Елена Бардакова
Программа кружковой работы «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение экспериментирования
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Публикация «Программа кружковой работы „Юные исследователи“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
-развивается речь ребенка, т. к. ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
-детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю (Конфуций)
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
1. Видеть и выделять проблему
2. Принимать и ставить цель
3. Анализировать объект или явление
4. Выделять существенные признаки, связи
5. Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
6. Отбирать материал для самостоятельной деятельности
7. Делать выводы
Познавательное отношение устойчиво. Самостоятельно видит проблему, выдвигает гипотезы и способы их решения. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Действует планомерно, помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. Формулирует, в речи, достигнут или нет результат, способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи, делает выводы.
Комплексно – тематическое планирование
познавательно – исследовательской деятельности
Сентябрь
1. Беседа «Кто такие ученые?»
Цель: уточнить представление о том,
кто такие ученые, о необходимости проведения опытов и экспериментов.
1. Эксперимент «Знакомство с микроскопом»
Цель. Формировать знания детей об увеличительных приборах: лупа и микроскоп, развивать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, развивать умение сравнить увеличение предмета через микроскоп и через лупу, воспитывать любознательность, аккуратность, внимание.
Октябрь
2. Эксперимент «Почему дует ветер?»
Цель. Формировать у детей знания о причинах возникновения ветра: движение воздушных масс; уточнять представления детей о свойствах воздуха : горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.
3. Эксперимент «Воздух работает»
Цель. Формировать у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.); развивать умение делать выводы из наблюдений.
4. Эксперимент «Воздух сжимается и расширяется»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
5. Эксперимент «Вода - невидимка»
Цель. Формировать у детей знания о свойствах воды: она прозрачная, без запаха льется, в ней растворяются некоторые вещества
Ноябрь
6. Эксперимент «У воды нет вкуса и запаха»
Цель. Сформировать представление у детей о том, что у воды нет вкуса и запаха.
7. Эксперимент «Вода — растворитель. Очищение воды»
Цель. Сформировать у детей знания веществах которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
8. Эксперимент «Надувание мыльных пузырей»
Цель. Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь; развивать любознательность.
9. Эксперимент «Испарение»
Цели. Формирование представлений об испарении воды — превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: вода — пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.
10. Эксперимент «Конденсация»
Цель. Формирование представлений о конденсации воды — превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.
Декабрь
11. Эксперимент «Взаимодействие воды и снега»
Цели. Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.
12. Эксперимент «Лед — твердая вода»
Цели. Формировать представления детей о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».
13. Эксперимент «Изготовление цветных льдинок»
Цель. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.
14. Эксперимент «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Цель. Уточнить представления детей о свойствах льда : прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Январь
15. Эксперимент «Какие предметы могут плавать?»
Цель. Сформировать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
16. Эксперимент Эксперимент «Свет вокруг нас»
Цель. Формировать у детей умение определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.
17. «Уличные тени»
Цель. Формировать у детей представления о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.
Февраль
18. Эксперимент «Что отражается в зеркале?»
Цель. Сформировать у детей представление о понятии «отражение», найти предметы, способные отражать.
19. Эксперимент «Солнечные зайчики»
Цель. Сформировать у детей представление о причинах возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
20. Эксперимент «Родственники стекла»
Цели. Учить детей узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Развивать умение сравнивать их качественные характеристики и свойства.
21. Эксперимент «Легкий — тяжелый»
Цели. Показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).
Март
22. Эксперимент «Ткань: ее качества и свойства»
Цель. Сформировать у детей умение узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства.
23. Эксперимент «Бумага: ее качества и свойства»
Цели. Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги. Научить вычленять качества бумаги
24. Эксперимент «Дерево: его качества и свойства»
Цели. Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины. Научить вычленять ее качества и свойства.
25.«Эксперимент «Испытание магнита»
Цель. Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Апрель
26. Эксперимент «Два магнита»
Цель. Выявить особенность взаимодействия двух магнитов — притяжение и отталкивание
27. Эксперимент «Песок и глина. Сыпучесть»
Цель. Формировать у детей умение сравнивать песок и глину, выявить свойство песка — сыпучесть.
28. Эксперимент «Песок и глина. Рыхлость»
Цель. Формировать у детей умение детей сравнивать песок и глину, выявить свойство песка — рыхлость
29. Эксперимент «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды»
Цель. Сформировать у детей представление о необходимости воды для роста и развития растений
Май
30. Эксперимент «Проращивание семян в блюдце с водой и без воды»
Цель. Выделить фактор внешней среды — воду — как существенную необходимость для роста и развития семян
31. Эксперимент «Можно ли менять форму камня и глины»
Цель. Сформировать у детей представление о свойствах глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
32. Тема «Изготовление ветрячка – вертушки»
Цель. Закрепить знания о движении воздуха, развивать любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.
33. Тема «Забавные фокусы»
Цель. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.
Литература:
1. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»,
Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
3. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование)
Марудова Е. В., изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.