Татьяна Талапанова
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие к загадочным математическим планетам»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, воображение.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе „Путешествие к загадочным математическим планетам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Закрепить знания о космосе или Вселенной, первом космонавте Ю. А. Гагарине и первой женщине космонавте В. В. Терешковой, планетах солнечной системы, об уникальности планеты Земля, о том какими качествами должен обладать космонавт, чтобы полететь в космос.
Упражнять в конструировании на плоскости ракеты из разных предметов (счётных палочек, спичек, цветных карандашей, палочек из-под мороженого) по собственному замыслу, а также силуэтов животных на фланелеграфе.
Закрепить обратный счёт в пределах10.
Закрепить умение детей решать логические задачи, на сложение в пределах 10 и отгадывать загадки.
Упражнять в разгадывании ребусов. Закрепить умение составлять из двух меньших заданное число от 1 до 20.
Упражнять детей правильно называть многоугольники и подбирать их каждый на своё место.
Социально – коммуникативное развитие Воспитывать стремление оказывать помощь друг другу, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать сообща, в команде.
Речевое развитие Развивать диалогическую речь, упражнять в формировании грамматического строя речи: согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным.
Упражнять в выразительном чтении стихотворений, отгадывании загадок. Упражнять детей давать полные ответы на поставленные вопросы.
Физическое развитие Развивать мелкую моторику рук, создавать положительный эмоциональный настрой, снимать двигательное напряжение.
Методы и приемы:
Наглядные: показ слайдов о космосе, наглядный материал к заданиям, использование ТСО.
Словесные: беседа о космосе, загадки, занимательные задачи, стихи о космосе, вопросы воспитателя.
Практические: просмотр слайдов дидактические игры, интерактивная игра, физминутка, подвижная игра.
Материалы и оборудование : Космическая музыка, презентация о космосе, интерактивная игра «Логические цепочки», счётные палочки, спички, цветные карандаши, палочки из-под мороженого, звёздочки с загадками и весёлыми задачами, дидактические игры: «Чёрная дыра», «Правильный путь», ребусы набор цифр от1 до 20 для игры «Космические ворота», два фланелеграфа, два набора игры «Коломбово яйцо», два лабиринта, 4 ведёрка, предметы с углами и без углов, два контейнера.
Предварительная работа: беседы с детьми о космосе, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы о космосе и космонавтах.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская Беседы о космосе, планетах, космонавтах.
Цель: уточнять и расширять представления детей о космосе, планетах солнечной системы, работе космонавтов и людей причастных к космосу воспитывать уважение к их труду.
Игровая Дидактическая игра «Чёрная дыра».
Цель: упражнять в умении подбирать к каждой фигуре свой многоугольник, закреплять названия геометрических фигур, развивать внимание, глазомер, мышление.
Дидактическая игра «Правильный путь».
Цель: закреплять знание состава чисел от 1 до 20.
Лабиринты «Найди путь к планете Земля».
Цель: развивать внимание, логическое мышление, упражнять в умении разгадывать лабиринты.
Дидактическая игра «Космические ворота».
Цель: закрепить состав чисел от 1 до 20, упражнять в составлении заданного числа из двух меньших.
Интерактивная игра «Логические цепочки».
Цель: упражнять в подборе нужного робота, логически рассуждая, развивать мышление. внимание.
Коммуникативная Беседа о космосе, загадывание загадок, чтение стихотворений, ответы на вопросы по заданиям.
Восприятие художественной литературы и фольклора
Стихотворение А. Хайт «По порядку все планеты…», отрывок из стихотворения «Чтобы космонавтом стать…», загадка про солнце, луну, весёлые задачи.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Уборка рабочего места.
Конструирование и ИЗО Дидактическая игра «Построим ракеты».
Цель: упражнять детей в конструировании на плоскости, используя разные предметы - счётные палочки, спички, цветные карандаши, палочки из-под мороженого. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Закреплять знание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция.
Дидактическая игра «Коломбово яйцо». Цель: закреплять навыки конструирования на плоскости, развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, творческое воображение, мелкую моторику.
Музыка Космическая музыка.
Цель: развивать музыкальный слух, создать настроение для космического путешествия.
Двигательная Физминутка «Космонавты»
Цель: Развивать умение сочетать речь с движениями и музыкой.
Подвижная игра «Собери космический мусор».
Цель: снять физическое напряжение детей, развивать внимание, быстроту, играть в команде.
Логика образовательной деятельности.
№ Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите, как украшен наш зал. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Тогда присаживайтесь и мы с вами немного побеседуем.
Беседа с просмотром слайдов о космосе.
(Звучит космическая музыка)
(1 слайд)
-Какой праздник мы отмечаем 12 апреля?
Да это праздник всех людей, которые участвуют в освоении космоса.
(2 слайд)
-Что произошло в 1961 году в этот день? Кто был первым космонавтом, который полетел в космос? Да, в этом году исполняется 55 лет, с того времени, как полетел в космос первый человек.
Как имя первой женщины - космонавта?
(3 слайд)
-Что же такое космос? Каким, другим словом мы можем его назвать?
-Как вы представляете себе размеры Вселенной? Что вы там видели?
(4 слайд) Космосу или Вселенной нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звёзд, планет, комет и других небесных тел.
-Сколько планет в солнечной системе? Расскажите о планетах, как они называются.
Да, до недавнего времени, считалось, что в солнечной системе 9 планет. Но с 2006 года астрономы всего мира решили, что Плутон это не планета, а небесное тело, астероид. Теперь в солнечной системе 8 планет.
(5 слайд)
-Как вы думаете, какая, планета самая красивая? Расскажите о ней.
(6 слайд)
-Расскажите, какими должны быть космонавты? Посмотрите, как они тренируются.
Что нужно делать, чтобы быть похожими на них?
-Давайте расскажем стихи о том, каким должен быть космонавт.
Космос покоряют только умные, смелые, ловкие, сильные выносливые люди.
Дети здороваются с гостями, рассматривают украшенный зал и догадываются, что беседа будет о космосе.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Поддерживают беседу.
-День космонавтики.
-Полетел первый человек в космос.
Это был Ю. А. Гагарин.
Валентина Терешкова – первая женщина космонавт.
-Это необъятный мир, который находится за пределами Земли. Космос называют и другим словом – Вселенная.
-9 планет.
Ребёнок рассказывает стихотворение А. Хайта
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
-Это наша планета Земля. Из космоса она, кажется голубой планетой, потому, что на Земле больше воды, чем суши. Наша планета – это огромный, круглый шар. Земля вращается вокруг Солнца вместе с остальными планетами и только на нашей планете есть жизнь.
Дети и говорят, что космонавт должен много знать, а для этого хорошо учиться в школе, заниматься спортом и иметь крепкое здоровье.
Ребёнок рассказывает отрывок из стихотворения
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
Показаться и врачу,
Здесь экзамен строгий.
Слабакам не по плечу
Звездные дороги.
На корабль могут взять,
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя,
Здесь без тренировки. Дети поддерживают беседу о космосе, вспоминают известных им космонавтов, просматривают на слайдах иллюстрации.
Развивают навыки диалогической речи, закрепляют знания об окружающем: имеют представление о Вселенной, называют первых космонавтов, знают планеты, их название и расположение в солнечной системе.
Закрепляют навыки выразительного чтения стихов, развивают речь, память, воображение, закрепляют названия планет солнечной системы.
Рассказывая о планете Земля, дети говорят о её уникальности.
Закрепляют знания о профессии космонавта и о том, какими качествами он должен обладать.
Стремятся быть похожими на героев космонавтов.
2 Мы сегодня с вами тоже отправимся в путешествие к планетам, но только не космическим, а загадочным, необычным, математическим. Согласны?
Но для начала мы пройдём подготовку к нашему путешествию. Сделаем разминку.
Физминутка. «Космонавты» Дети делают физминутку.
Будем очень мы стараться
Дружно спортом заниматься (делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Бегать быстро словно ветер (бег на месте на носочках)
Плавать лучше всех на свете (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседания)
И гантели поднимать (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты (маршируют на месте). Дети выполняют движения, сопровождая их словами Развивают умение сочетать речь с движениями, снимают физическое напряжение.
