Лариса Плоцких
Конспект ОД по ФЭМП в средней группе «Части суток»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью.
Задачи:
1. Формировать представление о временном промежутке «сутки»;
2. Систематизировать представления детей о частях суток, связывая их с разнообразной деятельностью человека, местоположением Солнца;
3. Закрепить последовательность частей суток с помощью моделирования (цветные круги);
4. Побуждать детей правильно употреблять термины, обозначающие части суток, в речи;
Публикация «Конспект ОД по ФЭМП в средней группе „Части суток“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
5. Совершенствовать умение считать в пределах 5, формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета, умение сообщать о результатах сравнения;
6. Закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько?»;
7. Развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование и материалы: картинка-плакат «Части суток», модели-круги желтого, белого, голубого, черного цвета, наглядный материал для счета (петушок, 5 курочек, 5 зернышек, дидактическое пособие «Кто в домике живет?» («домики» для частей суток и картинки режимных моментов, аудиозапись «звонок будильника».
Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание загадок о частях суток, рассматривание картинок на тему «Части суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», С. Баруздина «Галя просыпается», С. Капутикян «Все спят», Е. Благининой «С добрым утром», П. Воронько «Спать пора», И. Токмаковой «Где спит рыбка». Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?».
Воспитатель:
Придумано кем-то и просто и мудро,
При встрече здороваться – доброе утро!
И хотя, придя в детский сад, мы уже поприветствовали друг друга, давайте сделаем это еще раз: Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель читает стихотворение:
Утром солнышко встает,
Спать ребятам не дает.
Ну-ка дети, просыпайтесь,
Одевайтесь, умывайтесь.
Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.
Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки – это утро, день, вечер и ночь.
Утро, день, вечер и ночь – это части суток. Они следуют друг за другом, по порядку, который никогда не нарушается.
Раздается звон будильника.
Воспитатель предлагает детям определить, откуда раздается звон. Дети подходят к мольберту, на котором изображение большого будильника, разделенного на четыре части. На каждой четверти круга картинка.
- Ребята, что это такое?
- Часы, будильник.
- Правильно! Сегодня я вас познакомлю с вот такими необыкновенными часами. Это часы показывают части суток.
Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим эти часы (крутит стрелку).
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Стрелка останавливается на части суток – утро.
Воспитатель:
- Что изображено на этой картинке, ребята? (ответы детей)
- Какое это время суток? (утро)
- Что делает солнышко утром? (встает, просыпается, показывается на небе)
- Молодцы! Я предлагаю обозначить утро желтым кругом.
(Воспитатель выставляет желтый круг сбоку или снизу на магнитной доске)
- Скажите, а чем занимаются люди по утрам?
Дети говорят, что утром люди просыпаются, встают, заправляют постель, умываются, чистят зубы, делают зарядку, завтракают.
Воспитатель:
- Скажите, ребята, а кто самый первый просыпается с восходом солнышка? (ответы детей) Правильно, первым просыпается петушок и будит своих курочек. Посмотрите, сколько курочек проснулось вместе с петушком?
Воспитатель вызывает ребенка, просит посчитать курочек. Ребенок считает, о результате сообщает воспитателю (четыре).
Воспитатель слушает, если есть ошибки, поправляет:
- Правильно, четыре курочек проснулось. Наступило время завтрака. Курочкам насыпали зернышек. Сколько зернышек насыпали курочкам? (четыре). Курочек четыре и зерен четыре. Что вы можете сказать о курочках и зернах? (их поровну) Проснулась еще одна курочка и прибежала к остальным. Сколько теперь стало курочек? (ребенок считает, сообщает ответ - пять). Как получилось пять курочек? (было четыре и еще одна пришла, стало пять) У нас теперь пять курочек, а зерен четыре. Чего больше, курочек или зерен? (Курочек больше, чем зерен). А чего меньше? (Зерен меньше, чем курочек) Что надо сделать, чтобы курочек и зерен стало поровну, как думаете? (добавить еще одно зернышко). Сколько теперь стало зерен? (пять) Пять курочек и пять зерен. Что теперь можно сказать о курочках и зернах? (их поровну)
Воспитатель вновь подзывает детей к часам.
