Лариса Головина
Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 9 города Липецка
«Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников»
Подготовила :воспитатель Головина Л. В.
Липецк, 2024
В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении.
Что же такое профессия?
«Профессия» (от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.
Ранняя дошкольная профессиональная ориентация – что это?
Дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на:
• прогнозирование личностного роста ребенка;
•выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности; •формирование первичных навыков предпринимателя. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы.
О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н. Н. Захаров, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов, В. И. Логиновой, С. А. Козловой, А. Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
ФГОС ДОО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника.
Игра - свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности самореализации, отражение жизни, ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, отображают труд людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка…» (А. Г. Асмолов)
Кейс-технология («case») Кейс-технология – это интерактивная педагогическая технология направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс – метод развивает:
1. умственные, сенсорные и речевые способности.
2. аналитические умения: (классифицировать, решение проблемы).
3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»: (умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; защищать и отстаивать собственную точку зрения; убеждать; аргументировать ответ; формулировать вопрос; соотносить свои устремления с интересами других; умение выслушать другого и прийти к общему решению);
4. практические умения.
5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях).
6. обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка (умение получать необходимую информацию в общении и в игре: умение продуктивно взаимодействовать с членами группы и решающей общую задачу)
7. формируются умения применять самостоятельно без затруднений и без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.
Многофункциональная дидактическая кейс - игра «Изучаем профессии»
имеет многофункциональность
(вариативность) применения в дидактических играх
Цель: познакомить детей с некоторыми видами профессий посредством дидактических игр, систематизировать знания о профессиях людей и о предметах их труда, трудовых действиях.
Задачи:
•Образовательные: формировать знания детей со видах профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий; формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы. •Развивающие : обогащать и пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии», развивать навыки словообразования, способствовать развитию связной речи детей; развивать воображение, логическое мышление, память, любознательность, наблюдательность; развивать мелкую моторику рук; осознавать значимость любой профессии; формировать представление о разделении профессий на мужские и женские; способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации.
• Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
Материал: 18 карточек с изображением людей разных профессий + 72 с изображением оборудования, инструментов и материалов, необходимых для работы профессий; загадки» картинки на тему «Профессии» для беседы, мнемосхемы, стихи о профессиях. Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии, беседы о профессиях родителей.
Продолжительность дидактических игр и занятий:
вторая младшая группа (3-4 года) – не более 15 минут;
средний дошкольный возраст (4-5 лет) – не более 20 минут;
старшая группа (5-6 лет) – не более 25 минут;
подготовительная к школе группа (6-7 лет) – не более 30 минут.
Данная игра может быть рекомендована для использования как в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях для работы над темой «Профессии» .Игру можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы. Играть можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми. Также дети могут использовать кейс в свободной деятельности.
Алгоритм решения кейса:
• Как называется профессия?
• Где работают люди данной профессии (место работы?
• Какая у них форменная одежда?
• Материалы для труда?
• Какие орудия труда использует?
• В чём заключаются трудовые действия?
• Какие личностные качества человека помогают в профессии?
• Какой результат труда данной профессии?
• В чём заключается польза труда для общества?
«Рефлексия по схеме (мнемотаблица)»
Вопросы:
- Что вам понравилось?
- Что не понравилось?
- Что нового вы услышали?
- Что нового вы увидели?
Желаем вам успехов в работе, креативности, творчества. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание и благодарим за сотрудничество.