Елена Пинигина
Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей с национально-культурными традициями русского народа;
- способствовать развитию образного мышления путем приобщения к родной культуре с помощью музейных экспонатов.
Публикация «Конспект занятия из цикла „Истоки“ для детей младшей группы „Едем в гости к бабушке Марии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, не поехать ли нам в гости к бабушке Марии? Наша бабушка живет в деревне и пешком туда не дойти. Как вы думаете, на чем можно поехать в деревню? (варианты ответов детей)
Дети «едут на поезде в деревню». И останавливаются около избы.
Воспитатель: Вот мы и приехали. Ребята, посмотрите, какой красивый дом. Раньше, дома в деревне назывались избами. Строили их из толстых бревен, а крышу крыли соломой.
Стоит изба ровна, тепла.
Домом жить – ни о чем не тужить.
Домом жить- не лукошко шить.
Дом вести – не лапти плести.
- А живет в нашей избе бабушка Мария.
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает.
Одним- одна за всех отвечает.
Выходит хозяюшка в русском народном костюме.
-Здравствуйте, гости дорогие :
Дай Бог тому кто в нашем дому,-
Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы вас Господь И житьём, и бытием и здоровьицем. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как одета бабушка Мария. Рассматривают костюм хозяюшки бабушки Марии. –Это рубаха, сверху на рубаху одет расшитый сарафан. На голове головной убор, который называется кичка. На ноги в старину обували лапти, другой обуви не было. Раньше все женщины в деревнях ходили в такой одежде, а сейчас так одеваются только на праздничные представления или гуляния.
–А теперь давайте посмотрим, что же находится в избе (Входят в избу)
-Это сундук. В давние времена в нем хранили одежду. Сейчас вы свою одежду храните в шкафу, а раньше её аккуратно складывали в сундук. Воспитатель обращает внимание детей на русскую печь. –Ребята, кто знает, что это? Для чего нужна печь в избе? - Правильно, раньше не было газовых и электрических плит для приготовления еды. В деревенской избе обязательно стояла русская печь. Её складывали из кирпичей, обмазывали глиной и белили мелом. –Растапливали печь дровами. В печи варили щи да кашу, пекли хлеб да пироги. При помощи печи люди не только готовили себе еду. Тепло, которое шло от печи прогревало избу. А если заболеешь, можно лечь спать на печь, на специальное место-лежанку. Всю ночь печь будет отдавать своё тепло больному и хворь пройдёт.
Ой, ты печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня!
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство неси.
Воспитатель: Хозяюшка, расскажи нам, пожалуйста, как можно в печи готовить еду, печь хлеб да пироги.
Хозяюшка рассказывает:
- Сначала надо съездить в лес, нарубить дров, привести в деревню; наколоть дрова, чтобы получились маленькие поленца; затем только растопить печь; чтобы дрова лучше разгорелись, их надо шевелить кочергой (показывает).Как печь растопится, можно варить кашу и щи, печь хлеб да пироги.
Пока я вас, детушки, ждала в гости, сварила кашу. Сейчас я вас угощу. Чугунок с кашей горячий, чтобы не обжечь руки, я его из печи выну ухватом (показывает ухват, вынимает из печи чугунок с кашей)
-Рассаживайтесь, ребятушки, по лавкам, сейчас я угощу вас вкусной кашей. Вот мисочки глиняные, ложки деревянные, расписные.
Бабушка Мария накладывает в мисочки из чугунка кашу и угощает гостей.
Ребята, после угощения, благодарят хозяюшку. (- Спасибо, бабушка, очень вкусная кашка)
Воспитатель говорит, что всем детишкам уже пора возвращаться в группу.
-В гостях хорошо, а дома лучше.
Живи, изба здорово, живи богато!
Дай тебе Боже, что и нам тоже!
Мерку жита, кусок сала.
Корец яиц, да и этого мало.
Бабушка Мария :- До свидания, детушки! До свидания, милые! Всего вам всем самого доброго.
Воспитатель и дети «садятся в поезд» и уезжают к себе в группу.