Оксана Савчук
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись жостовского подноса»
▼ Скачать + Заказать документы
Роспись жостовского подноса
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
2. Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.
3. Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.
4. Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.
5. Совершенствовать навыки работы кистью.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе „Роспись жостовского подноса“» размещена в разделах
- Жостовская роспись, подносы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Цели:
-закрепление знаний детей о народных промыслах России;
-знакомство с историей художественного промысла Жостово;
-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;
-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
Задачи:
1. Обучающая: научить детей выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3. Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.
Материал:
1. Гуашь разных цветов и оттенков;
2. Кисти № 5, 1;
3. Палитры, баночки с водой;
4. Салфетки;
5. Бумажные шаблоны подносов;
6. Выставка жостовских подносов.
Предварительная работа: рассматривание подносов.
Художественный ряд: стихи о Жостове.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский “Вальс цветов”, русская народная мелодия.
Методические приё мы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа: композиция, замолёвок, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.
Оформлена выставка жостовских подносов.
Ход занятия
Дети входят в мастерскую.
- Сегодня мы с вами пришли в художественную мастерскую.
Как можно догадаться, что это художественная мастерская?
(кисти, краски, столы, бумага, мольберты, выставка подносов).
- Дети, посмотрите на столы, у нас есть ещё какие-то тарелочки (дети достают пазлы и рассматривают содержимое).
- Что в них? (детали игры “Собери пазл”).
- Ребята, вы хотите посмотреть, что у нас получится? Давайте соберём.
- Что получилось? (народные росписи)
- Какой узоры в росписях?
- Какие цвета используются?
- Как вы догадались, что это жоствоская роспись на подносах (на одном из пазлов?
- Есть ли в нашей мастерской работы жостовских умельцев?
Звучит музыка П. И. Чайковского “Вальс цветов”.
- Вот и в музыке композитор П. И. Чайковский, используя нежные интонации, сочинил “Вальс цветов”.
- Какое настроение появилось у вас, глядя на эти подносы и слушая музыку?
- Что бы вам хотелось сделать? (потанцевать, подвигаться, попеть, порисовать)
- Какие краски подходят для такого настроения? (красный, желтый, синий, зелёный, голубой и т. д.)
-Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга? (Формой, размером, на подносах разный фон)
-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах? (Цветы. Букеты из цветов)
- А какие цветы вы знаете? (Ромашки, пятилистники, розы….)
-А теперь отгадайте загадки о цветах.
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
Цветик желто-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка. (мимоза)
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка. (роза)
-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
(ребенок читает стихотворение)
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
-Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены? (Висит на стене. Стоит самовар)
-Подносы можно использовать, для чего ребята? (как украшение интерера, так и использовать в быту)
-создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется? (Замолевка)
-Следующий этап – бликовка подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Вы уже сделали первый этап – замолевку. Теперь вам надо продолжить работу. Пропиать цветы на подносе.
- Сегодня мы с вами будем расписывать подносы (дети выбирают свой подготовленный поднос).
- С чего начнём рисовать? (с крупных цветов в центре подноса)
- А затем? (мелкие цветы, бутоны, полураспустившиеся бутоны, листья разной величины)
- Потом у нас идёт привязка и уборка.
- Как ещё можно расположить узор на подносе? (враскидку, венок, полувенок)
- а перед тем как мы начнем свою работу предлагаю вам отдохнуть немного: Физминутка “Цветки”.
Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают. Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Покачиваем кистями рук вправо влево
Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Покачивание кулачками вперёд - назад
Самостоятельная работа детей.
Помощь детям советом в подборе колорита.
Анализ и оценка деятельности детей.
Дидактическая игра “Торговый дом “Жостово”. (Оформляем выставку, выбираем продавца.)
- Мне хочется купить поднос для украшения своего дома. Какой бы Вы мне посоветовали? Для чего ещё нужны подносы?
- ребята, вам понравилось быть в роди мастеров жостовской росписи? А что больше всего запомнилось?