марина сенаторова
Конспект образовательной деятельности «Сталинград город герой» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательная деятельность
для детей старшей группы
«Сталинград город герой»
(познание)
Образовательная деятельность : (Познание.)
Интеграция образовательных областей : (Познание, Музыка, Коммуникация. Социализация.)
Тип: познавательно-исследовательское.
Вид: интегрированный.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Сталинград город герой“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Возраст детей : 5-6 лет.
Форма организованной деятельности : познавательная, коммуникативная
Формы организации: (групповая, подгрупповая) .
Цель: развивать познавательный интерес к историческому героическому прошлому своего города.
Задачи:
образовательные : формировать у детей знания об основных событиях войны в Сталинграде, закрепить названия памятников; познакомить с историей возникновения мемориала «Солдатской поле»; учить употреблять в речи качественные прилагательные.
развивающие: развитие у детей гражданственность и патриотизм, как важнейшие качества; развивать внимание, память, наблюдательность.
воспитательные: воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихов; рассматривание иллюстраций на тему «Сталинградская битва»; организация выставки рисунков на тему «Сталинградская битва».
Оборудование и материалы: иллюстрации памятников Волгограда, разрезные картинки, иллюстрации для создания коллажа, реквием Моцарта «Лакримоза», запись голоса Ю. Левитана о победе в Сталинградской битве.
Словарная работа: окоп, тихоокеанские моряки, пехотинец.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Постановка цели.
Воспитатель: Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, с кем воевала наша страна? (с немцами; с фашистами). Враг пытался захватить самые большие и главные города : Ленинград, Москву. Среди этих городов был Сталинград.
Воспитатель: Как сейчас называется Сталинград? (Сейчас этот город называют Волгоградом, а во время ВОВ его называли Сталинградом.)
1-й ребенок читает стихотворение:
Я вижу город Сталинград в 42-м году
Горит земля, горит вода.
Металл кипит в аду.
Закрыто небо голубое, и солнце не видать.
Окутан город в черный дым, и тяжело дышать.
Воспитатель: Кто помнит, как называется битва с врагами за освобождение Сталинграда? (называется Сталинградской битвой)
Воспитатель: А сколько дней она продолжалась? (Она продолжалась 200 дней и ночей.)
Отважные бойцы бились за каждую улицу, за каждый дом. Бились до последнего патрона, до последней гранаты.
Воспитатель: Какие слова стали девизом Сталинградской битвы?
Дети: Девизом Сталинградской битвы стали знаменитые слова : «Ни шагу назад!»
Воспитатель: Какие памятники воздвигнуты после войны в городе? (ответы детей)
Воспитатель: Для чего люди построили памятники, посвящённые Сталинградской битве? (ответы детей)
Воспитатель: И сегодня мы поговорим и вспомним, какие памятники находятся в городе-герое Волгограде.
2. Беседа о памятных местах Волгограда.
Воспитатель: Во время штурма Сталинграда немецкие части пытались захватить главную высоту Слалинграда. Как она называется, кто помнит? (Мамаев Курган) (иллюстрация) На военных картах он обозначался как высота 102 и имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу. Удержать высоту, было делом чести. И наши солдаты верили в Победу.
2-й ребенок читает стихотворение:
На Мамаевом кургане возвышается гора,
А под ней лежат ребята не пришедшие тогда.
Не вернулись сотни деток к матерям родным домой!
Все они легли на поле под родною стороной.
Воспитатель: Какой монумент украшает главную высоту Мамаевы Кургана?
Дети: «Родина-мать» показ иллюстрации.
3-й ребенок читает стихотворение:
Мамаев Курган посещая, Прочтем имена тех бойцов,
Что нас от беды защищали И вспомним погибших отцов.
4-й ребенок читает стихотворение:
Поклонимся ниц обелиску. Мы знаем, что значит война.
Окажется прошлое близко. И нас удивит тишина…
3. Рефлексия. Минута молчания.
Воспитатель: Ребята, давайте в память тех, кому мы обязаны жизнью, зажжем свечу и почтим их подвиг минутой молчания.
В память о героическом прошлом был создан мемориальный комплекс «Мамаев курган». Я предлагаю вам совершить прогулку по Мамаеву кургану. (Подводит детей к фотографии Родины – матери).
5-й ребё нок: Здесь изображена скульптура женщины – это образ нашей родной страны. Она кричит, зовет своих сыновей и дочерей на защиту, как будто бы просит: «Спасите меня от врага!»
Воспитатель: Следующая скульптура «Стоять насмерть!» (дети с воспитателем подходят к следующей иллюстрации)
6-й ребё нок: Воин с автоматом прикрыл своей грудью Родину – мать. Так и советские солдаты своей жизни не жалели для победы над врагом.
Воспитатель: Следующая скульптура называется «Скорбь матери».
7-й ребё нок: Женщина в горе склонилась над своим убитым сыном. Он отдал свою жизнь Родине, он погиб как герой.
Воспитатель: А на этой фотографии изображен Зал воинской славы. В центре большого зала всегда горит вечный огонь. Он свидетельствует о вечной памяти поколений о Великой Отечественной войне. На стенах зала расположены знамена с именами людей, отдавших свою жизнь победе. Никогда не забыть нам подвиг русского народа, низкий поклон им.
Воспитатель показывает иллюстрацию. А ещё в Сталинграде есть дом, получивший название дом Павлова. Почему его так стали называть?