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Стрелка останавливается на части суток – день.
Воспитатель:
- Что изображено на этой картинке? (ответы детей)
- А когда это бывает, как вы думаете? Какое это время суток? (день)
- Где солнышко в это время? (высоко в небе, над головой)
- Я предлагаю обозначить день белым кругом.
(Воспитатель выставляет круг на магнитной доске)
- День – это самое светлое время суток. Днем люди стараются делать самые серьезные и важные дела. А чем мы с вами занимаемся в детском саду днем?
Дети: играем, рисуем, поём, читаем, гуляем, занимаемся, обедаем.
Воспитатель:
- Правильно, днем мы занимаемся самыми разными делами, и много играем. И я вам предлагаю поиграть.
Физкультминутка
Мы играем целый день,
Целый день играть не лень.
Ты, смотри, не отставай,
Все за мною повторяй.
Утром солнышко встает, (руки вверх и в стороны)
Деток завтракать зовет. (махи ладонями к себе)
Днем ребята занимаются (имитация письма на ладошке)
И обедать собираются. (ладонью гладят живот)
Вечером играют, ужин ожидают (хлопки и ходьба на месте)
Ну, а ночью детвора
Спит до самого утра. (сложенные ладошки положить под щечки)
Воспитатель вновь подзывает детей к часам.
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Стрелка останавливается на части суток – вечер.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, куда указывает стрелочка? Что там нарисовано? (ответы детей)
- Как вы думаете, какое это время суток? (вечер)
- Где находится солнышко в это время? (солнышко садится, опускается низко)
- Давайте обозначим вечер голубым кругом.
(Воспитатель выставляет голубой круг на магнитную доску)
- Что вечером делают люди?
Дети: вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, играют, чистят зубы, моются, расправляют свои постели и готовятся ко сну!
Воспитатель: Правильно.
Вечер — солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Вечером дети играют в спокойные игры. Я вам тоже предлагаю поиграть в одну спокойную игру. Садитесь за столы.
Часы пробили один раз,
Сядем ровно мы сейчас!
Дидактическая игра: «Кто в домике живет?»
У вас на столах домики, в которых живут утро, день и вечер. В желтом домике живет утро, в белом – день, в синем – вечер. У каждого из вас один домик, а на подносе картинки, на которых нарисованы дети в разное время суток. Найдите для каждой картинки свой домик и разместите ее там.
Дети выполняют здание. Воспитатель спрашивает индивидуально, какие картинки выбрал для своего времени суток.
Воспитатель: Дети, но мы с вами не поговорили еще об одной части суток.
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Стрелка останавливается на части суток – ночь.
- Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток? (ответы детей)
- Можно увидеть ночью в небе солнышко? А что можно увидеть? (луну)
- Дети, давайте обозначим ночь фиолетовым кругом.
(Воспитатель выставляет фиолетовый круг на доску)
- Ребята, а что вы ночью делаете?
Дети рассказывают, что ночью они спят.
Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – и устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!
Воспитатель: Вот мы и познакомились со всеми частями суток на наших волшебных часах. Давайте назовем все части суток последовательно, друг за другом. А помогут нам наши круги. (хоровой ответ и 3-4 индивидуальные) Сколько всего частей суток? (четыре)
Воспитатель: Давайте еще немного поиграем. Я начну, а вы закончите.
Игра-задание на проверку усвоенного материала «Закончи предложение»
— Завтракаем мы утром, а вечером мы…. (ужинаем).
— Спим мы ночью, а просыпаемся… (утром).
— Играем мы днем, а смотрим телевизор… (вечером).
— В садик мы идем утром, а возвращаемся домой… (вечером).
— Днем в небе Солнце, а ночью… (Луна).
Воспитатель: Да, много всего интересного можно сделать в разное время суток.
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь,
Чтоб о сутках не жалеть
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями,
И помочь, конечно, маме!