Людмила Мурыгина
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Весна. Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по теме «Весна». Формирование целостного впечатления об изображенном на картине «Грачи прилетели». Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, мышления, артикуляционной моторики и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства справедливости. Воспитание бережного отношения к природе.
Публикация «Конспект НОД в старшей логопедической группе „Весна, Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование. Магнитная доска, аудиозаписи П. И. Чайковский «Апрель», «Пение птиц», презентация «Перелетные птицы», репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», плоскостные изображения перелетных птиц (грач, ласточка, чиж, соловей, скворец, аист) и деревьев (дуб, сосна, береза, скворечника; шарики и колечки Су - Джок.
Предварительная работа. Наблюдение за перелетными птицами во время прогулки, уточнение понятия «перелетные птицы», расширение словаря по теме «Перелетные птицы». Наблюдение за весенними изменениями в природе, изготовление скворечников для птиц.
Ход занятия
1. Вводная часть (игровой разогрев). [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Воспитатель приглашает детей в кабинет. В группе тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». Дети здороваются с воспитателем и встают рядом со стульчиками. Воспитатель выключает магнитофон и читает стихотворение. Дети занимают места около стульчиков, стоящих полукругом перед мольбертом.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы продолжим разговор о весне. Послушайте стихотворение. Сядет тот, кто запомнит и назовет хотя бы одну примету весны из этого стихотворения.
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла.
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
— А ну вставай, медведь!
— На веточку дохнула
— Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Дети называют по одной примете весны и садятся.
Воспитатель предлагает им перечислить не названные приметы.
Основная часть.
2. Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» и беседа по ней. [Формирование целостного впечатления об изображенном на картине. Развитие диалогической речи. Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».]
Воспитатель. В стихотворении говорится:
«Теперь весна-красавица Зовет со всех концов Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов».
Кто это такие? Как мы называем их?
Дети. Это перелетные птицы.
Воспитатель. Молодцы ребята. Давайте все вместе послушаем перелетных птиц, их весеннее щебетание. (Презентация, слайд №2)
Воспитатель. Что вы знаете о перелетных птицах?
Дети. Они улетают в теплые края осенью, а возвращаются к нам весной. Они прилетают и начинают строить гнезда, выводят птенцов.
Воспитатель. Верно. Давайте вместе посмотрим картину великого русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». (Презентация, слайд №3).
Воспитатель. Кто нам поможет ответить на вопрос: каких птиц изобразил художник?
Дети. Художник изобразил грачей.
Воспитатель. Как вы думаете, что делают грачи?
Дети. Они строят гнезда на березах и собираются выводить птенцов.
Воспитатель. Перечислите все, что делают грачи.
Дети. Летают, кричат. Строят гнезда. Носят в клювах веточки и травинки. Один грач ходит по снегу и ищет веточки.
Воспитатель. Верно. В грачином поселении кипит работа. Шумные грачи строят гнезда и громко кричат: «Кра! Кра!» Они первыми вернулись к нам из теплых стран и принесли весну на крыльях. Какие приметы весны вы видите на картине?
Воспитатель организует беседу. Если ответы детей недостаточно развернуты, он сам делает более развернутые умозаключения.
Дети. Небо серое, покрыто облаками, но среди облаков видны голубые просветы. Через них пробиваются солнечные лучи. Снег тает. Он стал мокрым, рыхлым, грязным. Побежали ручьи, и среди деревьев стоит вода.
Воспитатель. Молодцы. Вы очень хорошо рассказали об изображенном на картине.
Воспитатель убирает картину с мольберта и приглашает детей за стол.
3. Подвижное упражнение «Гуси возвращаются*. [Координация речи с движением, развитие творческого воображения. ]
Воспитатель. Из теплых стран к нам возвращаются дикие гуси. Выходите, ребята, на полянку (Воспитатель приглашает детей на ковер). Подул теплый ветерок «Ш-ш-ш» и мы с вами превращаемся в птиц. (Дети произносят «Ш-ш-ш» вслед за логопедом и становятся в круг)
Га-га-га, га-га-га,
Дома стаяли снега.
Га-га-га, га-га-га.
Облетаем облака. Выше! Ниже!
Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Меняют направление движения.
На бегу поднимаются на носочки, вновь опускаются.
Вижу! Вижу!
На бегу поднимаются на носочки,
Вот знакомая река! Над просторами долин Развернись, гусиный клин! — Мы вернулись! Мы вернулись!
вновь опускаются. Вновь бегут на носочках. Меняют направление движения.
Останавливаются, встают лицом в круг, машут воображаемыми крыльями
Мы родной земли коснулись!
А. Машутис
Приседают.
Воспитатель. Молодцы! Снова подул теплый ветерок «Ш-ш-ш» и мы снова становимся мальчиками и девочками.
4. Отгадывание загадок. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. ]
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места.
Воспитатель. Отгадайте мои загадки о перелетных птицах и объясните, как вы это сделали (Презентация, Слайд №4-13).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.
Дети. Это ласточка. Она прилетает к нам весной из теплых стран. Свое гнездо она лепит из глины.
Воспитатель. Верно. А вот и вторая загадка.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
Дети. Соловей! Он поет лучше всех. У него нежный голос.
Воспитатель. Очень хорошо. Слушайте третью загадку.
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его.
Дети. Скворец. Скворечники часто устанавливают на шестах. А еще скворцы — хорошие певцы.
Воспитатель. Правильно. И наконец, последняя загадка.
Черный, проворный,
Кричит: «Крак!»
Червякам враг.
Дети. Это грач. Он черный, кричит: «Крак!» Он питается червями.
Воспитатель. Замечательно. Вы не только отгадали мои загадки, но и дали правильные объяснения.
5. Игра с шариками и колечками Су – Джок «Перелетные птицы».
Тили – тели, тиле – тели,
С юга птицы прилетели!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.
Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с
мизинца правой руки.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
10. Окончание занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем он занимались, в какие игры играли, что им понравилось делать. Затем воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка на занятии.