Тамара Путимцева
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима».
Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, продолжать учить составлять рассказ по сюжетным картинкам, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок.
Оборудование: разрезные картинки, сюжетные картинки.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках, знакомство детей со значением слова наст.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Зима“» размещена в разделах
Ход занятия
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня поговорим на интересную тему, а вот на какую вы поймете, когда соберете картинки.
Дидактическая игра «Собери картинки» (картинки с изображением зимнего времени года разрезаны на 7-8 частей).
Дети: Зима!
Воспитатель: Да, действительно, мы сегодня поговорим о зимнем времени года.
Стук в дверь. Входит взрослый в костюме зимы.
Зима : Здравствуйте, ребята, я узнала, что вы сегодня обо мне будете речь вести и решила послушать, можно?
Дети: да.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы — и зима настала.
Воспитатель: Спасибо, Зимушка, за красивое стихотворение, а теперь присядь и послушай что мы о тебе знаем. Дети, внимательно слушайте высказывания о зиме, если услышите то чего не может быть зимой, скажите: «нет, нет, нет!». Игра «Да, нет».
Зимой дни короткие, а дни длинные. (да, да, да)
Зимой дни длинные, а ночи короткие. (нет, нет, нет)
Зимой ходят в тапках и сарафанах. (нет, нет, нет)
Зимой ходят в теплых шубах, шапках, валенках. (да, да, да)
Зимой солнечно и жарко. (нет, нет, нет)
Зимой холодно и морозно. (да, да, да)
Зимой мы катаемся на санках. (да, да, да)
Зимой мы катаемся на велосипедах. (нет, нет, нет)
Зима : Молодцы, ребята, хорошо меня знаете. А знаете ли вы загадки обо мне?.
Дети читают загадки.
После осени пришла.
И сугробы намела.
(Зима)
Рыбам жить зимой тепло:
Крыша — толстое стекло.
(Лёд)
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит – слезы льет.
(Зима)
Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы.
(Санки)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а знаете ли вы, почему зимой идет снег?
(Выслушав ответы детей, воспитатель продолжает) Как мы с вами уже говорили одной из примет зимнего времени года является снег, а вот почему он идет выясним после прослушивания рассказа.
Воспитатель читает рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки».
Пришла зима.
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки…
Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучи.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.
В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.
Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
Беседа с детьми о содержании прочитанного:
1. О каких снежных пушинках идет речь в рассказе?
2. Давайте вспомним как автор описал снежинки? («цветок в шестью лепестками», «звездочка с шестью лучами»).
3. Откуда берутся снежинки?
4. Почему хрустит снег под ногами?
5. Почему образуется наст?
6. Как автор говорит о беге зайца по насту( «бежит, как по паркету», «летит, как в валенках»).
Воспитатель: А теперь передохнем и нашу Зимушку играть возьмем.
Физминутка Зима :
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами составим рассказ о Зиме по картинкам.
Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам «Зима».
Зима : Спасибо, ребята, за содержательный рассказ обо мне. Теперь я буду знать, что вы меня ждете и многое знаете про зимние время года. До свидания, ребята, не забывайте одеваться теплее!
Дети прощаются с Зимушкой Зимой.
Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось?