Валентина Максименко
Конспект НОД «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Юные исследователи».
Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы
Задачи.
I. Образовательные.
1. Обобщить и систематизировать знания об объектах неживой природы.
II. Развивающие.
1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой природы. Познакомить детей с природным материалом – песок и некоторыми его свойствами (сухой песок - сыпучий, может двигаться; мокрый песок нельзя сыпать струйкой, может принимать любую нужную форму; песок хорошо пропускает воду). Активизировать словарь путем введения слов: опыт, ученый, исследователь, лупа, свойства, песчинка, сыпучий, сухой, мокрый, сдувается, двигается. Развивать логическое мышление, любознательность
Публикация «Конспект НОД „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Закрепить умение и навыки экспериментирования с песком.
3. Развивать способность к познанию нового.
III. Воспитательные.
1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в творческой атмосфере, доброжелательности.. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материалы: Рисунок - схема ракеты, халаты (фартуки) по количеству детей, энциклопедия (кн., лупа, лист белой бумаги, мерная ложечка, ванночки с сухим и мокрым песком, банка с крышкой с отверстием, трубочки, бутылка с водой для смачивания песка, влажные салфетки.
Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение художественной литературы, экологические игры, опыты, работа в экспериментальном уголке,
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент
Дети стоят в кругу
- Добрый день, мой милый друг, (рукопожатие)
- Посмотри-ка ты вокруг. (поворачивают голову)
- Здесь есть ты, (кладут руки друг другу на плечи)
- Здесь есть я. (кладут руку себе на грудь)
- Будем дружно (соединяют ладони друг с другом)
- Жить, (хлопают)
- Друзья! (соединяют ладони друг с другом)
Воспитатель
Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора:
Но не лепкой и не чтением,
Ждут нас опыты, игра!
После приветствия, дети садятся на пол.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, я случайно обнаружила вот такую книгу «Планета Земля». Что же интересного мы в ней увидим.
Дети рассматривают иллюстрации.
Воспитатель:
- Это что изображено на картинке? (земля)
- Какой она формы? (круглая)
- Что означают пятна на земле? (вода, суша)
- Почему Земля такая маленькая? (она видна из космоса)
- А что вокруг Земли? Что это такое тёмное? (космос)
Воспитатель: Вот бы туда попасть. Давайте, попробуем, полетим в космос?
- Как вы думаете, что для этого надо?
Дети: Ракета
Воспитатель: А давайте построим ракету из модулей по моему рисунку - схеме.
Дети строят ракету из модулей по схеме.
- Ну что, готовы? Тогда в путь!
Отправляемся в полёт
Мы садимся в звездолет.
Пристегнулись, ловко, дружно.
Запускаем наш мотор
Теле-теле-теле-теле
Завертелся наш пропеллер,
Чудеса-чудеса, мы взлетаем в небеса
(звучит музыка, звук мотора ракеты)
Воспитатель ребята, пока летит наша ракета, давайте поиграем
Артикуляционная гимнастика «Ракета» :
ЁТ-ЁТ-ЁТ - собираемся в Полет
Ета-ета-ета – вот наша ракета
ИМ-ИМ-ИМ - все мы вместе ПОЛЕТИМ
ТА-ТА-ТА- не страшна нам ВЫСОТА
Ор-ор-ор – заведем мотор.
Ля-ля-ля – прощай планета Земля.
(Дети хором проговаривают и отхлопывают чистоговорки.)
Вос-ль Ну вот, ребята,мы с вами прилетели на планету
. (Дети выходят из ракеты и отправляются на обследование незнакомой планеты.)
Воспитатель: Давайте обследуем планету, найдем что- то интересное. Дети, мы с вами на неизвестной планете, поэтому ходить здесь надо очень осторожно, чтобы ни на что опасное не наступить (ходьба с высоко поднятыми коленями)
На пути встречаются ёмкости с песком.