8-ой ребё нок: Так его стали называть по фамилии сержанта Павлова, оборонявшего дом. Яков Павлов, выполняя приказ командира, первым проник с тремя бойцами в четырехэтажный дом уже занятый фашистами. 58 суток – срок большой – это больше чем целый месяц штурмовали враги развалины дома. Этот дом и сейчас стоит на одной из улиц Волгограда.
4. Закрепление. Игра «Памятник герою»
Воспитатель: Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Памятник герою». Вам нужно сложить картинку и назвать памятник, который изображен на ней. Дети разбиваются на группы и собирают картинки и рассказывают что на них изображено (памятник «Родина – мать зовет»; «Дом Павлова»; «Стоять насмерть»; «Площадь Героев на Мамаевом кургане»; «Аллея Героев»; «Музей панорама Сталинградской битвы»)
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку и превратимся в стойких и отважных воинов.
5. Физминутка «Стойкий оловянный солдатик»
Наклонитесь все вперед, А потом наоборот
Влево, вправо наклонитесь, Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди, Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок, И на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже, а потом…
Марш на место не спеша. Дети маршируют на месте и рассаживаются на свои места
Воспитатель: Молодцы. Из вас получатся настоящие солдаты нашей Родины.
Воспитатель: Сталинград защищали 100 тысяч морских пехотинцев. Широкую известность в те же дни получил подвиг тихоокеанского моряка М. А. Паникахи.
6. Рассказ ребёнка о подвиге М. А. Паникахи.
9-ый ребё нок: В бою с фашистскими танками он пустил в ход бутылку с зажигательной смесью. Одну из них пробило пулей, когда Паникахи поднял её для броска в приближавшийся танк. Пламя мгновенно охватило моряка. Но он не растерялся. Выскочив из окопа, отважный воин, превратившийся в пылающий факел, со второй бутылкой в руках бросился к вражескому танку и поджёг его. Показ иллюстраций.
5. Коммуникативная игра «Звезда»
А теперь давайте вместе вспомним и скажем, каким должен быть солдат, воин, боец? – У меня есть вот такая звезда – звезда героя. (Показываю звезду детям). Все встанем в круг, и, передавая звезду по кругу, будем называть качества воина – защитника.
Игра: «Каким должен быть воин?» Дети встают в круг и, передавая звезду, друг другу, называют качества воина – защитника. (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, крепкий, мужественный, здоровый, героический, стойкий.)
Воспитатель: Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам – солдатам. Только лишь благодаря этим качествам советских солдат страна победила в страшной войне.
Воспитатель: А скажите, в мирное время нужны солдаты?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Чтобы быть всегда готовым защищать Родину.
6. Творческая работа. Создание коллажа «Памятные места Волгограда»
Воспитатель предлагает вспомнить памятники, о которых говорили на занятиях, в ходе бесед, найти иллюстрации и создать коллективный коллаж.
8. Рассказ воспитателя о мемориале «Солдатское поле»
Воспитатель: Выставляет на мольберт иллюстрации памятника – мемориала «Солдатское поле» Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас еще с одним памятником – мемориалом, который расположен северо – западнее Волгограда. Во время Сталинградской битвы здесь проходили ожесточенные сражения. Здесь, под гранитной прямоугольной плитой, нашли вечный покой защитники Сталинграда; их останки были найдены при разминировании Солдатского поля, и при его вспашке. На иллюстрации обращает внимание детей на воронку в виде пятиконечной звезды. Со дна е поднимается символический «взрыв» тех самых смертоносных снарядов из спаянных гильз и осколков авиабомб, снарядов, мин. Куски искореженного железа, несущие смерть. А теперь посмотрите на композицию – бронзовая скульптура девочки. Рядом – белый треугольник солдатского письма.
На нем выбит текст письма, которое много лет назад отправил дочери комиссар полка, майор Дмитрий Петраков. (Показ иллюстрации) Послушайте, что было написано в том письме.
На фоне музыки Моцарта «Лакримоза» воспитатель читает письмо.
Воспитатель: «Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв, василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной. И если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит».
Воспитатель: Памятники поставлены для того, чтобы помнить о каких-либо значимых событиях. Скажите мне, пожалуйста, как называется мемориал, о котором я вам сегодня рассказала?
Дети: Мемориал называется «Солдатское поле».
Воспитатель. Ребята, а почему это поле долго считалось мертвым полем?
Дети: На поле в земле и на поверхности было очень много неразорвавшихся снарядов и бомб.
Воспитатель: Правильно. А из каких памятников состоит мемориал? Воспитатель: О чём пишет военный своей дочери Миле?
Дети: Что он подобрал василёк, сорванный взрывной волной и посылает его Миле, чтобы фашисты не смогли его затоптать.
7. Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы. Много запомнили и хорошо потрудились на нашем занятии. Я думаю, что вы дома расскажите своим родителям, сестрам и братьям об этом памятнике – мемориале, и всей семьей посетите Солдатское поле и почтите память русского солдата, отдавшего жизнь за нашу счастливую мирную жизнь.
Воспитатель: В календаре есть даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из них – Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей с 17 июля1942 года по 2 февраля 1943 года, а городу Волгограду присвоено звание - «города-героя».
10-й ребенок читает стихотворение:
Волгоград – Сталинград,
Души павших солдат
Всё горят – просто некуда деться.
Просто нету наград,
Нет на свете наград,
Что достойнее памяти сердца.