Нургуль Крикунова
Конспект НОД «Экспериментирование с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая-течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета.)
Задачи
1 Образовательные:
- Уточнение и расширение словарного запаса о свойствах воды.
- Обогащение лексики словами-признаками, родственными словами.
- Развитие диалогической речи у детей.
2 Развивающие задачи:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие тактильных ощущений.
3 Воспитывающие задачи:
Публикация «Конспект НОД „Экспериментирование с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Формирование познавательного интереса, воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.
Предварительная работа: Наблюдения и беседы о воде, чтение художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр», показ и рассматривание глобуса.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, вопросы к детям, словесная игра.
Материалы и оборудование:
Глобус, апельсиновый сок, молоко, пластиковые стаканчики, одноразовые ложки, трубочки для питья, соль, сахар, лимонная кислота, разноцветные пуговицы.
Ход ООД: Воспитатель; - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть Вас в прекрасном настроении. Вы уже обратили внимание, что у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются). Молодцы. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с Вами отправимся в волшебную лабораторию. Но чтобы попасть в лабораторию, нам, надо отгадать загадку. Слушаем внимательно.
Загадка:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: (Глобус).
Воспитатель: Верно. А что такое глобус, ребята?
Дети: Глобус- это модель Земли.
Воспитатель: Правильно, ребята, глобус- это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите, кокой он разноцветный. Какие цвета Вы видите на нем?
Дети: Синий, желтый, зеленый, коричневый.
Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом?
Дети: Леса.
Воспитатель: Верно, а коричневым цветом?
Дети: Земля
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель; Верно, как вы думаете, что этими цветами обозначено на глобусе?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно. Голубой и синий цвет - это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Ребята, скажите, а кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям и человеку. (Изображение слайда)
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды.
Дети: Готовят, стирают, поливают растения, пьет умывается.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, ребята. (обобщение по схеме)
Если руки Ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без нее не может мама, ни готовить, ни стирать, чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели, чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды.
Однажды в сказочной стране, воды исчезла! И животные из этой сказочной страны просят Вас, ребята, помочь им вернуть воду. Злой волшебник спрятал воду под четырьмя замками. Поможем вернуть воду из сказочной страны?
Дети: (Да)
Воспитатель: А для этого, ребята, нам необходимо узнать 4 свойства воды. Приглашаю Вас, в волшебную лабораторию. Скажите, ребята, а что делают в лаборатории?
Дети: (Проводят опыты)
Воспитатель: Верно, а чтобы все получилось, даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения.
• Внимательно слушать воспитателя.
• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
• Не забывайте после каждого опыта сделать вывод. (вывести на проектор слайд с правилами.
Итак, юные волшебники, надеваем халаты, проходите в лабораторию за свои рабочие места. Ребята, когда Ваша мама печет пирожки и булочки, Вы чувствуете аппетитный запах? А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.
Опыт №1.
Возьмите стакан с соком. Понюхайте, какой это сок?
Дети: Апельсиновый
Воспитатель: Как вы догадались, что сок апельсиновый?
-Дети: (пахнет апельсином)
Воспитатель: -А теперь, возьмите стакан с водой. Понюхайте, ребята. Чем пахнет?
Дети: (У воды нет запаха)
-Верно! Какой можно сделать вывод: у воды нет запаха. (слайд с этим свойством воды) «Открываем первый замок»
Опыт №2
Воспитатель: Ребята, а какой на вкус лимон?
Дети: Кислый.
Воспитатель: А конфета?
Дети: Сладкая
Воспитатель: Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с апельсиновым соком, попробуйте его на вкус. Какой вкус у апельсинового сока?
Дети: вкус апельсина.
Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какой вкус у воды? Сладкая, кислая или солёная?
Дети: без вкуса.
Воспитатель: Так есть ли вкус у воды?
Дети: Нет!
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: У воды нет вкуса.
Воспитатель: Верно, вот мы и открыли второй замок. Уводы нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и говорит : Какая вкусная вода, хотя на самом деле вкуса не ощущает.
Посмотрите, у вас на столе в тарелочках соль, сахар и лимонная кислота. А теперь,то что у вас на столе, высыпаем в стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет?
Дети: нет.
А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода, у тебя Варя? (вариант ответа спросить каждого)
Как вы думаете, от чего зависит вкус воды?
Ответы детей
Воспитатель: вывод: вода может принимать вкус того вещества, которого в него добавили.
А теперь ребята, давайте немного отдохнем, и проведем физкультминутку.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя.
Раз присели, два пристали, руки к верху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопки в ладоши) вот и кончалась игра.
Молодцы, проходим на свои рабочие места.
Ребята, скажите, что бывает после дождя на улице?
Дети: лужи.
Воспитатель: Верно. А что будет с лужами на морозе?
Дети: Лужи превратятся в лед, замерзнут.
Воспитатель: Ребята, посмотрите: перед вами на столе на тарелочках – лед, возьмите его в руки. Какой лед?
Дети: Лед холодный.
Воспитатель: как вы узнал и об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали?
Дети: наши ручки стали холодными
Воспитатель: ребята, давайте проведем простые опыты со льдом: надавим на него, постучим по нему. Что еще можно сказать про лед.
Дети: лед твердый.
Воспитатель: Ребята, скажите,чем отличается лёд от воды?
Дети: лёд твёрдый, а вода жидкая.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а вот интересно, плавает ли лёд в воде? Проведё м опыт: опустите кусочек льда в холодную воду.
Дети: Плавает.
Воспитатель: Какая часть льда плавает?
Дети: Верхняя.
Воспитатель: Верно. А теперь проведё м другой опыт: посмотрим, в какой воде - в горячей или холодной, лёд расстаит быстрее. Опустите один кусочек льда в холодную воду, а другой- в горячую. В какой воде лёд расстаял быстрее, ребята?
Дети: В горячей.
Воспитатель: Правильно, в горячей воде лёд расстаял быстрее и превратился в воду. Значит лёд -это тоже вода. Она может быть не только в твёрдом, но и в жидком состоянии, когда замерзает и превращается в лёд. Таким образом, мы открыли ещё один замочек и разгадали ещё одно свойство воды.
Ребята, вспомните, что сказал злой волшебник животным из сказочного леса? Как вернуть воду?
Дети: чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо отгадать четыре свойства воды.
Воспитатель: но остался еще один не раскрытый замочек. Мы провели три опыта, и нам осталось узнать еще одно свойство воды.
Опыт№4
Воспитатель: Какого цвета молоко?
Дети: белого.
Воспитатель: А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза, ребята. Я опущу в молоко пуговицы- ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.
Открываем глаза. Какого цвета пуговицы в вашем стакане с молоком, вы можете сказать.
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему?
Ответы детей
Воспитатель, теперь я предлагаю взять ложечки, и вытащить на салфетку пуговицы. Опустить эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидите, какого цвета пуговицы.
Дети: Да.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что вода прозрачная.
Воспитатель: Совершенно верно, вывод можно сделать такой, вода прозрачная, у воды нет цвета.
Какие вы молодцы, мы с вами узнали 4 свойства воды и помогли вернуть воду в сказочную страну (слайд)
Ребята, есть ли запах у воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Есть ли вкус у воды?
Дети: У воды нет вкуса, но вода принимает вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Есть ли цвет у воды?
Дети: У воды цвета нет,она прозрачная. (Слайд).
Воспитатель: Молодцы, ребята! За то, что вы были внимательны, с интересом слушали, хорошо отвечали, замечательно играли, я вас награждаю медалью «Юных исследователей».
Животным из сказочного леса мы помогли, и нам пора возвращаться в детский сад.
Вот и вернулись в детский сад.
И ещё раз хочу напомнить, что вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам- растениям, животным, человеку. Поэтому воду нужно беречь. (Слайд).