3 Для того чтобы, отправиться в путешествие, нам нужно построить ракеты, на которых мы полетим к загадочным математическим планетам. Скажите, а кто строит ракеты? Вот и мы с вами станем сейчас конструкторами. Давайте разделимся на две группы. Первая группа конструкторов будет работать за первым столом, а вторая за вторым. Чтобы наши ракеты получились разными, будем их придумывать и стоить из разных материалов, которые есть на ваших столах. Подумайте, из каких частей состоит ракета? Какие геометрические фигуры вы выберете для этих частей?
Игра «Построим ракеты»
(из разных предметов. Звучит космическая музыка).
-Ракеты построены, теперь каждая команда конструкторов посоветуется и выберет только одну ракету, на которой команда отправится в путешествие и даст своей ракете название.
-Ракеты готовы к полёту, а мы с вами становимся экипажами космонавтов ракеты «Восток» и ракеты «Союз». Выберите своих командиров. Ребята отвечают, что ракеты создают инженеры – конструкторы.
Дети подходят к столам, и определяют, для себя из чего они будут строить ракету. Выбирают материал – счётные палочки, спички, цветные карандаши, палочки из-под мороженого.
Дети определяют, что у ракеты есть основание, корпус, носовая часть, крылья. Говорят, что корпус ракеты можно построить из прямоугольника или двух квадратов, нос и крылья из треугольников, основание из прямоугольника, трапеции, двух квадратов.
Выбирают материал и строят ракеты.
каждый строит свою ракету, определяя количество предметов самостоятельно.
Команды конструкторов выбирают ракету для полёта и дают ей название, например «Восток» и «Союз», выбирают командиров экипажей.
Дети считают хором: «10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Полетели!» Дети закрепляют название профессии инженер-конструктор, упражняются в конструировании на плоскости, используя разные материалы (счётные палочки, спички, цветные карандаши, палочки из- под мороженого). Развивают воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Дети учатся работать в команде, сообща, договариваясь друг с другом.
Закрепляют навыки обратного счёта.
4 Мы с вами в открытом космосе, посмотрите, сколько красивых звёзд, на которых есть для нас задания для каждого экипажа.
Задание экипажу корабля «Восток» :
1. По небу ходит
Маляр без кистей,
Краской коричневой,
Красит людей.
(Солнце)
Задание экипажу корабля «Союз» :
2. Молода -
похожа на серп,
Поживёт -
станет, как лепёшка. (Луна)
Задание для экипажа корабля «Восток» :
3. С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две летят ещё за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Задание для экипажа корабля «Союз:
4. Любопытная ракета,
Облетела три планеты,
Отдохнула и опять,
Облетела целых пять.
Познакомилась со всеми,
В нашей солнечной системе!
Ты же дай скорей ответ,
Сколько в ней всего планет?
Молодцы! Экипажи с заданиями справились, летим дальше. Дети слушают загадки и весёлые задачи, отгадывают и решают их.
-Это солнце.
-Это луна.
-Упали 3 звезды. 1+2=3 (Решение проговаривают устно)
8 планет. 3+5=8 (Решение проговаривают устно)
Дети развивают мышление, память, внимание, решая занимательные задачи, выполняют арифметические действия, осознанно рассуждая и аргументируя свои действия.
5. Отгадывая загадки, дети развивают воображение, логику, мышление. 6.6 Космонавты, посмотрите, впереди среди звёзд какие - то чёрные пятна. Мне кажется это чёрные дыры. Нам не безопасно находиться здесь, поэтому я предлагаю быстрее эти дыры закрыть.
Для этого приглашаю командиров кораблей подобрать нужную фигуру синего цвета, как космическое пространство к каждой чёрной дыре, а экипажам дать название этой фигуре.
Игра «Космические ворота».
- Мне, кажется, мы сбились с пути, а чтобы найти правильный путь, нам нужно пройти через космические ворота. Для этого вы встанете парами, чтобы один человек был из команды «Восток», а другой из команды «Союз». Я покажу число, а каждая пара составит его из двух меньших чисел.
Молодцы! Космические ворота открываются (развязываю ленточку). Дальше в путь.
Дети подбирают нужную фигуру, которая лежит на столике в виде многоугольников (прямоугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, ромб, трапеция) и прикладывают их к каждой чёрной дыре, расположенной на плакате, дают названия этим фигурам.
