Наталья Баранова
Конспект НОД «Зима» с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима».
Цель: активизация мыслительной деятельности дошкольника.
Задачи:
образовательные - систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях; сформировать представления о свойствах твёрдых и жидких веществ, переходе твёрдого вещества в жидкое (лёд-вода).
Публикация «Конспект НОД „Зима“ с элементами ТРИЗ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Развивающие: - развивать качества мышления: анализ, синтез (хорошо-плохо, сравнение, обобщение; развивать умение давать аргументированные ответы используя в речи разные типы предложений, развивать творческое воображение.
Воспитательные: - формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе разнообразной деятельности.
Методы и приё мы: наглядные - презентация к занятию, картинки с изображением «МЧ» в твёрдом и жидком состоянии, иллюстрации для игры (вода, лёд, карандаш, молоко, сок, льдинки с разноцветными кристаллами, наклейки.
словесные - диалогическая беседа, поощрения.
практические - игра: «Хорошо-плохо», физкульминутка «Снеговик», п. и. «Маленькие человечки».
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация к занятию, колокольчик, картинки с изображением «МЧ» в твёрдом и жидком состоянии, иллюстрации для игры (вода, лёд, карандаш, молоко, сок, посылка с картинкой снеговика-почтовика, 2 замороженные льдинки с кристаллами разноцветными на каждого ребёнка (камушки для аквариума, 2 контейнеры с тёплой водой, бумажные салфетки на каждого ребёнка, наклейки «Капельки», «Снежинки» на каждого ребёнка.
Ход НОД:
1 часть. Вводная.
В: Проходите ребята. Вставайте в круг.
«Встанем рядышком- по кругу
Скажем здравствуйте друг другу!
Нам здороваться не лень
Здравствуйте и добрый день!»
В: Мы поздоровались друг с другом, теперь поздоровайтесь с гостями.
2 часть. Основная.
В: Проходите, присаживайтесь на стульчики, садитесь поудобней. Ребята, посмотрите на экран и скажите, о каком времени года этот видеофрагмент!
Д: О зиме.
В: Правильно. Зима, это волшебное время года, которое дарит нам много красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников. И сегодня мы поговорим о красавице зиме, её особенностях. Вы готовы?
Д: ДА.
В: Во всем, что нас окружает, есть хорошее и плохое. Сейчас мы поиграем в игру: «Хорошо-плохо»
В: как вы думаете зимой хорошо или плохо? (ответы детей)
В: почему зимой хорошо? (ответы детей). Верно, зимой хорошо, потому что выйдя на улицу, можно вдохнуть зимний морозный воздух, пройтись по хрустящему снегу.
В: но, зимой, бывает и плохо! Когда мы говорим, что зимой плохо? Что может случиться на льду? (ответы детей) Конечно, зимой можно простудиться, поскользнуться, получить травму; но если вы будите осторожными, то с вами ничего не случится.
В: В зиме есть что-то хорошее, что-то плохое. Но несмотря ни на что, зима прекрасное время года!
В: А сейчас отгадайте загадку: «С метлой в руке, с ведром на голове. Стою зимой я на дворе»
Д: Снеговик.
В: Верно. Вот и наш друг снеговик – почтовик. Давайте на снеговика посмотрим через «Волшебный экран».
В: Ребята, вспомните, а чем снеговик был раньше? (до того, как его слепили)- ответы детей (снегом).
В: А как вы думаете, чем снеговик станет в будущем, например весной? – ответы детей (водой)
В: Ребята, из каких частей состоит снеговик? – ответы детей.
В: А где вы видели снеговика? – ответы детей.
В: Снеговик является частью зимы, об этом нам говорит «Волшебный экран».
В: Молодцы, ребята! Всё верно сказали, ничего не забыли. Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Снеговик», поскорее вкруг вставайте и за мною повторяйте (движения по тексту) :
«Раз рука-два рука, лепим мы снеговика,
Мы большой скатаем ком – вооот такой,
А потом поменьше ком – вот такой,
А затем скатаем мы маленький комок,
Получился снеговик – очень милый почтовик».
В: Ой, какие весёлые снеговики получились! А теперь, попробуйте отгадать другую загадку: «Зима, мороз мосты куёт
А мы коньками режем (лёд?»
В: Правильно. Оказывается, лёд волшебный и умеет превращаться. А как он превращается, я вам сейчас расскажу.
В: Всё, что нас окружает: вода, лужи, камни, деревья, игрушки и даже мы с вами, состоит из мельчайших частиц – молекул. Молекулы – это «маленькие человечки» (мч). Лёд – это твёрдое вещество. Во льду и во всех твёрдых веществах «мч» крепко держаться за руки. (показ картинок «мч» твёрдого вещества)
В: Что получается, когда лёд тает? (ответы детей – вода).
В: Верно, а в воде и во всех жидкостях, «мч» ведут себя по другому, они стоят рядом, опустив руки.
В: А сейчас, представьте себя «МЧ», и мы поиграем в игру, послушайте правила игры: когда звенит колокольчик – вы бегаете. Как только звон колокольчика стих, вы встаёте в круг, смотрите на картинку, которую я вам покажу и изображаете как живут человечки в этом веществе.
Проводится игра: «Маленькие человечки» ( вопросы: что это? Жидкое или твёрдое вещество? Как в них живут человечки)
В: Молодцы ребята, все были внимательными, никто не ошибся!
В: Ребята, смотрите, что это? (воспитатель замечает в углу посылку) – ответы детей.
В: Как вы думаете, от кого она? (ОТВЕТЫ – от снеговика)
В: Действительно от снеговика. Интересно, что же нам прислал снеговик! Что это? (внутри посылки 2 контейнера со льдом и замороженными внутри кристаллами) – вос-ль даёт детям потрогать содержимое посылки, рассмотреть.
Д:лёд.
В: какой лёд (ответы детей - прозрачный, холодный, твёрдый).
В: Это волшебные кристаллы, но они во льду, «МЧ» очень крепко их держат. Ребята, а как вы думаете, вода растопит лёд? (ответы детей)
В: у нас есть вода, давайте проверим (на столах стоят заранее подготовленные ёмкости с тёплой водой).
В: Серёжа, со своей командой «Капелек» подойдите к этому столу (указывает на стол, а ты Дима, со своей командой «Снежинок» подойдите к другому столу (дети ещё перед началом занятия поделены на 2 команды наклейками в виде капелек и снежинок).
В: открывайте контейнеры и кладите льдинку воду (дети кладут в воду льдинки с кристаллами и наблюдают).
В: Что происходит со льдом? Он тает? Быстро или медленно? (если медленно –почему, вспомните, как живут человечки в твёрдых и жидких веществах).
В: Лёд растаял? Возьмите, ребята себе каждый по одному кристаллу, осушите их салфеткой.
В: покажите кристаллы, какие они красивые, яркие, сияют, переливаются – действительно волшебные! А сейчас спрячьте кристаллы в ладошку, опустите руки.
3 часть. Заключительная.
В: ребята, вспомните, из чего состоят все вещества? (из «МЧ»).
Верно, а как «МЧ» живут в твёрдых веществах, а в жидких? (ответы детей).
В: правильно, молодцы! Запомнили!
В: ребята, а что для вас было самым интересным? (ответы)
Конечно, всем понравилось доставать кристаллы!
В: эти волшебные кристаллы исполняют желания, вы можете загадать любое желание и оно обязательно сбудется!
В: а сейчас проходите в группу (дети уходят).