зубам)
Надул шарик и лопнул его (Надувают щеки и лопают их).
Воспитатель: Наш Весёлый Язычок научился петь новую песню.
Дидактическая игра «Чья песенка»
Он подслушал эту песню у индюка. Индюк бегал по двору, сердился и бормотал: «Бл-бл-бл, бл-бл-бл».
Что бормотал индюк?
Чтобы у вас получилась песня индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро-быстро: «Бл-бл-бл». Давайте все вместе попробуем.
А сейчас выпустите язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите кверху и спрячьте за верхние зубы.
Широко улыбнитесь и спойте: «Л-л-л». И ещё разок: «Л-л-л».
Послушаем, как эта песня получается у Ярослава. (затем послушать ещё несколько детей)
Воспитатель: У индюка песня сердитая. Когда ее поёшь, губы ударяются друг о друга.
Зато у колокольчика песня поётся легко и нежно: «Ли-ли-ли». Представьте, что вы колокольчики. Давайте вместе споём, как поют колокольчики: (поют сначала девочки, потом мальчики, затем несколько детей индивидуально)
Воспитатель: А сейчас мы споём разные песенки. Одни будут похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика:
Ла-ла-ла – ля-ля-ля,
Лы-лы-лы – ли-ли-ли,
Лу-лу-лу - лю-лю-лю
Ол-ол-ол – ял-ял-ял.
Воспитатель: А теперь давайте с вами немножко разомнёмся.
Физминутка:
Ходит по двору индюк (шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача, (остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча. (помотать головой, приговаривая «бл – бл – бл»)
Сгоряча затопал, (потопать ногами)
Крыльями захлопал. (руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар,
Или медный самовар. (сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою, (помотать головой, приговаривая «бл – бл – бл»)
Понесся стрелою. (бег на месте)
Игра «Не ошибись»
Воспитатель: Я буду вам называть слова, а вы поднимайте синий флажок если звук л, если слышите слова со звуком ль, то зеленый флажок:
лягушка, кузнечик, лента, вода, земля, лето, зима, март, апрель, липа, дуб, дерево, капель, мост, лиса, медведь, волк.
Игра «Доскажи словечко»
А сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Вы будете отгадывать пропущенные слова, и говорить, есть в них звук л или нет.
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
3. Заключительная часть (рефлексия):
Ребята, что мы с вами делали сегодня на занятии?
Какую песню поёт индюк?
Какую песню поёт колокольчик?
Какие звуки мы сегодня учились произносить?
Что вам больше всего понравилось на занятии?