Дети видят перед собой дуги, перевязанные ленточкой. Они строятся в пары перед ними. Каждой паре предлагается число. Дети составляют это число из двух меньших чисел:
10= 5+5
15=10+5
8=5+3
9=1+8
17=7+10 Дети подбирают к каждой чёрной дыре свою геометрическую фигуру, закрепляют названия: прямоугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, ромб, трапеция. Выполняя задание, развивают внимание, глазомер, мышление.
Закрепляют состав чисел от 1 до 20, устно подбирая к заданному числу, меньшие числа, которые при сложении дают заданное число.
6 Ребята, мы прилетели на планету ребусов. Нас здесь ждут необычные задания, которые нам нужно разгадать. Каждый экипаж сообща, дружно разгадывает свой ребус.
Отправляемся дальше в путь. Дети решают ребусы:
Задание для экипажа ракеты «Восток» :
(Восемь)
Задание для экипажа ракеты «Союз» :
(Одиннадцать)
1
Цать
Дети говорят хором: «10. 9. 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1- пуск. Полетели!» Дети разгадывают ребусы, составленные из букв и цифр. Развивают логическое мышление, смекалку.
7 Мы приземляемся на планету «Заколдованных камней». Давайте расколдуем эти камни и превратим их в животных, которые будут жить на этой планете.
Дидактическая игра «Коломбово яйцо»
Экипаж ракеты «Восток» - строит на фланетеграфе фигуру (зайца, а экипаж ракеты «Союз» - животного (белки). Дети самостоятельно, экипажами выкладывают на фланелеграфах фигуры животных, используя детали игры «Коломбово яйцо». Закрепляют навыки конструирования на плоскости, развивают сообразительность, смекалку, логическое мышление, творческое воображение.
8. Подвижная игра «Собери космический мусор».
- Ребята, в космосе, как и на Земле, скапливается много мусора. Давайте, наведём чистоту и соберем все космические предметы.
Перед вами рассыпано много предметов. Экипаж ракеты «Восток» собирает предметы с углами (предметы из строительного конструктора, а экипаж ракеты «Союз» без углов (крышечки, пуговицы, камешки). Космический мусор сложить в контейнеры на другой стороне площадки.
Молодцы! Навели порядок, космос очищен от мусора. Отправляемся дальше. По сигналу экипажи берут ведёрки и собирают нужные предметы. Затем высыпают их в обручи на другой стороне зала
Дети говорят хором: «10. 9. 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1- пуск. Полетели!»
Дети снимают физическое напряжение, усталость, развивают быстроту, внимание, умение работать в команде дружно, сообща.
9. Перед нами планета роботов. Посмотрите пожалуйста на экран.
Проводится интерактивная игра «Логические цепочки» (по три задания каждому экипажу).
Экипажи по очереди выполняют задания по подбору нужного робота, в логической цепочке, правильно чередуя из них ряд.
Из нижней строчки выбирают робота. Который должен находиться на месте вопроса. Если ответ правильный, то экипажу ставится оценка «5». Дети определяют логическую последовательность.
Развивают логическое мышление, внимание.
10. Нам пора возвращаться. А чтобы найти нам правильный путь к планете Земля, давайте разгадаем вот эти лабиринты (предлагаются плакаты с лабиринтами). Я предлагаю вам два лабиринта, чтобы каждый экипаж определил свой путь к планете Земля.
Дорогу к нашей планете мы нашли, нам пора возвращаться. Экипажи стараются найти путь к планете Земля, каждый на своём лабиринте, затем один из членов экипажа показывает его указкой на лабиринте.
Дети говорят хором: «10. 9. 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1- пуск. Приземляемся». Разгадывают лабиринт, развивают логическое мышление, смекалку, внимание.
11. Ракета совершила мягкую посадку, благодаря дружной и слаженной работе экипажей. Вот и закончилось наше небольшое путешествие к загадочным математическим планетам. Что больше всего вам понравилось в том путешествии? Как считаете, вы хорошо справились с заданиями? Дети говорят, о том, что им запомнилось, какие задания им понравились и почему. Дети говорят о том, что им понравилось в путешествии и оценивают свою работу, с чем справились и что можно было сделать лучше.