Наталья Филиппова
Конспект НОД «Зима» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по развитию речи и познавательной деятельности
с применением ИКТ
для детей среднего дошкольного возраста
по теме "Зима"
Актуальность
Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.
Существует несколько видов составления рассказов:
1. Составление рассказа по демонстрируемому действию.
2. Составление рассказа по одной сюжетной картине.
3. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
4. Составление рассказа на основе сравнения предметов.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
5. Составление описательного рассказа о предметах и временах года.
Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения.
Вот основные из них:
1. Самостоятельно определить при рассматривании объекта его
главные свойства и признаки.
2. Установить последовательность изложения выявленных признаков.
3. Удержать в памяти эту последовательность, которая и является
планом рассказа-описания.
Т. А. Ткаченко обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
1. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.
2. В качестве второго вспомогательного фактора автор выделяет создание плана высказывания, где в предварительной программе-схеме есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.
Программное содержание:
• закрепить представления об основных признаках зимы;
• формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
• упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
• упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану
• закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
• развивать координацию движений с речью;
• обогащать активный словарь детей
• учить детей замечать красоту зимнего пейзажа;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать мышление, внимание и память.
• воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других;
Коррекционно-образовательные цели:
• уточнить и расширить представление о зиме, ее признаках.
• Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
• совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:
• развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Материалы: презентация «Детям о зиме», снежинки (вата на ниточке 15-20 см, картинки по схемам Ткаченко Т. А., видеоматериалы «Уроки тетушки Совы», стихотворение Сурикова И. З. «Зима», видеозагадка.
Ход занятия
1Организационный момент.
1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, на экране появилось видео-сообщение! (видеозагадка. Слайд 2)
Что это? Давайте посмотрим видео и узнаем, о чём мы будем сегодня говорить? (смотрим видео)
-Так о чём же, мы будем говорить?
Дети: о зиме
2. Основная часть.
1. Беседа по теме (используя видеоряд предыдущего видео)
Воспитатель:
– После чего наступает зима?
– Назовите зимние месяцы.
– Что происходит в природе зимой?
– Какие стоят деревья?
– Что лежит на крышах домов и на улице?
– Что надевают люди зимой?
– Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?
– Какие вы знаете зимние праздники?
– Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая)
(ответы детей)
– Про что говорят: ударили (морозы, бушует (вьюга, замерзли (реки, метут (метели, хрустит (лед)т, висят (сосульки, скрипит (снег?
Молодцы.
Чтобы правильно и красиво произносить все слова, повторим чистоговорку:
Чистоговорка “Зима”
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Воспитатель: а теперь послушаем как звучат настоящие стихотворения.
Поэт И. З. Суриков написал о зиме так…вот, послушайте…
(видеоматериал) слайд 5
-О чем стихотворение? Как поэт говорит о зиме? С чем сравнивает?
Дыхательная гимнастика (слайд 7)
Ребята, сейчас мы послушаем музыку Петра Ильича Чайковского «Декабрь» и представим, что, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они?
Раздать каждому ребенку снежинку (часть ватного диска) на ниточке.
Дети выходят в круг.
– Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Следим, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи.
Воспитатель: Снежинки улетели и хотят чтобы мы поиграли дальше.
Давайте соберем все «снежинки» в корзинку.
Садитесь все поудобней в центре ковра.
Дети садятся на ковер
Играть будем в зимние слова!
Дидактическая игра «Зимние слова»
Внимание! Хлопаем в ладоши, если слышим слово, связанное с зимой: Снежинка, ёлка, Новый год, санки, лед, жара, коньки, рукавички, ромашки, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, мандарины, загорать, сосульки, трава, снегопад, ручьи, сугробы, лыжи.
Молодцы, хорошо вы справились с этим заданием.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоит сундук. Посмотрим что в нем?
Дети : рисунки
Все верно – это карточки. Проходите на стульчики, будем составлять по этим картинкам предложения о зиме.
Дети садятся на стулья полукругом.
Напоминаем условие игры: кто знает- тот и руку поднимает
Дети отвечают поочередно, составляя полное предложение.
Воспитатель: Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Становитесь возле стульев.
Игра “Назови ласково” с мячом (слайд 12)
Снег – снежок Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец Дерево – деревце
Ветер – ветерок Горка – горочка
Лёд – ледок Холод – холодок
Зима – зимушка Санки – саночки
Вот сколько мы можем рассказать о зиме.
Теперь и в зимнюю игру поиграть можем!
Подвижная игра «Сугроб»
Вился, вился снежный рой,
Сел на землю – стал горой. (Снег).
Вы будете снежинки, я –ветер. Дует ветер, на снежинки и они разлетаются (дети кружатся в свободном движении, но вдруг ветер стих и снежинки медленно спускаются на землю, прижимаются друг к другу и так превращаются в снежный ком. сугроб! (дети подбегают к воспитателю, садятся на пол, прижимаясь друг другу)
провести игру 2-3 раза
На экране появляется интерактивная картинка «Что перепутал художник?»
Воспитатель: Ребята, вот художник нарисовал картину «Зимушка-зима», но, кажется, он что-то перепутал. Посмотрите внимательно и назовите, что художник перепутал?
Дети: цветущее дерево –заснеженное дерево; не дождь, а снег; на месте бабочки должен быть снегирь; заяц не в серой шубке, а в белой; девочка не в плаще, а в теплой одежде; на месте подснежников должны быть лыжи.
Воспитатель: хорошо, вы справились с заданием.
Ни одна зима не обходится без забав! Любимое занятие всех деток- лепить снеговика! Сегодня на улице тепло и наши снеговички растаяли…. Попробуем их собрать?
А сейчас мы наших снеговичков оживим….Я вас приглашаю в небольшую мастерскую, где мы сделаем настоящий собственный мультфильм!
Наше зимнее путешествие подошло к концу.
Заключительная часть.