Лучший педагог года Итоги 2024

Конспект образовательной ситуации по изучению свойств льда «Помоги Анфисе» в средней группе

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации по изучению свойств льда «Помоги Анфисе» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познавательное развитие

Возрастная группа средняя группа (4-5 лет)

Тема: «Помоги Анфисе».

Основные цели: знакомить детей с качествами и свойствами льда, формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закреплять знание признаков зимы, развивать умения применять различные способы обследования.

Дидактические материалы: таблица для занесения результатов проведенных опытов; карточки с предметными картинками; картинка с изображением зимнего пейзажа.

Темочки:

Оборудование: мягкая игрушка – обезьяна, магнитная доска, одноразовые тарелки, пластмассовые палочки, форма для замораживания льда, лед, бумажные салфетки.

Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная деятельность по программе «Мир открытий» Петерсон Л. Г. направлена на ознакомление детей с качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, каким образом он образуется, а также осваивают простейшие способы обследования. На протяжении всего занятия дети работают в команде на общий результат: объяснить Анфисе, из чего сделан лед, какой он. Все цели реализуются через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 4-5 лет.

«Логическая основа образовательной ситуации»

Основная образовательная цель Знакомить детей с качествами и свойствами льда

Новое знание = детское «открытие» Лед образуется путем замерзания воды (попадая в тепло, лед тает и превращается в воду); хрупкий (его можно отломить, холодный (рукам холодно его держать, твердый (по нему можно постучать, скользкий.

Какие понятия, способы действия

необходимо актуализировать Знания о зиме: зимой холодно, мороз, лед появляется зимой (на реках, озерах, лужах).

Способы обследования: надавить, сжать, постучать, отломить, согреть

Причина затруднения «Не знаем, как объяснить, из чего сделан лед, какой он»

Цель деятельности по преодолению

затруднения Провести ряд простейших опытов с целью определения состава льда, его качеств.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

К детям в гости приходит обезьянка Анфиса (мягкая игрушка)

Анфиса : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анфиса! Я приехала к вам из далекой, жаркой Африки! Уж очень мне хотелось узнать, что такое зима, но на улице так холодно! Может, вы расскажете мне о зиме?

Воспитатель:

- Дети, хотите рассказать Анфисе о зиме? Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактическая задача: актуализировать у детей знание признаков зимы.

В-ль:

- Мы можем не только рассказать, но и показать. А помогут нам в этом загадки.

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело? (Снег)

Воспитатель открывает на магнитной доске 1/4 часть картинки с изображением зимнего пейзажа, на которой изображена отгадка.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Воспитатель открывает еще одну 1/4 картинки с изображением отгадки.

Дело было в январе,

Мы лепили во дворе.

Три шара готовы вмиг-

Вышел славный….(Снеговик)

Воспитатель открывает еще одну 1/4 картинки с изображением отгадки.

Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и лед, и стужа. (Лед)

Воспитатель открывает последнюю часть картинки.

В-ль:

- Посмотри, Анфиса, вот и получилась зима!

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для выявления способа определения состава льда;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

А-са:

- А это что такое? (Показывает на замершую реку)

- Лед.

- Лед! А какой он, этот лед? Из чего он сделан?

- Дети, как же нам объяснить Анфисе, какой лед и из чего он сделан?

4. «Открытие» нового знания.

Дидактические задачи:

1) формировать представление детей о свойствах льда, о способах их выявления;

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и провести опыты.

Перед каждым ребенком стоят тарелочки с кусочками льда и лежат пластмассовые палочки для проведения опытов.

- А чтобы ничего не забыть, результаты наших опытов мы будем заносить в таблицу.

Воспитатель выставляет на доску таблицу.

- Возьмите по кусочку льда в руку. Расскажите Анфисе, что вы чувствуете?

- Значит, лед какой?

Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «холод», прикрепляет к таблице.

- Проведите по нему рукой. Какой лед?

Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «гладкость», прикрепляет к таблице.

- Попробуем постучать по нему палочками.

- Что вы заметили, когда постучали?

Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «твердость», прикрепляет к таблице.

- Как вы думаете, сможем ли мы его сломать руками?

- Возьмите кусочек и попробуйте. Получилось?

