наталья понамарева
Использование приёмов и методов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Публикация «Использование приёмов и методов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Наша программа «АБВГДейка» – это программа коллективных игр и занятий, которые помогают детям творчески мыслить. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не даёт готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.
Работа с Технологиями ТРИЗ - это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью в занятия включены различные игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры.
Цель Программы: формирование у детей способности к овладению самостоятельной правильной речью через развитие творческого мышления.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Данная Программа даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
Задачи Программы:
Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают.
Развивать системное мышление.
Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.
Решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.
Находить выход из любой сложной ситуации.
Программа «АБВГДейка» разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий)
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
6. Межпредметности ( предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи и т. д.)
Требования к обучающимся
Обучение грамоте в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в старшей и подготовительной группах в течение всего года.
Программа состоит из четырех разделов, которые разделены на два года обучения. Первый год обучения рассчитан на детей 5-6 лет, второй год обучения – на детей 6-7 лет.
Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Задачи 1-го года обучения:
учить детей составлению загадок;
обучать детей пересказу сказок;
учить рассуждать и анализировать;
расширение словарного запаса;
активизация речи образными выражениями;
развитие связной логической речи;
развитие творческих способностей;
Задачи 2-го года обучения:
обучать детей учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции;
учить детей составлению пословиц и поговорок;
учить находить противоречия и решать их;
развитие памяти, воображения, внимания;
развитие умения классифицировать объекты по некоторым признакам;
обучение детей задавать вопросы и анализировать ответы;
обучение простейшим способам разрешения противоречий;
Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 33 занятий) продолжительностью 25 минут.
Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 1 раз в неделю (всего 33 занятий) продолжительностью 30 минут.