МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности «Истоки родного края» из цикла занятий «К России с любовью» (1 фото)

Оксана Юрьевна Акинина
Конспект образовательной деятельности «Истоки родного края» из цикла занятий «К России с любовью»
▼ Скачать

Цель: познакомить детей с традиционной женской русской и чувашской одеждой.

Программное содержание: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье, закрепить знания детей об одежде русских и чувашей, воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю. Развивать у детей толерантное отношение к людям других национальностей. Расширять представление детей об особенностях культуры народов Поволжья. Развивать социально-коммуникативные навыки детей посредствам игровой деятельности.

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Истоки родного края“ из цикла занятий „К России с любовью“» размещена в разделах

Методы и приемы: демонстрация наглядных пособий, вопросы поискового характера, рассказ воспитателя, показ способов действия, индивидуальные указания и пояснения, анализ детских работ.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель.

Дети, как называется великая русская река, на которой мы живем? Правильно это река Волга.

А как называют народы, проживающие на Волге.

Народы Поволжья.

Назовите, пожалуйста, какие народы Поволжья вы знаете.

Русские, чуваши, татары.

Сегодня мы с вами проведем беседу о национальном женском русском и чувашском костюмах.

Русский женский национальный костюм состоял из рубахи и сарафана.

Ребенок 1.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).

Ребенок 2.

Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.

- Вся одежда была украшена.

- Чем ребята? (стеклярусом, мехом, вышивкой).

- Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).

- Из какой ткани шили одежду? (из льна).

-Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается.

Душегрея – так называлась верхняя женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана для тепла. Для крестьян это была праздничная одежда, а для знати – повседневная. Душегрейки шили из плотных и дорогих тканей – из бархата и парчи.

В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Голова должна быть всегда прикрыта. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.

- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки, кокошники).

- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.

- А причёски? (коса).

-Какие головные уборы носили замужние женщины? (шамшуры – головной убор с платком, кичка).

Такие богато украшенные головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери и внукам.

Воспитатель.

А сейчас мы с вами поиграем в русскую национальную игру «Аленушка и Иванушка»

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки.

Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.

Движения водящих комичны и иногда неожиданны.

Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.

Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

Чувашский женский костюм

Ребенок 1.

Чувашский женский костюм состоит из холщевой рубашки «кепе».

Воспитатель.

Передняя и задняя ее части состоят из одного полотнища, перегнутого в плечах пополам. Ворот разрез и плечевой шов украшен узкими полосками орнамента. Нагрудную часть украшает узор сунт х и к ске. Узор сунтах имеет форму ромба. Розетки кеске вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки.

Ребенок 2.

Рубашка подпоясана плетеным поясом с крупными кистями, полосками кумача, покрытыми вышивкой, аппликацией. С пояса свисает набедренные украшения «яркач» и поясные украшения «сара». Их носят как в праздничные дни, так и в будни. При движении они оживляли весь костюм женщины.

Ребенок 3.

Голову женщин украшали полоской белого холста, концы которого украшали тканым узором, кружевами.

Называется это головная полоска (показывает иллюстрацию) сурпан.

Ребенок 4. Масмак называется повязка с помощью, которой закреплялась полоска.

Воспитатель. Головной убор обильно украшают монетами, мелкими раковинами. Они играют роль не столько украшений, сколько оберегов (т. е. защищали, оберегали). Монеты крепятся в несколько рядов. К остову их пришивают плотно, а по краям и к наушникам – свободно, чтобы при движении они издавали мелодичный звон. Для этого используют разные монеты – и крупные, и мелкие. Предпочтение отдавали серебру, но если достаток не позволял, использовали их имитацию, круглые металлические бляшки – нухратки.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в чувашскую национальную игру «Хищник в море»

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Вот вы и познакомились с женской одеждой прошлых лет.

-Что вам понравилось в национальной одежде прошлого?

(красивые головные уборы, яркие рубахи и сарафаны).

-Какие элементы одежды есть в русском и чувашском костюмах? (рубаха, сарафан, головной убор)

А сейчас мы пойдем в группу и нарисуем тот элемент одежды, который вам понравился.

Конспект образовательной деятельности «Истоки родного края» из цикла занятий «К России с любовью»
Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края» Задачи:Образовательные: закреплять знания о природе своего края, показать в рисунке красоту своей малой родины. Развивающие: развивать творческие.

Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка»Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка» Цель: Знакомство с промыслами Липецкого края. Задачи: Закрепить представления о разнообразии романовской игрушки; Формировать умение лепить.

Конспект образовательной деятельности «Знакомство с городами России. Посткроссинг»Конспект образовательной деятельности «Знакомство с городами России. Посткроссинг» Соавтор: воспитатель Глуходедова Татьяна Николаевна Цель: расширение представлений детей о родной стране, ее географии Задачи: образовательные:.

Конспект ОД по лепке в подготовительной группе «Цветы родного края»Конспект ОД по лепке в подготовительной группе «Цветы родного края» .

Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Чьи бусы. Ознакомление с птицами родного края»Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Чьи бусы. Ознакомление с птицами родного края» Конспект СОД в младшей группе «Чьи бусы» Разработали:Ирина Николаевна Ардашева, музыкальный руководитель I категории, Елена Александровна.

Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии»Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии» .

Конспект занятия «Растения гор родного края» в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Растения гор родного края»Цель: Закреплять представление о многообразии растительного.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Фотоотчет «Природа родного края. Полевые цветы в продуктивной деятельности» ко Дню полевых цветовФотоотчет «Природа родного края. Полевые цветы в продуктивной деятельности» ко Дню полевых цветов Донские степи и поля это Родина моя! В прошлом территорию, на которой сейчас располагается Ростовская область, называли «Великая степь»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Истоки родного края» из цикла занятий «К России с любовью»
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 09:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности «Истоки родного края» из цикла занятий «К России с любовью»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Юрьевна Акинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД