Анна Морозова
Конспект НОД с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ-технологии по теме «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД)
с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ – технологии
по теме «Первоцветы»
Возрастная группа: старшая
Вид (разновидности) детской деятельности детей:
- Двигательная деятельность (пальчиковая гимнастика «Цветок», подвижная игра «На лугу растут цветы»)
- Конструирование из разного материала (конструирование из бумаги «Цветы»)
Публикация «Конспект НОД с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ-технологии по теме „Первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
- Изобразительная деятельность (аппликация из нетрадиционного материала «Поляна»)
- Музыкальная деятельность (слушание записи П. И. Чайковский «Вальс цветов»)
- Коммуникативная деятельность (диалог-взаимодействие, полилог-взаимодействие)
- Элементарная трудовая деятельность (самообслуживание (дети выбирают нужный для себя материал, элементарный бытовой труд в помещении (дети убирают за собой рабочее место)
- Восприятие художественной литературы и фольклора (обсуждение (рассуждение, беседа, ситуативный разговор)
Разновидности интегрированной деятельности детей :
Изобразительно-познавательная деятельность (аппликация, рассказ воспитателя, беседа)
Коммуникативно – познавательная деятельность
Коммуникативно-двигательная деятельность (динамическая пауза, подвижная игра, пальчиковая гимнастика)
Содержание деятельности детей (дидактические единицы) :
- углублять представления детей о разнообразных формах мира живой природы;
- формировать представления о первых весенних цветах, их пользе и целебных свойствах.
Образовательные задачи.
ЗНАНИЯ
1. Формировать у детей представления о разнообразных формах мира живой природы.
2. Формировать у детей представления о первых весенних цветах, их пользе и целебных свойствах.
3. Обогащать активный и пассивный словарь детей.
ОТНОШЕНИЯ
1. Повышать эмоциональное, психологическое благополучие детей.
2. Воспитывать у детей самостоятельность при выполнении работы.
3. Развивать у детей художественный вкус.
4. Развивать у детей желание за ухаживать за первоцветами, стремление бережно относиться к ним.
5. Развивать у детей интерес к миру растений и цветов, наблюдательность и любознательность.
ДЕЙСТВИЯ
1. Формировать у детей умение выслушивать друг друга, не перебивая, давать оценку своей работе и работам своих товарищей.
2. Развивать у детей художественно-творческие способности: совершенствовать изобразительные умения и навыки, закреплять умения моделировать различные цветы из бумаги.
Интегрированная форма : творческая мастерская, выставка поделок.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– мультимедийная презентация о цветах;
– открытки с изображением первоцветов;
– аудиозапись (П. И. Чайковский «Вальс Цветов»);
– фишки для игры.
2. Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– стенды (магнитная доска);
– ТРИЗ-пособие «Имена признаков»;
– ватман («поляна»).
Материальные средства для деятельности детей:
– иллюстративный материал (предметные и сюжетные картинки, иллюстрации);
– материалы для конструирования (бумага);
– наглядные (условно-символические) алгоритмы деятельности для оригами.
3. Дидактический материал:
– сценарий,
– схемы роста цветка,
– серии картинок (фотографии цветов,
– пиктограммы признаков,
– схемы для конструирования,
– тексты (загадки, стихотворения про первоцветы,
– сказка «Как появились цветы на земле».
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– интерактивная доска
Логика совместной деятельности педагога и детей
1. Мотивационно - целевой этап
Педагог загадывает загадку о весне; задает наводящие вопросы о первоцветах, и чтобы получше о них узнать, предлагает отправиться на экскурсию. Педагог рассказывает сказку «Как появились цветы на земле»; организует просмотр презентации о цветах.
Загадка о весне: Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Вопросы беседы:
- Какие изменения происходят весной? Почему?
- Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (первоцветы)
- Ребята, послушайте сказку «Как появились цветы на земле». (Презентация о цветах)
Сказка «Как появились цветы на земле»
Про то, как пришли на Землю цветы, в народе вот что сказывают. Возвращался будто бы Иван-Царевич от Бабы Яги. Доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону - повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону - радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком.
Бросилась Баба Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми, да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки-цветочки. Одни цветы были добрые - от следов Ивана-царевича, а другие, злые и ядовитые, - это там, где Баба Яга ступала.
- Давайте с вами отправимся в путешествие, чтобы поближе познакомиться с первоцветами.
2. Содержательно – деятельностный этап
- Знаете ли вы как растет цветок? Сейчас мы вместе с вами об этом узнаем.
Демонстрация слайд-презентации
о последовательности развития цветка.
Цветок начинает расти, когда семена попадают в землю. В земле из семечка развивается росток. Затем на поверхности почвы появляется маленький росток. Он развивается в полноценное растение. Спустя определённое время растение зацветает.
Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.
