Елена Кудрявцева
Конспект образовательной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет «Магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет).
Исследовательская деятельность магнит.
Подготовил:
воспитатель Кудрявцева Е. П.
г. Мышкин
2023 г.
Публикация «Конспект образовательной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет „Магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные :
1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.
2. Познакомить детей с понятиями «магнитная сила», «притяжение»
3. Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.
Развивающие: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. 2. Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
3. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к экспериментированию.
2. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оборудование: интерактивная доска, халаты, шапочки, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные предметы, пластиковые тарелочки, песок, емкости с водой, лист бумаги, доска для лепки пластилина, кусок ткани, скрепки, магниты по количеству детей, индивидуальные научные книги (лепбуки, цветные карандаши, бейджики со знаками.
Ход НОД
№ Этап занятия
Структурные компоненты деятельности Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Время
Вводная часть
Организационный момент
Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости и они хотят посмотреть на самых умных, любознательных, внимательных детей. Это, наверное, ребята вы? Поприветствуем гостей.
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А так же порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живет на этой планете,
«Доброе утро!» скажем мы вместе. Дети заходят в зал, полукругом встают напротив гостей. 1-2 минуты
2 Проблемная ситуация
(или мотивация) постановка и принятие детьми цели занятия
- Ребята, я знаю, что вы любите мультфильмы и сказки. Я тоже люблю мультфильмы и сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. В сказках добро всегда побеждает зло. Согласны? А вам хотелось бы помочь мультипликационным героям, если б они обратились к вам за помощью? Сегодня вам такая возможность представится.
- К нам с просьбой обратился вот такой герой. Кто это? Это наш знакомый мальчик Дим Димыч. Посмотрите, какой он грустный?
Подумайте, что с ним могло случиться, чтобы он обратился за помощью к нам?
Все дело в том, что недавно бабушка с дедушкой подарили ему железный конструктор. Дим Димыч сразу же собрал из него супер машину, но вот беда. Дим Димыч, как всегда пренебрёг инструкцией и собрал машину, как попало, то есть кое-как. А когда он пошел показывать свое изобретение ребятам во дворе, его машина развалилась, и часть деталей потерялась в песочнице. Как теперь найти запчасти он не знает.
Ребята, а мы можем помочь Дим Димычу? А как?
Давайте придумаем, как помочь мальчику.
- Очень интересные идеи вы предложили. Ребята, а что нам может помочь достать детали? Давайте подумаем вместе.
рассуждения детей
варианты ответа детей
Дети выдвигают предположения
Дети садятся полукругом на коврике лицом к экрану.
дети высказывают свое мнение
варианты ответов детей
Основная часть
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД
Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции. Обобщить и закрепить знания детей о магните, его назначении. Развивать представления детей о способе взаимодействия с магнитом. Правильно магнит. Вам всем знаком этот камень.
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель передает магнит по очереди ребятам. Ребята, магнит это камень. Он гладкий, холодный и имеет вес. А кто мне может сказать, какое свойство отличает магнит от других камней?
Ребята, я сегодня хочу пригласить вас в свою исследовательскую лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?
И мы с вами станем самыми настоящими учеными. А кто такие ученые?
Ответы детей.
Ребята, ученые это такие люди, которые узнают, что то новое и потом нам об этом рассказывают. Но вы знаете, что в лаборатории самое главное выполнять правила безопасного поведения.
Прежде чем приступить к исследованиям, вспомним правила безопасности и поведения в лаборатории.
Правила:
- В лаборатории должна быть тишина.
- Выполнять только те действия, который говорит взрослый.
- Быть наблюдательным
- Аккуратно работать с приборами
- После исследования, нужно сделать вывод и записать его в листе наблюдения.
- Ты работу завершил. Всё на место положил?
Воспитатель: Ребята, я сегодня буду старшим лаборантом, так как я уже знаю, чем интересным
можно заняться в нашей лаборатории, а вы будете моими помощниками. Я сейчас вам выдам специальную одежду – спецодежду, а вы ее надевайте. Дайте, я на вас посмотрю. Какие вы красивые и взрослые. Сегодня с самого утра вы выбрали бейджики с разными фигурами и цветами, какой кому понравился. Так вот с помощью этих фигур в течение нашей работы лаборатории вы легко сможете найти свое рабочее место.
И я сейчас хочу вас пригласить в первую лабораторию.