- Если его легко сломать? Значит лед какой?

Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «хрупкость», прикрепляет к таблице.

- Дети! Посмотрите в тарелку со льдом. Что произошло?

- Почему появилась вода?

- А почему лет тает?

- Дети, теперь мы можем рассказать Анфисе, из чего сделан лед?

-Молодцы, ребята!

Воспитатель предлагает подойти к таблице и еще раз повторить для Анфисы все свойства льда.

5. Физкультминутка.

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.

Анфиса : Дети, спасибо большое! Без вас я бы не справилась и ничего бы не узнала. Зима – это очень красивое время года, но мне стало очень холодно!

Воспитатель: Анфиса, ты замерзла? Дети, покажем Анфисе, как мы зимой греемся?

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем

И к себе приходим в дом.

6. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактическая задача: закреплять знания о происхождении и свойствах льда.

- Как здорово! Спасибо, я согрелась. Только жаль, что мои друзья, не смогут увидеть лед, он весь растаял.

- Анфиса, не расстраивайся. Я думаю, мы сможем тебе помочь. Дети, расскажем Анфисе, как сделать лед для ее друзей? (Нужно взять воду и заморозить ее)

- А где мы ее можем заморозить? (На улице, там мороз)

Дети подходят к столу.

- Ребята, что нам понадобится? (Посуда, куда можно налить воду)

Дети берут формы для воды.

- Что делаем дальше? (Наливаем в посуду воду)

- Что осталось сделать? (Вынести на улицу)

- Анфиса, мы с детьми пойдем на прогулку и оставим формы с водой на улице, а к вечеру вода замерзнет и превратится в лед. И ты сможешь забрать его и показать своим друзьям.

-Спасибо, вам, большое! Я столько всего нового узнала у вас!

7. Осмысление

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей знания, которые они получили.

- Дети, а что же нового узнала сегодня Анфиса?

- Молодцы! Отнесем наши формочки с водой на улицу.

Воспитатель с детьми идут одеваться на прогулку. Анфиса уходит с детьми.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.)

Использованная литература:

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.

Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э., Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие. –М. : Педагогическое общество России, 2015. -112с.

Публикации по теме:

«Домашний лимонад». Конспект опытно-экспериментальной деятельности по изучению свойств воды в средней группе Цель:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).

Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Помоги Пилюлькину» «ПОМОГИ ПИЛЮЛЬКИНУ» Составила Воспитатель: Плохина Ирина Олеговна Игровая обучающая ситуация (игра - путешествие) в старшей.

Мультфильм «Три поросёнка». Итоговая работа на занятии по изучению свойств материалов, развитию речи и изодеятельности Интегрированное занятие по изучению свойств материалов, развитию речи и изобразительному творчеству во 2 младшей группе Занятие создано.

Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка»Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка» Цель: Создание коллективной композиции «Цветущая фиалка». Образовательные: - Формировать представления детей о комнатных растениях.

Конспект образовательной ситуации «История ложечки» в средней группе Конспект образовательной ситуации по образовательной области "Познавательное развитие" «История ложечки» в средней группе Цель: устойчивый.

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в средней группе «Расколдуем нашу воспитательницу» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №24» Рижский пр-кт, д. 48-6, г.

Конспект образовательной ситуации в средней группе по ФЭМП «Подарки для Мальвины» .

Конспект познавательно-исследовательской НОД по изучению свойств воды во второй младшей группе «Маленькие фокусники»Конспект познавательно-исследовательской НОД по изучению свойств воды во второй младшей группе «Маленькие фокусники» НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе «Маленькие фокусники». образовательная область «Познавательное.

Конспект образовательной ситуации в средней группе «Зимующие птицы» Образовательная ситуация «Подарок для Копатыча» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция: речевое развитие Цель и задачи:.

Конспект исследовательской деятельности по изучению свойств воды во второй младшей группе «Капелька в гостях у ребят» «Капелька в гостях у ребят» Цель: создать условия для формирования представления о свойствах воды. Задачи: -познакомить детей со свойствами.

Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации по изучению свойств льда «Помоги Анфисе» в средней группе
Опубликовано: 13 октября 2019 в 12:43
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной ситуации по изучению свойств льда «Помоги Анфисе» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД