Марина Выводцева
Конспект НОД занятие по обучению грамоте «От звука к букве»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД:
I. Вводная часть
Организационный момент.
Солнце ласково смеётся, Светит ярко, весело.
С солнышком в кружок мы встанем, Поиграем вместе с ним.
Упражнение «Солнышко».
Дети читают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения.
Маленькое солнышко Я держу в ладошках,
(показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнышко Я вижу из окошка.
(смотрят в окно и показывают руками солнце)
Маленькое солнышко Я беру руками,
(показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнышко Высоко над облаками.
(поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Публикация «Конспект НОД занятие по обучению грамоте „От звука к букве“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Маленькое солнышко Мне в ладошки светит,
(показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнышко Светит всей планете.
(поднимают руки над головой и разводят в стороны)
Самомассаж лица «Солнышко».
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило,
И погладило.
НД – поглаживание от середины лба к верхней части ушей.
Солнышко проснулось,
К щёчкам потянулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
НД – поглаживание от носа к средней части ушей.
Солнце личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
НД – поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.
Потянуться руками вверх, улыбнуться.
II. Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
- В сказочном городке жили поживали, добра наживали… А кто поживал, отгадайте:
Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, А нитки ни одной. (ёжик)
Песенка Ёжика – П-П-П
Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой – Всё равно он будет мой! (дятел)
Песенка Дятла – Т-Т-Т
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной,
А когда придёт весна, Просыпается от сна. (медведь)
Песенка Медведя – М-М-М
Кто на свете ходит В каменной рубахе?
В каменной рубахе Ходят … (черепахи)
Песенка Черепахи – О-О-О
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (волк)
Песенка Волка – У-У-У
Живёт в норке, Грызёт корки.
Короткие ножки. Боится кошки. (мышь)
Песенка Мышки – И-И-И
Летом на болоте Вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это? (лягушка)
Песенка Лягушки – А-А-А
- Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё поучиться и почему? (Гласные и согласные)
Гласные – поются, тянуться, воздух не встречает преграды на своём пути.
Согласные – не поются, воздух на своём пути встречает преграду в виде языка, губ, зубов.
- Чем звуки отличаются от букв?
Повторение правила (произнося правило, дети указательным пальцем показывают: рот, ухо, глаз, карандаш)
Звуки мы произносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.
- Давайте обозначим песенки животных буквами.
Дети смотрят на «АЗБУКУ» (речевой уголок в группе) и видят, что буквы пропали.
- Что же произошло? Куда исчезли буквы? Мы же не все буквы узнали.
Логопед смотрит вокруг и находит письмо.
- Да здесь письмо какое-то. Читает письмо.
«Что, буквы не можете найти? А это я, Дед Буквоед, их спрятал. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания».
- Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Деда Буквоеда и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!
2. Подбор слов с заданным звук.
Задание 1. Д/и «Назови предмет». Огород Зайца.
Жил, да был зверёк в лесу, Боялся волка и лису.
Шкурка серою была. А в названии – звук А.
- Что же это за зверёк? Заяц. Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.
Есть у зайца огород. Что же у него растёт?
Овощи ты называй, Про звук А – не забывай!
- Назовите овощи, в названии которых есть звук А.
Дети произносят слова, выделяя голосом звук А.
- Слова, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет, а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Буква А.
3. Выделение гласного звука в конце слова.
Задание 2. Д/и «Один – много».
- Дед Буквоед предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Один – много».
носок – носки сапог – сапоги совок – совки
тапок – тапки танк – танки ложка – ложки
платок – платки карандаш – карандаши конь – кони
нитка – нитки кошка – кошки кубик — кубики
- Какой звук слышится в конце всех, названных вами слов? (Ответ детей) Можем ли мы увидеть звук И? (нет, а что мы можем увидеть? (букву И). Второе задание мы выполнили. Вот и буква И.
4. Выделение гласного звука в начале слова.
Задание 3. «Заколдованные» картинки.
Вышли на полянку, Сели все в кружок.
Угадай картинку, Милый мой дружок!
- На волшебной полянке, «заколдованные» картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.
• Формирование направленного длительного выдоха.
- Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на неё, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.
-Назови картинку и первый звук слова.
- Какой звук слышится вначале каждого из этих слов? (звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет, а что мы можем увидеть? (букву У) Третье задание мы выполнили. Буква У.
5. Д/игра «Чья? Чей? Чьи?»
Задание 4. Ёжик и его друзья - медведь, заяц, волк, лиса на лесной полянке.
Голова (чья) …. Нос (чей) … Лапы (чьи…
-Мы выполнили задание деда Буквоеда на полянке.
- Какой звук слышится вначале слова ПОЛЯНКА? (звук П). Можем ли мы увидеть звук П? (нет, а что мы можем увидеть? (букву П) Вот и буква П.
6. Динамическая пауза.
Задание 5. Игра «Покажи – не торопись, и смотри, не ошибись!»
(Ориентировка на теле)
- Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.)
Логопед просит детей указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
- Какой гласный звук прячется во всех словах: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет, а что мы можем увидеть? (букву О) И это задание мы выполнили. Вот и буква О.
7. Ориентировка в пространстве.
Задание 6. Д/и «Назови предмет».
Матрёшка
Малина Мороженое
Мышь
Морковь Машина
Маска
Мухомор Мак
- Назовите картинку, которая находится…. Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (звук М) Можем ли мы увидеть звук М? (нет, а что мы можем увидеть? (букву М) Задание мы выполнили. Буква М.
8. Различение твёрдых и мягких звуков.
Задание 7. Звукобуквенный анализ слов.
- Задание от Деда Буквоеда «Поселить звуки в кружочки».
Слова на индивидуальных листах: ТОМ, ТИМ.
(На столах карандаши и символы звуков : красный, синий, зелёный. Проводится звукобуквенный анализ данных слов.)
ПРОВЕРКА – СВЕРКА (слова на магнитной доске)
- Том – первый звук? (Т, Тим – первый звук? (ТЬ) Можем ли мы увидеть эти звуки? (нет) Эти два звука дружно живут в одной букве? (буква Т) Последнее задание мы выполнили. Буква Т.
9. Диктант. Чтение стихов.
И чтобы с нашими буквами ничего больше не случилось, мы их поселим в домик. (Диктант – ориентировка на листе бумаги)! Вспомнить «Правила посадки за столом при письме»
(Дети читают стихи про буквы)
В старом дереве дупло Знает Вова, знает Света
Ну, совсем, как буква «О». «А» — похожа на ракету.
«У» — как у зайчонка ушки На калитку посмотри,
Эти ушки на макушке. Чем она не буква «И»?
Взявшись за руки, мы встали Дома букву «П» найдём,
И на «М» похожи стали. Заглянув в дверной проём.
«Т» — в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
(Стук в дверь. Помощник – почтальон передаёт пропавшую «АЗБУКУ»)
Вот и вернулись буквы. Видимо понравились Деду Буквоеду ваши ответы.
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
Логопед обращается к детям:
Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково,
Их поставишь в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка, с лишним.
Ведь для тебя они – ключи
Ко всему хорошему.
Логопед «случайно» находит в домике шоколадные медали и раздаёт детям.
РЕФЛЕКСИЯ