Находите, пожалуйста, свое рабочее место и подойдите к нему. Ребята, вы мне сказали, что магнит имеет свойство притягивать железные предметы. Посмотрите, перед вами лежит очень много различных предметов. Какие, по вашему мнению, предметы притянет магнит? Назовите.
дети с воспитателем проходят в лабораторию.
Предположения детей.
Варианты ответов
Дети
Воспитатель убирает ширму из первой лаборатории и приглашает детей подойти к столам на которых лежат контейнеры с разными предметами.
Ответы детей.
Открытие нового знания или способа действий
(Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде) Ребята, а дальше мы с вами продолжим наше исследование в следующей видео лаборатории профессора Теслы. Внимание на экран.
Ребята, давайте об этом тоже сделаем заметку в нашей научной книге. Открывайте, а теперь найдите глазками картинку, где изображены полюса магнитов. Скажите мне еще раз полюса разного цвета что делают? А полюса одинакового цвета? А теперь, я предлагаю вам немножечко поиграть.
Дети делают предположения.
Ответы детей
Дети садятся на свои места и рассматривают свои лепбуки.
Ответы детей.
Дети выполняют задание в книгах.
Дети смотрят видео про полюса магнита, и где встречается магнит в жизни человека.
Дети выполняют задание в книгах.
Ответы детей.
Проводится подвижная игра «Магнитные человечки».
.
Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения
Воспитатель: Конечно ребята, с помощью магнита. Ведь мы теперь с вами знаем, что магнит притягивает предметы, сделанные из металла, а конструктор сделан из железа, значит он?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята вам надо вернуться в первую лабораторию, взять свои магниты и пройти в 3 лабораторию.
Воспитатель убирает ширму из третей лаборатории и приглашает подойти ребятам к столам. Дети выполняют задания.
Воспитатель: Находите свои рабочие места. У вас на столах стоят емкости с песком из песочницы, найдите потерянные запчасти с помощью магнита и сложите их в пустой контейнер. Молодцы, все справились с заданием. Ребята, а какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей.
Воспитатель: А если магнит притягивает железные предметы через песок, то сможет ли он примагнитить через другие материалы? Давайте с вами попробуем поэкспериментировать с тканью, пластиковой дощечкой и стаканом с водой.
Дети продолжают делать опыты с магнитом.
Воспитатель: Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята это тоже очень важно, что магнит может примагнитить и через разные материалы. Давайте сделаем заметку, о том что, важно в нашей научной книге. Проходите в лабораторию номер 2 и открывайте свои книги. Теперь мы будем работать с конвертом голубого цвета. Открывайте. На столе у вас стоят стаканы с карандашами, возьмите карандаш красного цвета и с помощью стрелочки покажите, какие предметы притянутся к магниту через слой песка.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Теперь глазками найдите таблички, где нарисованы разные предметы, поставьте знак против того материала, через который магнит примагничивает железные предметы.
Дети выполняют задание.
Осмысление (итог) Формирование у детей умение проводить анализ своей деятельности - Ребята, расскажите, что вы сегодня должны были сделать?
- Получилось у вас?
- А что вам помогло?
- А пригодятся вам эти знания в жизни?
- С кем бы вы хотели поделиться знаниями?
(воспитатель предлагает детям поделиться знание с друзьями) Дети собираются около воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя
Воспитатель: Молодцы ребята. Наши исследования на сегодня уже закончились. Работа в нашей лаборатории подходит к концу. Я попрошу вас снять вашу специальную форму и повесить ее на стульчик. Возьмите, пожалуйста, ваши научные книги с собой и выходите ко мне. Присаживайтесь на коврик поудобнее.
Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего запомнилось в нашей лаборатории?
Ответы детей.
Воспитатель: А хотите, я вам скажу, что мне больше всего запомнилось в нашей лаборатории? Что вы как настоящие ученые делали важные выводы и заносили их в свою научную книгу. Были очень внимательными и наблюдательными. А помните нашу встречу мы начали со сказки про храброго рыцаря Магнитолика. Так кто же из вас догадался, как Магнитолик смог освободиться от горы?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно ребята, он снял свои доспехи и помог освободиться другим рыцарям. А вот эти научные книги я хочу вам подарить. Посмотрите, вот здесь есть картотека опытов и экспериментов. Дома, вместе с родителями или старшими братиками и сестренками, вы сможете провести эти опыты и узнать о магните много нового и интересного.
Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями. Ну а мы пойдем смотреть мультфильм, который нам прислал Дим Димыч и называется он «Магнит».