Светлана Бухтиярова
Конспект НОД по обучению грамоте Тема «Совунья и смешарики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте
Тема «Совунья и смешарики»
(подготовительная группа)
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить навыки произношения звуков (Р) и (Рь) в словах, фразах, предложениях.
- Учить проводить звуко-слоговой анализ и синтез.
- Упражнять детей в умении составлять предложения по предложенной схеме.
Развивающие:
- Развивать у детей пространственное представление зрительного гнозиса.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте Тема „Совунья и смешарики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сова, совушка, совенок, совята
- Темочки
- Закреплять у детей понимание прочитанных слов.
- Развивать психические процессы.
- Развивать двигательную и познавательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать положительную установку непосредственной образовательной деятельности детей, доброжелательных отношения и сотрудничество между детьми.
Предварительная работа:
Знакомство со звуками /Р/,/РЬ/ и буквой Р.
Упражнять детей в звуко - слоговом анализе и синтезе слогов, слов.
Дифференциация звуков (Р, (РЬ) в словах.
Учить детей составлять и анализировать предложения, опираясь на схему.
Знакомство детей со схемами предлогов (на, под, в, над, из, с/со)
Развивать внимание, память, мелкую моторику детей;
Оборудование: презентация, проектор, цветные карандаши,фишки и кубы для звукового анализа, счетные палочки,полотно для выполнения звукового анализа, медальки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. А вот куда, вы сейчас узнаете.
Введение в тему.
Живут на свете шарики, шарики - Смешарики.
Вот баран, зовут…Бараш (договаривают дети)
Мудрый лось, зовут …Лосяш.
Крошка кролик, это …Крош. До чего же он хорош!
Кругленькая хрюша по прозванью…. Нюша.
Мы в стране …Смешариков.
Слайд №1 (звуковое письмо)
Смешарики хотят нам что – то сказать, слушайте внимательно.
- Ребята мы приглашаем вас в гости, дело в том, что Савунья решила нас испытать и предложила задания, но они такие трудные, что нам одним и не справится. Мы знаем, что вы многое знаете и умеете и даже собираетесь осенью в школу. Помогите нам, пожалуйста, выполнить задания. Если мы справимся, то Совунья, вручит нам ордена Мудрецов Красивой речи.
Воспитатель: Что хотят смешарики?
Дети: Просят помочь им выполнить задания.
Воспитатель: Задания кого?
Дети: Совуньи.
Воспитатель: Что обещала Совунья?
Дети: Вручить ордена Мудрецов Красивой и Правильной речи.
Воспитатель: Вы готовы помочь смешарикам.
Дети: Да
2. Знакомство с новым материалом (слайд) (сорока, ворона, воробей, синица)
Воспитатель: Ежик просит отгадать голоса птиц.
Дети (отгадывают, наслайде возникают картинки птиц).
Воспитатель: А теперь ребята подскажите ёжику, кто как голос подает?
Сорока – трещит.
Ворона - каркает.
Воробей – чирикает.
Синица – тинькает.
Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, какой звук в названии этих птиц, слышится чаще других?
Дети: Звук /Р/
Воспитатель: Ульяна, произнеси названия птиц, в которых слышится звук /Р/ (Ульяна произносит названия птиц выделяя звук /Р/ в этих словах).
Воспитатель: Ребята, а какая птица здесь лишняя и почему?
Дети: Синица потому что в её названии нет звука /Р/.
3. Характеристика звуков (Р, (Рь)
Воспитатель: А вот и следующий герой, который ждет от вас помощи. (2 слайд)
- Кто это?
Дети: Крош.
Воспитатель: Ребята, Крош совсем недавно научился выговаривать звук /Р/,а вы умеете?
Арсений-РРРР, Аня-РРРР, Кира- РРРР и т. д.
Совунья, спросила у Кроша, что ты знаешь о звуке Р и РЬ, а Крош ничего не знает, для него /Р/ просто Р и всё.
Воспитатель: Дайте характеристику звука /Р/ (Характеристика звука + слайд).
Воспитатель: Ребята почему мы не видим звук р? А как его можно увидеть? (написать)
- Верно. А ещё очень давно люди придумали письменные знаки - буквы. И теперь мы можем любой звук обозначать буквой. (Буква возникает на слайде).
