Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации по изучению свойств льда «Помоги Анфисе» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа средняя группа (4-5 лет)
Тема: «Помоги Анфисе».
Основные цели: знакомить детей с качествами и свойствами льда, формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закреплять знание признаков зимы, развивать умения применять различные способы обследования.
Дидактические материалы: таблица для занесения результатов проведенных опытов; карточки с предметными картинками; картинка с изображением зимнего пейзажа.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Снег и лед
- Снег и лед. Зимняя экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Оборудование: мягкая игрушка – обезьяна, магнитная доска, одноразовые тарелки, пластмассовые палочки, форма для замораживания льда, лед, бумажные салфетки.
Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная деятельность по программе «Мир открытий» Петерсон Л. Г. направлена на ознакомление детей с качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, каким образом он образуется, а также осваивают простейшие способы обследования. На протяжении всего занятия дети работают в команде на общий результат: объяснить Анфисе, из чего сделан лед, какой он. Все цели реализуются через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 4-5 лет.
«Логическая основа образовательной ситуации»
Основная образовательная цель Знакомить детей с качествами и свойствами льда
Новое знание = детское «открытие» Лед образуется путем замерзания воды (попадая в тепло, лед тает и превращается в воду); хрупкий (его можно отломить, холодный (рукам холодно его держать, твердый (по нему можно постучать, скользкий.
Какие понятия, способы действия
необходимо актуализировать Знания о зиме: зимой холодно, мороз, лед появляется зимой (на реках, озерах, лужах).
Способы обследования: надавить, сжать, постучать, отломить, согреть
Причина затруднения «Не знаем, как объяснить, из чего сделан лед, какой он»
Цель деятельности по преодолению
затруднения Провести ряд простейших опытов с целью определения состава льда, его качеств.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
К детям в гости приходит обезьянка Анфиса (мягкая игрушка)
Анфиса : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анфиса! Я приехала к вам из далекой, жаркой Африки! Уж очень мне хотелось узнать, что такое зима, но на улице так холодно! Может, вы расскажете мне о зиме?
Воспитатель:
- Дети, хотите рассказать Анфисе о зиме? Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать у детей знание признаков зимы.
В-ль:
- Мы можем не только рассказать, но и показать. А помогут нам в этом загадки.
Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (Снег)
Воспитатель открывает на магнитной доске 1/4 часть картинки с изображением зимнего пейзажа, на которой изображена отгадка.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Воспитатель открывает еще одну 1/4 картинки с изображением отгадки.
Дело было в январе,
Мы лепили во дворе.
Три шара готовы вмиг-
Вышел славный….(Снеговик)
Воспитатель открывает еще одну 1/4 картинки с изображением отгадки.
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и лед, и стужа. (Лед)
Воспитатель открывает последнюю часть картинки.
В-ль:
- Посмотри, Анфиса, вот и получилась зима!
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для выявления способа определения состава льда;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
А-са:
- А это что такое? (Показывает на замершую реку)
- Лед.
- Лед! А какой он, этот лед? Из чего он сделан?
- Дети, как же нам объяснить Анфисе, какой лед и из чего он сделан?
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление детей о свойствах льда, о способах их выявления;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и провести опыты.
Перед каждым ребенком стоят тарелочки с кусочками льда и лежат пластмассовые палочки для проведения опытов.
- А чтобы ничего не забыть, результаты наших опытов мы будем заносить в таблицу.
Воспитатель выставляет на доску таблицу.
- Возьмите по кусочку льда в руку. Расскажите Анфисе, что вы чувствуете?
- Значит, лед какой?
Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «холод», прикрепляет к таблице.
- Проведите по нему рукой. Какой лед?
Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «гладкость», прикрепляет к таблице.
- Попробуем постучать по нему палочками.
- Что вы заметили, когда постучали?
Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «твердость», прикрепляет к таблице.
- Как вы думаете, сможем ли мы его сломать руками?
- Возьмите кусочек и попробуйте. Получилось?
- Если его легко сломать? Значит лед какой?
Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «хрупкость», прикрепляет к таблице.
- Дети! Посмотрите в тарелку со льдом. Что произошло?
- Почему появилась вода?
- А почему лет тает?
- Дети, теперь мы можем рассказать Анфисе, из чего сделан лед?
-Молодцы, ребята!
Воспитатель предлагает подойти к таблице и еще раз повторить для Анфисы все свойства льда.
5. Физкультминутка.
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.
Анфиса : Дети, спасибо большое! Без вас я бы не справилась и ничего бы не узнала. Зима – это очень красивое время года, но мне стало очень холодно!
Воспитатель: Анфиса, ты замерзла? Дети, покажем Анфисе, как мы зимой греемся?
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем
И к себе приходим в дом.
6. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактическая задача: закреплять знания о происхождении и свойствах льда.
- Как здорово! Спасибо, я согрелась. Только жаль, что мои друзья, не смогут увидеть лед, он весь растаял.
- Анфиса, не расстраивайся. Я думаю, мы сможем тебе помочь. Дети, расскажем Анфисе, как сделать лед для ее друзей? (Нужно взять воду и заморозить ее)
- А где мы ее можем заморозить? (На улице, там мороз)
Дети подходят к столу.
- Ребята, что нам понадобится? (Посуда, куда можно налить воду)
Дети берут формы для воды.
- Что делаем дальше? (Наливаем в посуду воду)
- Что осталось сделать? (Вынести на улицу)
- Анфиса, мы с детьми пойдем на прогулку и оставим формы с водой на улице, а к вечеру вода замерзнет и превратится в лед. И ты сможешь забрать его и показать своим друзьям.
-Спасибо, вам, большое! Я столько всего нового узнала у вас!
7. Осмысление
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей знания, которые они получили.
- Дети, а что же нового узнала сегодня Анфиса?
- Молодцы! Отнесем наши формочки с водой на улицу.
Воспитатель с детьми идут одеваться на прогулку. Анфиса уходит с детьми.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.)
Использованная литература:
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.
Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э., Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие. –М. : Педагогическое общество России, 2015. -112с.