Папки-передвижки

Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников

Лариса Головина
Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 9 города Липецка

«Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников»

Подготовила :воспитатель Головина Л. В.

Липецк, 2024

В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении.

Что же такое профессия?

«Профессия» (от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.

Ранняя дошкольная профессиональная ориентация – что это?

Дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на:

• прогнозирование личностного роста ребенка;

•выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности; •формирование первичных навыков предпринимателя. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы.

О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н. Н. Захаров, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов, В. И. Логиновой, С. А. Козловой, А. Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

ФГОС ДОО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника.

Игра - свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности самореализации, отражение жизни, ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, отображают труд людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка…» (А. Г. Асмолов)

Кейс-технология («case») Кейс-технология – это интерактивная педагогическая технология направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс – метод развивает:

1. умственные, сенсорные и речевые способности.

2. аналитические умения: (классифицировать, решение проблемы).

3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»: (умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; защищать и отстаивать собственную точку зрения; убеждать; аргументировать ответ; формулировать вопрос; соотносить свои устремления с интересами других; умение выслушать другого и прийти к общему решению);

4. практические умения.

5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях).

6. обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка (умение получать необходимую информацию в общении и в игре: умение продуктивно взаимодействовать с членами группы и решающей общую задачу)

7. формируются умения применять самостоятельно без затруднений и без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.

Многофункциональная дидактическая кейс - игра «Изучаем профессии»

имеет многофункциональность

(вариативность) применения в дидактических играх

Цель: познакомить детей с некоторыми видами профессий посредством дидактических игр, систематизировать знания о профессиях людей и о предметах их труда, трудовых действиях.

Задачи:

•Образовательные: формировать знания детей со видах профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий; формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы. •Развивающие : обогащать и пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии», развивать навыки словообразования, способствовать развитию связной речи детей; развивать воображение, логическое мышление, память, любознательность, наблюдательность; развивать мелкую моторику рук; осознавать значимость любой профессии; формировать представление о разделении профессий на мужские и женские; способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации.

• Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

Материал: 18 карточек с изображением людей разных профессий + 72 с изображением оборудования, инструментов и материалов, необходимых для работы профессий; загадки» картинки на тему «Профессии» для беседы, мнемосхемы, стихи о профессиях. Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии, беседы о профессиях родителей.

Продолжительность дидактических игр и занятий:

вторая младшая группа (3-4 года) – не более 15 минут;

средний дошкольный возраст (4-5 лет) – не более 20 минут;

старшая группа (5-6 лет) – не более 25 минут;

подготовительная к школе группа (6-7 лет) – не более 30 минут.

Данная игра может быть рекомендована для использования как в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях для работы над темой «Профессии» .Игру можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы. Играть можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми. Также дети могут использовать кейс в свободной деятельности.

Алгоритм решения кейса:

• Как называется профессия?

• Где работают люди данной профессии (место работы?

• Какая у них форменная одежда?

• Материалы для труда?

• Какие орудия труда использует?

• В чём заключаются трудовые действия?

• Какие личностные качества человека помогают в профессии?

• Какой результат труда данной профессии?

• В чём заключается польза труда для общества?

«Рефлексия по схеме (мнемотаблица)»

Вопросы:

- Что вам понравилось?

- Что не понравилось?

- Что нового вы услышали?

- Что нового вы увидели?

Желаем вам успехов в работе, креативности, творчества. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание и благодарим за сотрудничество.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Кейс-технология как средство для ознакомления дошкольников с миром профессий в старшей группе ЗПРКейс-технология как средство для ознакомления дошкольников с миром профессий в старшей группе ЗПР Тема: «Кейс-технология» как средство для ознакомления дошкольников с миром профессий в старшей группе комбинированной направленности ЗПР.

Опыт работы «Взаимодействие с родителями в вопросах ранней профориентации дошкольников»Опыт работы «Взаимодействие с родителями в вопросах ранней профориентации дошкольников» В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников
Опубликовано: 13 января 2025 в 21:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Головина (УИ 1348193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД