Лилия Васляева
Конспект НОД «Звук [И] и буква И»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Звук и буква И»
Цели:
Коррекционно-образовательные: Ознакомление с буквой И, формирование умения находить ее среди других букв алфавита. Закрепление в речи обобщающих понятий «Игрушки», «Музыкальные инструменты». Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных, родственных слов, согласование местоимений с глаголами).
Темочки:
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Коррекционно-развивающие: Развитие слухового и зрительного внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия и фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: куклы (мальчик и девочка, музыкальные инструменты, предметные картинки (ива, деревья в инее, искры, иволга, игрушки, избушка, индюк, ива, искры, инструменты, изюм, ириски, иголка, демонстрационные буквы, Красный замок, домики для звуков, буквенные кассы, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Развитие слухового и зрительного внимания. Угадайте, на чем я играю. Звук музыкальных инструментов воспроизводится перед детьми, а потом — за ширмой. Дети угадывают, какой инструмент звучал.
2. Сообщение темы занятия
Выставляются куклы: мальчик, девочка.
Сегодня к нам на занятие пришли гости — Инна и Иван. Повторите, как их зовут. (Инна, Иван.) Какой первый звук в их именах? (Звук [И]). Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [И] и узнаем букву И.
3. Характеристика звука [И] по артикуляционным и акустическим признакам
Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, за нижние зубы язык опускается. Произнесите звук и протяжно, долго, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук.) Каким кружочком обозначим звук [И]? (Красным кружочком.)
Показывается окошко в Красном замке, где поселился звук [И].
4. Развитие слуховой памяти
Запоминание и воспроизведение звукового ряда [А] - [У] - [И]. Определение количества и последовательности звуков.
Какой звук исчез из ряда?
Обозначение звуков символами. Сосчитайте, сколько звуков я произнесла, и отложите столько же кружочков.
5. Произношение звука [И] в словах. Определение его места в слове. Падежное управление.
Выставляются предметные картинки: деревья в инее, иволга, ива, искры, игрушки, инструменты, избушка, индюк, изюм, ириски, иголка, дети берут звуковые домики и красные фишки.
Дети называют первый звук каждого из этих слов, определяют место звука [И] в них и обозначают положение звука [И] в словах с помощью звуковых домиков и красных фишек:
Как зовут наших гостей? (Иван и Инна.) Они принесли вам угощение. Это —. (изюм, это —. (инжир, а это —. (ириски). А вот любимый цветок Инны — ирис.
Назовите одним словом эти предметы. (Игрушки.) А это —. (инструменты). Это дерево называется. (ива). Назовите домашнюю птицу. (Индюк.) А это — иволга. Что здесь острое, металлическое? (Иголка.) Чем покрыты деревья? (Инеем.) Когда горит бенгальский огонь, вокруг сыплются. (искры). Как по-другому называется такой домик? (Избушка, изба, избенка.)
Дети, будьте внимательны, сейчас вы должны сказать нужное слово. Попрошу соблюдать такое правило: «Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай». Деревья в чём?. (в инее). Мы не боимся кого?. (индюка). Детей угощали чем?. (изюмом, ирисками, инжиром). Мама шьет чем?. (иголкой). Лисичка сделала ледяную. (избушку). Мы играли на музыкальных. (инструментах). У нас в группе много чего?. (игрушек).
6. Подбор родственных слов
Что можно делать с игрушками? (Играть.) Эта машинка какая?. (игрушечная). У нас есть много. (игрушек). Дети играют в. (игру). Со мной вы будете. (играть). Слова игра, играть, игрушки, игрушечная называются родственными. Это семья слов.
7. Физминутка «Индюк».
Ходит по двору индюк (Шаги на месте.)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача, (Остановиться, посмотреть вниз.)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал, (Потопать ногами.)
Крыльями захлопал. (Руками похлопать себя по бокам.)
Весь раздулся словно шар (Сцепить округленные руки перед грудью.)
Или медный самовар. (Руки на поясе.)
Затряс бородою, (Помотать головой.)
Понесся стрелою. (Бег на месте.)
Дети садятся за столы и выполняют артикуляционное упражнение «Индюк».
8. Упражнение в образовании множественного числа имен существительных.
Дети образовывают существительные во множественном числе, называют последний звук каждого из этих слов, определяют место звука [И] в них и обозначают положение звука [И] в словах с помощью звуковых домиков и красных фишек:
Индюк – индюки, утюг —, сапог —. , носок —. , паук —. , чулок —. , замок —. , комок —.
9. Согласование местоимений с глаголами. Многозначность глагола идёт
Демонстрируется шагающая кукла.
Что делает Инна? (Идет.) Оля, подойди к нам. Оля тоже. (идет). Идите ко мне. Что вы делаете? (Идем.) Я иду к вам. Что я делаю? (Вы идете.) Скажем вместе: Я. (иду). Мы. (идем). Вы. (идете). Ты. (идешь). Они. (идут). Ответь на вопросы: Что идет? (Дождь идет. Снег идет. Поезд идет.) Кто идет? (Инна идет. Иван идет. Индюк идет.)
Слова сопровождаются показом действий.
10. Знакомство с буквой И
Инна и Иван просят вас найти букву [И] в Красном замке. Эта буква обозначает звук [И].
Демонстрируются строчная и заглавная буква И.
Послушайте стихотворение о букве И.
Молоток я раздобыл,
из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? —
Три! — А какая буква? — И.
Е. Тарлапан
Выкладывание буквы И из палочек.
12. Итог занятия
Подведение итогов занятия.
Литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб. 2007г.
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. – М. : «Владос», 2003г.