Воспитатель:
-Ребята посмотрите, какая интересная почва на этой планете. Что это? (ответы детей) Песок. Эта планета называется «Песочная»
Что такое песок? (ответы детей) Песок – это природный материал.
Из чего он состоит? (ответы детей) : песок состоит из крохотных частиц горных пород.
К какой природе относится песок живой, неживой? (ответы детей) (неживой).
Для чего нужен песок? Песок – очень полезный материал, он необходим для изготовления строительных материалов, бетона, стекла, наждачной бумаги".
Раздается телефонный звонок
Воспитатель: Алло! Кто? Жители Песочной планеты. Очень хорошо! Спасибо большое!
Ребята, жители Песочной страны приготовили для вас видеоматериал о песке. Давайте его посмотрим!
Просмотр презентации «Человек и песок»
Ребята, кто знает стихи о песке
С. Цапаева
* * *
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал песок!
С. Кашлев
* * *
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.
А. Полетаева
* * *
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем!
Н. Хилтон
* * *
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь находится какая- то лаборатория. Что такое лаборатория?
Дети: Это специальное помещение, где ученые проводят опыты, исследования.
Воспитатель: Как настоящие ученные, мы сейчас оденем халаты и займем свои рабочие места.
Воспитатель: Но вначале давайте вспомним правила работы с песком.
Какие вы знаете?
Дети: нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры.
Воспитатель: Молодцы. Так как правила вы знаете, то начнем нашу работу и будем исследовать песок. Начнем мы с первого опыта
Опыт №1 «Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
• Как вы думаете, что это сыплется? (песок)
• Как мы получили песок? (трением камней)
• Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Опыт №2 «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
• Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
• Песчинки соединяются друг с другом?
• Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу
Опыт №3 «Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком.
Ход эксперимента:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.
• Легко ли он сыпется?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
Опыт №4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.
• Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
Воспитатель Ребята, давайте немного расслабимся и сделаем зарядку для глаз.
Глазки вверх поднимем дружно
Раз, два, три!
А потом опустим вниз
Раз, два, три!
Влево, вправо
Раз, два, три!
И немножко покружи
Раз, два, три!
Воспитатель: А теперь продолжим наши опыты.
Опыт №5 «Куда исчезла вода
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
• Каким он стал? (мокрым)
• Куда исчезла вода (впиталась в песок)
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
Опыт №6 «Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
• Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
Опыт №7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Ход эксперимента:
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
• Какие фигурки получились?
• Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
Опыт №8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.
• Хорошо видны отпечатки?
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.
• Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Воспитатель: Дети, наша исследовательская деятельность подходит к концу.
Давайте с вами сделаем подарки для жителей Песочной страны
Итоговое мероприятие: (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
• Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод
Вывод: Песок встречается везде и относится к неживой природе. Песок бывает речной, морской, карьерный, строительный. Отличается по цвету и размеру песчинок. Сухой песок сыпуч и состоит из мелких песчинок. Хорошо впитывает воду. Используется человеком в строительстве, в песочных часах, во дворах (зимой посыпают дорожки и летом для игр в песочницах, на пляжах, для создания песочных скульптур и рисования.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Займите свои места в ракете. Пока мы летим, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Телескоп»
Посмотрю сейчас на небо (смотря сложенными пальцами обеих рук правым
глазом, крутят «телескоп»)
Я в огромный телескоп
И увижу, то, что раньше (смотрят левым глазом)
Я увидеть бы не смог
Вижу звезды и планеты (загибают пальцы рук)
Астероиды, кометы
Вижу спутники планет (смотрят по очереди правым и левым глазом)
Жаль, летающих тарелок в этом телескопе нет.
Воспитатель: Вот, ребята, мы с вами и приземлились.
Спасибо за сотрудничество. Было очень интересно с вами работать. А вы что скажите? Понравилось? Сегодня мы узнали и исследовали свойства природного материала-песка. Мы произносили интересные слова, которые часто говорят ученые. В следующий раз мы с вами исследуем еще какой – нибудь природный материал.