4. Определение различия сходных букв, различающихся одним элементом.
Воспитатель: Ну что не передумали помогать?А вот кому, сейчас будем отгадывать.
Красотка, звезда, и совсем не свинюша!
Узнали кто это? Конечно же…Нюша
Нюша ни как не может запомнить, как выглядит буква Р. Давайте мы ей поможем найти шары с буквой Р. (слайд)
Проверяем, считаем шары. (согласование существительного с числительным).
Как быстро вы справились. Я думаю, с такими учителями как вы, смешарики очень быстро справятся со всеми заданиями Совуньи.
5. Звуко - слоговой анализ и синтез.
Воспитатель: Идем дальше, у нас очень хорошо получается.
Артист, пианист, балагур, тары-барыч!
Узнали кто это? Конечно…Кар – карыч.
А Кар - Карычу очень нравится одна птица. Ну, просто звезда экрана. В передаче «Спокойной ночи малыши часто видим её мы.
Дети: Каркуша
Воспитатель: Кар – Карыч не спит, не ест, только о Каркуше думает. Решил он её удивить, имя из звуковых фишек выложить, да ни чего у него не получается. Давайте ему поможем, но для начала выясним, сколько звуков в имени Каркуша. Приступаем к выполнению. Проверяем. (Кар-Карыч неправильно сделал, перепутал гласные на согласные).
Дети исправляют. (один из детей выкладывает звуковой домик с помощью кубов)
Воспитатель: Разделите слово на слоги, с помощью палочек. А теперь определим, куда падает ударение.
Дети: На второй слог, на звук /У/.
Воспитатель: Обозначьте у себя на схеме с помощью палочки. Молодцы ребята, справились, вы и Кар-Карыча научили звуковому анализу в школе эти знания вам обязательно пригодятся.
6. Физминутка «Смешарики».
Воспитатель: Смешарики предлагают нам немного отдохнуть.
Мы шагаем, как Совунья
Приседаем мы как Пин.
Делаем наклон как Ёжик.
Вместе с Крошем мы бежим.
Пудрим носики как Нюша.
Мы с Лосяшем, вдаль глядим.
Роем грядки как Копатыч.
Машем крыльями как Карыч.
И с Барашем сесть хотим.
Воспитатель: Мы отдохнули, и готовы помогать смешарикам выполнить задания, чтобы стать умнее и получить ордена от Совуньи.
7. Чтение слов.
Воспитатель: Узнали кто это? Конечно…Копатыч. Совунья задала Копатычу ну очень сложное задание, но я думаю, вы ему поможете. В таблице, которая у вас тоже есть, найдите и обведите красным карандашом 5 названий птиц. Молодцы ребята всех птиц нашли. А ты, Копатыч, не ленись, учись читать. Без чтения нет …. (учения – договаривают дети).
8. Составление предложений попредложенной схеме.
Воспитатель: А вот и Пин. Совунья дала Пину задание которое состоит из 2-х частей. Вспомни и назови птиц из таблицы Копатыча. Молчит Пин, ничего не отвечает, давайте ему поможем. Какая была 1 птица?
Дети: Грач
Воспитатель: А потом?
Дети перечисляют. (птицы появляются на экране).
Воспитатель: А теперь Пин, слушай вторую часть задания. Придумай предложение,обэтих птицах используя подсказку.
(--- --- ---.)
Но Пин не знает как, использовать эту подсказку. А вы знаете?
Дети: Схема предложения состоит из 4 слов. Первое слово начинается со звука А.
Воспитатель: Поможем Пину составить предложения о разных птицах.
А грач строит гнездо.
А журавль ловит лягушек.
А стрижи высоко летают.
А страус быстро бегает.
А у орла зоркий глаз.
Воспитатель: Ребята у нас получился даже маленький рассказ о жизни птиц. А вот следующая загадка о смешарике :
На лыжах бегунья, на кухне певунья.
Узнали кто это? Конечно…Совунья (Слайд)
Воспитатель: Мы и пришли к Совунье, значит, мы все задания выполнили. Послушаем, что нам скажет Совунья.
- Ребята я очень рада, что вы помогли моим друзьям, и я с удовольствием вручаю ордена Красивой и правильной речи.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Совунья и для вас приготовила сюрприз, он в группе, готовы найти его?
Дети: Да.
Дети уходят в группу.