- А вот и станция, она называется мать-и-мачеха. (Слайд «Мать-и-мачеха»)
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. (Л. Дунина)
- Ребята, вы знаете, почему это растение так называется?
Слово о мать-и-мачехе
Первые дни весны, светит холодное солнце, начинают появляться первые зеленые веточки, и среди еще не до конца растаявшего снега начинают виднеться цветочки золотисто-желтого окраса, укутанные теплыми волосками. Это мать-и-мачеха – лекарственное растение. Его цветы по своему запаху очень сильно напоминают мед, что притягивает к ним огромное количество пчел. Если ожидаются морозы и холода, цветки немедленно прячутся внутрь пушистого воротника, который может сохранить нежнейшие лепестки от стужи. Благодаря такому свойству в народе по мать-и-мачехе предсказывают погоду.
Только после того, как цветы разлетятся с ветром «парашютиками», появятся листья. Внизу они теплые и мягкие, как прикосновения родной матери, а сверху холодные и жесткие, как руки мачехи.
- Следующая станция называется «Ландыши». (Слайд «Ландыши»)
Возле леса, на опушке,
Листья, как у зайца ушки.
Очень гладкие, большие
И блестящие такие.
Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки-
Белые цветочки-крошки.
Запах нежный, ароматный,
И душистый, и приятный.
Только брать в букет не стоит
Украшение лесное –
Ландыш, - он, красив на вид,
Но, представьте,- ядовит! (Р. Новикова)
Слово о ландышах
Ландыши – это хрупкие лесные цветы. Когда наступает весна, ландыши начинают прорастать из земли острыми стрелками и уже к маю на стебельке растения появляется множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики молочно-белого цвета. Говорят, что в этих колокольчиках любят селиться эльфы, которые по ночам натирают цветочки лунным светом, чтобы те были еще белее.
Ландыш дарит людям прекрасный и неповторимый аромат. А когда цветы опадают, на их месте вызревают маленькие яркие ягоды, которые ни в коем случае нельзя пробовать. Ягоды ландыша ядовиты!
Динамическая пауза
- А сейчас мы послушаем прекрасную музыку - «Вальс цветов» П. И. Чайковского и исполним красивый танец.
- Вот и новая станция нашего путешествия «Полянка Незабудки». (Слайд «Незабудка»)
Капля солнца, а вокруг
Голубых ресничек круг.
Смотрит пристально и чутко
прямо в душу НЕЗАБУДКА. (М. Блинникова)
- Как вы думаете, почему этот цветок так называется?
Слово о незабудке
Незабудка скромный цветок, но его нежная и трогательная красота запоминается. Существуют различные легенды, связанные с этим цветком, но все они о верности и доброй памяти: «Не забудь меня!».
Особенно хороши россыпи мелких голубых цветочков с жёлтым глазком среди яркой зелени весенней травы.
- Ещё одно необычное растение. (Слайд «Вороний глаз»)
Это что за чёрный глаз
Смотрит из травы на нас?
Удивительное дело –
Вот он, глаз, а где же тело?
Очень зло глядит на вас
Из травы «вороний глаз».
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.
Слово «Вороний глаз» (крест-трава)
Название крест-трава растение получило по расположению листьев. На четырёхугольной «тарелочке» располагается очень красивая, похожая на черную жемчужину ягода. За черноту назвали её вороньим глазом.
Давным-давно верили, что "заколдованных" людей можно "расколдовать" с помощью вороньего глаза. Ягоды зашивали в одежду, чтобы уберечься от заразных болезней. Но это было очень опасно, потому что ягода и всё растение – очень ядовито!
Беседа «Береги цветы!»
Загадка о бабочке: Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Вопросы беседы:
- Почему на цветах мы встречаем бабочек?
- А что это за странный знак? Что он означает?
- Как вы понимаете слова «Береги цветы!»?
Если ты сорвёшь цветок
Если все: И я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы
И не будет красоты.
- Давайте поиграем. Я буду показывать цветок, а вы его описывать. Признаки в описании не должны повторяться. За каждое определение вы будете получать фишки.
Дидактическая игра «Опиши цветы».
Цель: формировать умение подбирать как можно больше прилагательных, описывающих цветок; воспитывать интерес к красоте живой природы; развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи.
Материал: фотографии цветов, ТРИЗ-пособие «Имена признаков».
Ход игры: воспитатель задает объект описания, а дети подбирают признаки. В описании они не должны повторяться, за каждое определение ребенок получает фишку.
Например, роза — пахучая, красивая, гордая, благородная, ароматная, полезная, красная, розовая, желтая, колючая, нежная, бархатная и т. п.
- Я предлагаю сделать нам с вами оригами цветов и наклеить их на красивую «поляну».
3. Оценочно –рефлексивный этап
Педагог организует обсуждение итогов занятия.