Гаврилова Марина Борисовна
Конспект образовательной деятельности «Электроэнергия и я» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные :
-обобщить и расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
-закрепить правила безопасного поведения в быту;
- закрепить правила поведения при выполнении аппликации, обращении с материалами и предметами художественного труда.
Развивающие:
-развивать стремление к познавательной деятельности;
-развивать мыслительную деятельность, воображение (с помощью игр на развитие системного мышления – ТРИЗ);
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Электроэнергия и я“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- учить придумывать загадки, используя метод ТРИЗ-РТВ;
Воспитательные:
-воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии;
-воспитывать умение работать в коллективе;
Предварительная работа:
-чтение рассказов из книги Сикорук Л. Л. «Физика для малышей» (раздел «Электричество»).
-беседы по темам «Добрые помощники» (о правилах обращения с электроприборами, «Как беречь свет?».
-дидактические игры: «Собери картинку» (электроприборы, «Уголок безопасности».
- создание игровых обучающих ситуаций: «Я помогаю маме гладить бельё» и др.
- составление творческих рассказов на тему «Откуда пришла беда», «Почему это случилось?»;
- экскурсия на кухню, прачечную;
- рассматривание иллюстраций;
- отгадывание загадок;
- разучивание стихотворений;
Используемая литература:
Сикорук Л. Л. Физика для малышей // издательство «Кругозор».-1996 г.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет // Воронеж. - 2004г.
Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников // Ульяновск. – 1998г.
Материал:
Картинки из серии «Бытовые электроприборы», картины «Гидроэлектростанция», «Теплоэлектростанция», «Атомная электростанция», веревочка с узелками, детский руль с батарейками,
фонарик, карточки-модели по энергосбережению, энергосберегающая лампочка, лист ватмана с изображением дома, картинки с изображением электроприборов, клей, клеевые кисти, салфетки.
Ход занятия:
Стук в дверь. Приходит Незнайка, грустный, с перебинтованной рукой.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, что с тобой случилось?
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Случилось со мной несчастье. Сидел я дома и не знал, чем себя занять. Тут увидел розетку и решил посмотреть, кто в ней живет. Вставил в розетку гвоздик, и вдруг что-то неизвестное так дернуло меня, что я отлетел в сторону. Было очень больно. И все-таки мне интересно, что это было?
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Незнайке. Как вы думаете, что это было?
Ответы детей : Электрический ток
Незнайка: Электрический ток? Что это такое?
Дети: Электрический ток бежит по проводам, благодаря ему у нас есть свет в квартире.
Воспитатель: Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие- премаленькие частицы- электроны.
Незнайка: А как он поступает к нам в дом?
Воспитатель: Электричество создается на электростанции. У нас в Карелии много рек. На некоторых из них построены гидроэлектростанции (показ картины). «Гидро» — значит «водный». Также электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях, где используется тепловая и атомная энергия (показ картин). Дальше ток через провода поступает в подстанцию, где электричество идет уже не по проводам, которые на улице, а по проводам, которые закопаны под землей.
Незнайка: Теперь понятно.
Воспитатель: А сейчас пришла пора поиграть нам, детвора.
Игра «Ток бежит по проводам»
Ход игры: Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Незнайка: Ага, так это ток заставляет работать электрические приборы!
Воспитатель: Да, сейчас ребята тебе расскажут об этом.
(Выходят дети с картинками «Бытовые приборы»)
Чтение стихотворения О. Емельяновой «Что включается в розетку»
1. Кто с трудом, а кто в охоту –
Ходят люди на работу,
Но не могут же они
Делать в мире все одни.
2. Им помощник есть, который,
Если нужно, сдвинет горы.
Он без дела не лежит,
А по проводам бежит.
3. Но уж коль найдется дело,
С ним он справится умело.
Если грустно, может он
Разбудить магнитофон.
4. Чтобы напоить всех чаем,
Чайник току поручаем.
Превращает воду ток
В настоящий кипяток.
5. А недавно разрешили
Току всё стирать в машине,
Даже плюшевых мышей,
Но не грязных малышей.
6. Ток тепло давать умеет!
Он утюг для мамы греет,
Чтобы за один прием
Перегладить стол с бельем.
7. В холодильнике без тока
Никакого нету прока.
Без его работы тут
Все продукты пропадут.
8. Дружит ток и с пылесосом.
Пылесос сосет пыль носом.
Чтобы чистотой дышать,
Мы не будем им мешать!
9. А когда в окне стемнеет,
В лампе свет зажечь сумеет.
Станем с ним смелее мы
Даже самой темной тьмы.
Воспитатель: Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые помощники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.
Незнайка: Так получается, что электрический ток может быть и другом, и врагом?
Воспитатель: Да. И ребята сейчас это докажут.
Триз - игра «Хорошо - плохо»
Ход игры:
Воспитатель: Электрический ток – это хорошо. Почему?
Ответы детей : Освещает дома, улицы, витрины магазинов, рекламу, заставляет работать электроприборы, без электричества не смогут работать заводы, фабрики, троллейбусы не повезут пассажиров, заряжает сотовые телефоны и т. д.
Воспитатель: Электрический ток – это плохо. Почему?
Ответы детей : - Опасно для жизни.
- Электрические приборы при неправильном обращении могут превратиться во врагов.
- Может возникнуть пожар из-за замыкания.
Воспитатель: Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя.
Незнайка: Ясно. Надо быть внимательным и осторожным с электричеством.
Гвоздики и пальчики в розетку не вставлять,
Электричество опасно - это каждый должен знать.
Воспитатель: У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)
Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них — в батарейках. В батарейке живет неопасное и безвредное электричество. Какие у вас дома есть предметы на батарейках? (игрушки, часы, пульт телевизора, калькулятор, дверной звонок и др.).
Незнайка:- Как интересно!
Ребята, вы любите загадки? А я очень люблю их придумывать. Хотите вас научу? Давайте сочиним загадку про лампочку.
- Лампочка что делает? (светит). Что еще может светить? (ответы детей, из них выбрать один). Значит, светит, но не солнце.
- Из какого материала сделана лампочка? (из стекла). Что еще может быть стеклянным? (ответы детей, из них выбрать один). Значит, из стекла, но не ваза.
- Лампочка как висит? (вниз головой). Что (кто) висит вниз головой? (ответы детей, из них выбрать один). Значит, висит вниз головой, но не летучая мышь.
И у нас получилась загадка про лампочку:
Светит, но не солнце,
Из стекла, но не ваза,
Висит вниз головой, но не летучая мышь.
Воспитатель: Спасибо тебе, Незнайка, что научил нас придумывать загадки.
Незнайка: А как раньше люди обходились без электричества? Они жили в полной темноте?
Воспитатель: В давние времена освещение было очень скудным. По вечерам царил полумрак. Основным источником света служили лучины, масляные лампы, по торжественным случаям – факел.
Незнайка: Но есть столько объектов, которые могут светить!
Триз - игра : Что может светить?
Ход игры: Дети, передавая друг другу фонарик, называют объекты, которые могут светить: солнце, костер, лучик, звезда, фонарь, фитиль, светлячок, спичка, свечка, лампочка, сотовый телефон и др.
Воспитатель:
Мы привыкли жить с удобством:
Газ, вода и свет у нас.
Если что-нибудь пропало,
Как относимся к тому?
Свет погас, как неудобно,
Неуютно, тяжело.
Кажется, на всей планете
Свет погас, везде темно.
Вот ведь как бывает, люди!
Что имеем - не храним.
Экономить перестали,
Про «беречь» - не говорим.
-Ребята, как мы должны относиться к электроэнергии? (бережно, экономно).
Почему надо экономно расходовать ее? (ответы детей)
Вывод: Если мы будем разумно расходовать электроэнергию, то ее меньше надо будет производить. Экономить электроэнергию должны все люди и каждый человек в отдельности.
Незнайка: Ребята, а вы научите меня беречь электроэнергию?
Выходят дети с карточками – моделями:
1 ребенок: Чтобы экономить электроэнергию, надо не забывать своевременно выключать свет и электроприборы.
2 ребенок: Если нет необходимости, то не включать сразу несколько электроприборов, например, телевизор, компьютер, магнитофон.
3 ребенок: Если утеплить помещение, то это позволит отказаться от электрообогревателей.
4 ребенок: Надо протирать электрическую лампочку от пыли, которая затемняет свет.
Воспитатель: У нашей старой знакомой - обычной лампочки есть подруга - энергосберегающая лампочка (показ). Эта лампочка потребляет меньше электричества и служит намного дольше. Поэтому можно посоветовать Незнайке поменять дома обычные лампочки на энергосберегающие.
Незнайка: Спасибо вам, ребята. Теперь я буду хранителем электроэнергии и постараюсь выполнять правила сбережения. А когда я вернусь в Цветочный город, попрошу своих друзей тоже выполнять их.
Воспитатель: Незнайка, ребята хотят тебе на память сделать подарок, чтобы ты не забывал нашу встречу.
Дети выбирают картинки с изображением электроприборов и наклеивают на лист ватмана, где изображен дом. Внизу надпись: «Берегите электроэнергию».