Нина Гунина
Проект «Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Информация о проекте
Тип проекта : практико-ориентированный.
По доминирующему методу: информационно – творческий, игровой.
По характеру содержания: включение ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка и общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребёнка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель.
По количеству участников: фронтальный.
По продолжительности: долгосрочный.
Введение
Публикация «Проект „Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.
Роль экологического воспитания дошкольников существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем.
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности
Подрастающее поколение олицетворяет наше ближайшее и отдаленное будущее, и поэтому особое место в формировании личности подрастающего поколения занимает система экологических ценностей.
В современной ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.
Проблема заключается в том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста является для многих педагогов наиболее трудным разделом в работе, требующим четкой системы и последовательности. Диагностические беседы с детьми показали, что большинство детей (65%) имеют низкий и средний уровень развития экологических представлений, у 25% детей не сформированы навыки экологического поведения в природе, 78% детей считают, что разводить костры в лесу «это хорошо и весело». Анкетирование родителей показало осознание родителями проблем экологического воспитания и готовность к сотрудничеству.
Актуальность и проблема экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста определили тему нашего проекта «Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Основная идея проекта – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.
Цель проекта : в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.
Задачи проекта :
Воспитательные задачи :
1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от симпатий и антипатий.
Развивающие задачи:
1. Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей;
3. Развитию у детей понимания самоценности и многообразия природы.
Обучающие задачи:
1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям старшего дошкольного возраста;
2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
3. Осознание ребенком себя как части природы;
4. Обучение пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция».
Особое внимание при постановке задач проектной деятельности мы уделили следующим вопросам:
1. Развитию у детей понимания самоценности и многообразия природы;
2. Осознанию ребенком себя как части природы;
3. Воспитанию у ребёнка уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
4. Формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
5. Пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
6. Пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать.
Данный проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию детьми и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:
1. Принцип научности. В данном проекте мы использовали формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.
2. Принцип позитивизма. Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми педагоги знакомят детей. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Важно помнить и о том, что для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического воспитания - нулевая. Задача знакомства с правилами: создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовал последствия их несоблюдения.
3. Принцип проблемности: использование элементов технологии ТРИЗ. Предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.
4. Принцип системности. Наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Системность проявляется и в организации работы с родителями, и в координации работы с различными учреждениями, и в одновременной реализации всех основных компонентов системы экологического воспитания.
5. Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического воспитания педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т. п.
6. Принцип гуманистичности. Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Этот подход особо важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослым. В процессе экологического воспитания педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов, а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе (элементарные) взаимосвязи.
При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.
7. Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности. Этот принцип отражается в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному.
8. Принцип безопасности предполагает, что используемые формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность воспитанников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы.
9. Принцип деятельности. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Данный принцип предполагает интегрированный подход в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста : взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т. д.
Основные методы работы:
1. Объяснительно - иллюстративные;
2. Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Формы организации работы:
Системный подход предполагает взаимосвязь различных активных видов активной деятельности детей : игровой, исследовательской, изобразительной, двигательной, театральной и других. При организации совместной деятельности с детьми следует соблюдать следующие правила:
- не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;
- не сдерживать двигательную активность детей;
- хвалить ребенка за успехи;
- не давать отрицательных оценок при ошибках детей.
Прогнозируемый результат:
1. Формирование адекватных экологических представлений;
2. Формирование отношения к природе;
3. Формирование стратегий и технологий взаимодействия
с природой;
4. Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников.